Прогнозирование научно-технологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:43, доклад

Описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Работа состоит из  1 файл

Прогнозирование научно.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)
 

     Методы анализа спроса 

     В анализе спроса на новую продукцию  могут применяться различные  методы. Один из них – анализ чувствительности спроса. Он позволяет определить изменение  величины спроса в зависимости от изменения какого-либо из его факторов. С этой целью рассчитывают коэффициент эластичности спроса (Е), показывающий, на сколько изменится спрос при однопроцентном изменении какого-либо его фактора: 

                                                        (1)

     где

       – средние значения соответственно  спроса (натуральных единиц) и влияющего  на него фактора (натуральных  единиц);

       – изменения соответственно  величины спроса и влияющего  на него факторного признака в отчетном периоде по сравнению с базисным.

     Формула (1) позволяет определить эластичность спроса по способу дуговой эластичности. Взятые во втором сомножителе значения величины спроса и его фактора  на дату дадут формулу точечной эластичности, которая представляется менее точной.

       исчисляются как полусуммы  значений данных показателей  до и после изменения факторного  признака.

     У коэффициента ценовой эластичности знак опускается, а его значение трактуется по абсолютной величине.

     Если коэффициент ценовой эластичности спроса равен нулю, спрос абсолютно неэластичен. Иначе говоря при любом изменении цены спрос остается постоянным.

     Коэффициент ценовой эластичности меньше единицы  свидетельствует об относительно неэластичном спросе.

     При Ер = 1 говорит о единичной эластичности спроса. Это случается, когда процентное изменение спроса равно процентному изменению цены. Если коэффициент ценовой эластичности спроса больше единицы, спрос относительно эластичен.

     При коэффициенте эластичности спроса по цене, стремящийся к бесконечности, спрос считается абсолютно эластичным. Это происходит в том случае, когда при неизменной цене спрос неограниченно растет, что является следствием действия неценовых его факторов: моды, рекламы, ожидания роста цен, экологической обстановки и др.

     Для характеристики ценовой эластичности спроса можно использовать и графический  метод. Тогда абсолютно неэластичный спрос будет выглядеть в виде прямой, параллельной оси ординат (рис1. а), абсолютно эластичный - в виде прямой, параллельной оси абсцисс (рис1.б). В общем случае чем больше угол наклона кривой спроса, тем эластичнее спрос (рис1.в).

     

     

       
 

       

     

       

     Рис1.  Кривые, характеризующие эластичность спроса 

     а) абсолютно неэластичный спрос;

     б) абсолютно эластичный спрос;

     в) Д1 – относительно неэластичный спрос; Д2 – относительно эластичный спрос 

     При анализе спроса на нововведения интересно  изучение влияния на него доходов  потребителей. В зависимости от назначения продукции - производственно-технического или бытового, будет различаться информационная база анализа. В первом случае могут быть использованы данные официальной отчетности предприятий, во втором - публикуемые и предоставляемые по запросам статистические данные.

     Формула коэффициента эластичности спроса по доходу имеет вид:

                                                        (2)

     где

       – показатель, характеризующий  величину дохода потребителя,  ден. ед.

     Коэффициент эластичности спроса по доходу может  быть как положительным, так и отрицательным (для товаров низшей категории).

     Отрицательные значения коэффициента эластичности свидетельствуют  о низком качестве продукции, так  как при увеличении доходов покупатель сокращает объемы покупки, потребления  продукции.

     При положительном значении коэффициента эластичности по доходам можно констатировать удовлетворительное качество товаров.

     Чем выше эластичность спроса по доходу, тем  эффективнее развивается предприятие. Если динамика данного показателя положительна и растет приблизительно одинаковыми темпами, то можно судить о стабильном развитии предприятия.

     Постоянная  величина коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о состоянии  застоя на предприятии, производящем научно-техническую  продукцию.

     Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

       Поскольку на спрос достаточно  сильно влияет наличие товаров-заменителей,  важно определить сопряженность  нововведений с имеющейся на  рынке аналогичной по назначению  продукцией. С этой целью применяют  коэффициент перекрестной эластичности спроса (Eji).

                                                     (3)

     Он  показывает изменение спроса на i-тый  товар при изменении цены j-того товара и может быть как положительным, так и отрицательным по своему значению.

     Если Eji > 0, то спрос на i-тую продукцию прямо зависит изменения спроса на j-тую, т.е. i-тая и j-тая продукция взаимозаменяемы.

     При Eji < 0 товары взаимодополняемы. Тогда в случае повышения цена на j-тый товар снижается спрос на i-тый товар.

     Если Eji = 0, то i-тый и j-тый виды продукции независимы друг от друга.

     Значение  коэффициента перекрестной эластичности особенно велико для анализа спроса на новую стандартизованную научно-техническую  продукцию и требует постоянного  анализа динамики цен на основной товар.

     Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. Подобные ряды позволяют построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и прироста, абсолютные значения одного процента изменения спроса за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу.

     Анализ  спроса на инновации имеет огромное значение, поскольку от его результатов  зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия  и объем реализации его продукции  и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.

Экспертиза  инновационных проектов и решений

 

     Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению  инновационного проекта.

     Оценка  проекта - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она  также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Она включает в себя следующие компоненты:

     выявление факторов, относящихся к проекту;

     оценка проектных предложений по этим факторам с использованием количественной информации или экспертных оценок;

     принятие или отказ от проектных предложений на основе сделанных оценок;

     - выявление областей, где нужна дополнительная информация, и выделение ресурсов на ее получение;

     сопоставление новой дополнительной информации с той, что использовалась при первоначальной оценке;

     оценку воздействия на проект выделенных новых переменных;

     принятие решения о продолжении или прекращении работы над проектом.

     На  первом этапе выбора проекта для  внедрения решается вопрос: может  ли фирма позволить себе внедрение  нового продукта или технологии? Здесь  определяющими являются критерии технического достоинства программы и ее соответствия специализации фирмы.

     На  следующем этапе менеджеры решают вопросы: должны ли мы это внедрять и, наконец, почему надо делать это именно таким образом? Какие бы изощренные методы оценки проектов ни использовались компанией, в конечном счете решение должен принимать ее высший менеджмент. Он должен очень чутко чувствовать баланс между стабильностью, которую гарантирует доведение до совершенства традиционного управления традиционной технологией, и усилиями по внедрению новейшей технологии.

     Менеджеру при принятии решения о судьбе проекта следует руководствоваться  следующими принципами.

     1. При выборе новой технологии нужно исходить не только из ее привлекательности и грандиозных возможностей, которые она сулит, но, прежде всего, из того, насколько она будет удовлетворять требованиям потребителей.

     2. При выборе новой технологии необходимо исходить из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения, учитывая при этом влияние настоящей практики и прошлый опыт.

     3. Надо сознавать, что большинство нововведений не окончится и не должно окончиться успехом. Если менеджер будет все время говорить нововведениям "нет", то в большинстве случаев он окажется прав, но достаточно нескольких ошибок, чтобы фирма «упустила свой шанс» и потерпела крах.

     4. Технологические усовершенствования не обладают самостоятельной ценностью – только потребитель определяет их истинную ценность.

     5. Одним из главных факторов успешного внедрения новой технологии является инфраструктура, необходимая для ее внедрения.

     Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным  для другого в силу объективных  и субъективных причин, таких, как  территориальная расположенность  предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:

     - финансовые результаты реализации проекта;

     - воздействие данного проекта на другие в рамках портфеля НИОКР корпорации;

     - влияние проекта в случае его успеха на экономику корпорации в целом.

     На  основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных  проектов, которые включают в себя:

     - цели корпорации, ее стратегия, политика и ценности;

     - маркетинг;

     - НИОКР;

     - финансы;

     - производство. 

     Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации 

     Оценивая  инновационный проект по данному  критерию, необходимо выявить, насколько  цели и задачи инновационного проекта  совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

     К этой группе критериев относят:

     - стратегическое планирование;

     - отношение к риску;

     - отношение к нововведениям;

     - временной аспект.

Информация о работе Прогнозирование научно-технологического развития