Прогнозирование научно-технологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:43, доклад

Описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Работа состоит из  1 файл

Прогнозирование научно.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

     4. Цена и наличие материалов.

     5. Производственные издержки.

     6. Потребности в дополнительных мощностях.

     Е. Внешние и экономические критерии:

     1. Возможные вредные воздействия продуктов и технологии.

     2. Влияние общественного мнения.

     3. Текущее и перспективное законодательство.

     4. Воздействие на уровень занятости.

     Использование любого формализованного метода оценки не является математическим расчетом потенциальной или ожидаемой  эффективности проекта, а имеет  лишь цель определить его выбор. Каждая компания сама выбирает форму и критерии оценки. Рейтинговые оценки имеют ряд преимуществ:

     - легкость проведения оценок проекта по разнородным критериям;

     - возможность свертывания в единую оценку субъективных оценок и объективных данных;

     - возможность при выборе критериев оценок учета специфики фирмы.

     Кроме оценок по частным критериям необходимо установить рейтинговые веса групп  факторов и отдельных факторов, а  далее осуществить свертывание  всех оценок в одну по выбранной  методике (например, аддитивным или мультипликативным образом). 
 

     1. Особенности и содержание экономической диагностики инновационной деятельности 

       Экономическая диагностика инновационной  деятельности предприятия процесс  всестороннего исследования состояния  инновационной деятельности с использованием преимущественно экономических методов, моделей, процедур оценок и т. д. в целях выявления проблем, «узких мест» в её осуществлении. Цель экономической диагностики - выявление проблем, «узких мест» в исследуемом объекте. Объектом диагностики, состояние которого определяется на основе всестороннего исследования, в данном случае, является инновационная деятельность предприятия. Предметом - проблемы, «узкие места» в её осуществлении. Ситуация возникновения таких проблем и «узких мест» - проблемная ситуация.

     Диагностика инновационной деятельности позволит решить следующий комплекс аналитических  задач:

  • определить соответствие инновационной деятельности целям, задачам и стратегии предприятия;
  • изучить состояние инновационной деятельности;
  • выявить «узкие места», проблемы в её осуществлении;
  • распознать симптомы возникновения проблемных ситуаций;
  • проанализировать причины возникновения таких ситуаций;
  • оценить их влияние на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприятия в целом;
  • оценить реализацию функций инновационной деятельности.

     Завершением исследования должно стать заключение о состоянии объекта, то есть постановка диагноза.

     Классифицироваться  экономическая диагностика может  по периодичности, срочности, содержанию, глубине исследования, широте охвата (табл.1). 

     Таблица1.- Классификация видов экономической  диагностики

    Классификационный признак Виды экономической  диагностики
    1 2
    1. Периодичность
    • Эпизодическая
    • Перманентная
    2. Срочность
    • Оперативная
    • Стратегическая
    3. Содержание
    • Функциональная (процессная)
    • По результатам
    4. Глубина  исследования 
    • Экспресс-диагностика
    • Диагностика по существу
    5. Широта  охвата 
    • На уровне предприятия
    • На уровне подразделения
    • По типу новшества
 

Таблица 2.- Подходы и методы экономической диагностики

Подходы Методы
  • Вероятностный;
  1. Сбор и обработка информации:
  • динамический;
  • опрос;
  • нормативный;
  • наблюдение;
  • системный;
  • функциональный;
  • изучение официальных и неофициальных документов;
  • экспериментальный
  • статистическая сводка и группировка информации;
 
  • другие  методы обобщения информации.
  2. Диагностическое  обследование:
 
  • анализ;
 
  • экономическая, в том числе экспертная оценка;
 
  • прогнозирование;
 
  • моделирование;
 
  • контроль;
  • мониторинг
 

     Содержанием экономической диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики. Он состоит из восьми этапов:

     Организация и подготовка проведения экономической  диагностики;

     Методическое  обеспечение экономической диагностики;

     Информационное  обеспечение экономической диагностики;

     Моделирование исследуемого объекта;

     Диагностическое обследование;

     Верификация результатов диагностики;

     Разработка  рекомендаций по использованию результатов  экономической диагностики;

     Оформление  результатов диагностики.

     На  первом, организационно-подготовительном, этапе формируется рабочая группа, определяется её состав, число исполнителей и руководитель. Кроме того, составляется техническое задание на проведение диагностики и календарный план работ.

     В состав рабочей группы могут входить  специалисты из различных подразделений  предприятия, связанных с осуществлением инновационной деятельности, а также (или) специалисты-эксперты со стороны  и технические работники. Число  исполнителей определяется в зависимости от объёма предстоящей работы и намеченных сроков её выполнения. В случае необходимости и состав группы, и число исполнителей могут быть изменены. Руководитель группы назначается из числа ведущих специалистов предприятия в области инноваций. Им может быть инженер-исследователь, главный конструктор, главный технолог, главный инженер и т. п.

Финансово-экономические  аспекты инновационной  деятельности. Инвестиции в инновации

 
 

     Применение  различных методов финансирования процесса создания нововведений всегда актуально. В рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Максимальная эффективность создания, освоения и распространения инноваций таким образом зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать различные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

     Для достижения конкурентных преимуществ  и максимизации прибыли, фирмам, при  нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю  новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

     Одной из важнейших проблем, стоящих перед  руководством фирмы, является решение  вопроса: какие средства следует  выделять на исследования и разработки? Объем имеющихся средств всегда ограничен, и его необходимо разделять между сферами, где эти средства могут дать быструю отдачу, например реклама, и где решаются долгосрочные задачи, как в случае НИОКР. Но НИОКР - не единственная область, где требуются средства, не дающей немедленной отдачи, хотя именно здесь наиболее трудно принимать решения на базе показателя "затраты - прибыль", т.к. только в редких случаях можно связать затраты на НИОКР непосредственно с видимыми изменениями прибыльности, поскольку динамика последней обычно подвергается воздействию и других факторов. Выделение средств на НИОКР должно выступать в качестве стратегического решения, которое базируется на проницательности высшего руководства и испытывает влияние их собственной системы ценностей. Некоторые компании намеренно не расходуют на развитие техники средств больше минимально допустимой величины.

     Обычно  выделяют три основные группы внутренних текущих затрат на инновационную  деятельность: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Данные виды работ выполняются на определенных стадиях инновационного цикла. Для наглядности эти работы представлены в структуре инновационного цикла на рисунке 1: 
 

     

                                                                                                       

                  -         

               
 
 
 

                                                                                            

      Рис. 1: Инновационный  цикл 

     В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может  складывается из средств, направляемых на:

     1. финансирование затрат по техническому  перевооружению, модернизации и  увеличению производственных мощностей;

     2. финансирование затрат по подготовке  и освоению новой и модернизированной  продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

     3. проведение НИОКР (включая приобретение  лицензий), на финансирование затрат  на приобретение оборудования, приборов  и других товарно-материальных  ценностей для этих работ;

     4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

     5. финансирование прироста собственных  оборотных средств, а также  на возмещение их недостатка;

     6. погашение долгосрочных кредитов  банков, а также на уплату по  ним процентов. 

     На  этой базе определяется потребность  в капитале, привязанная к графику  реализации инновационного проекта  и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.  
 

     2 Методы коммерческого  финансирования инновационных  проектов  

     Возможность для компании привлечь финансирование является критической составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности.

     Под методами финансирования инновационных проектов понимают такие способы финансирования инноваций, которые отражают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией фирмы, планами ее текущей деятельности и развития. 

     Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

     Наиболее  распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются:

  1. банковский кредит;
  2. средства от эмиссии ценных бумаг;
  3. сторонние инвестиции под создание отдельного предприятия для реализации проекта;
  4. средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов;
  5. инновационный кредит;
  6. доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных);
  7. собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд);
  8. средства, полученные под заклад имущества;
  9. доходы от продажи патентов, лицензий;
  10. факторинг;
  11. форфейтинг.

Информация о работе Прогнозирование научно-технологического развития