Прогнозирование научно-технологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:43, доклад

Описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Работа состоит из  1 файл

Прогнозирование научно.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

     11. Факторинг. Это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Для инновационной фирмы эти услуги могут включать: финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами. Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки продавцу банк выплачивает в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В различных странах мира размер досрочного платежа  составляет от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки за вычетом суммы досрочного платежа и за вычетом комиссии банка) выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора. В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму. Поскольку факторинг является долгосрочной программой финансирования оборотного капитала, договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и будет действовать сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.  

     4 Источники косвенного финансирования инновационных проектов 

     1. Покупка и аренда материально-технических  средств, любого материального  имущества и прочих имущественных  прав в кредит на срок, увязанный  со сроком реализации инновационного  проекта и получения от него  прибылей, за счет которых будет обслуживаться и погашаться товарный кредит;

     2. Покупка при той же синхронизации  с ожидаемыми доходами от проекта  материального имущества и прочих  имущественных прав в рассрочку  (с получением прав пользования  ими без прав собственности,  которые перейдут к покупателю только после окончательной выплаты рассрочки и процентов; в случае невыплаты очередных сумм рассрочки и процентов собственник изымает имущество у покупателя, лишает его прав пользования);

     3. Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект, с полным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме "роялти" (процента, в данном случае весьма высокого, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии);

     4. Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой непосредственно в форме поставок или сдачи в аренду потребных материально-технических (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау) ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке стоимости размещенных бумаг);

     5. То же при привлечении вкладов  в натуре от партнеров в  уставные фонды собственного  либо целевого совместного предприятия,  в обеспечение совместных проектов  или консорциумов;

     6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой  в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

     Суть  данных методов финансирования очевидна и сводится к тому, что обеспечение  инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами - минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.    

     5. Государственное финансирование  инновационных проектов 

     В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников.

     Финансирование  научной, научно-технической и инновационной  деятельности является приоритетным направлением государственной бюджетно-налоговой  политики. Так же согласно ст.6 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.1996г. [1] финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства ежегодно осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также других источников. Объем обязательных ежегодных финансовых ассигнований выделяется в расходной части республиканского бюджета отдельной строкой по представлению Президента Республики Беларусь. Объемы финансирования из местных бюджетов определяются соответствующими Советами депутатов или по их поручению соответствующими исполнительными комитетами.

     Формы государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств  республиканского и местных бюджетов осуществляется через президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности.

     Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. В условиях перехода к рыночным отношениям в научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях достижения максимально возможной эффективности. В банках для малого предпринимательства установлены более жесткие условия по обеспечению кредита, да и сами предприятия этого сектора зачастую не имеют достаточного залога. Поэтому для малых инновационных предприятий выгоднее обращаться к бюджетному финансированию, инновационным фондам.

     Белорусский Инновационный Фонд (Белинфонд) образован  в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 12.11.98г. № 1739 [2] для усиления поддержки инновационной  деятельности в Республике Беларусь. Средства Белинфонда выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях.

     Средства  направляются на финансирование инновационной  части проекта, связанной с выполнением  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объём выделяемых средств может составлять до 50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников. За время своего существования Белинфонд профинансировал свыше 30 инновационных проектов общей стоимостью более 2,5 миллиона долларов США. Три предприятия уже полностью рассчитались с фондом по взятым кредитам, выразив желание продолжить сотрудничество. Однако, инновационные предприятия не осведомлены о возможности получения средств в Белинфонде. Опрос показал, что 48% предприятий ничего не знает об этом фонде, 49% знают, но не обращались к его услугам, и только 3% привлекали средства Белинфонда для финансирования своей деятельности [5].

     Программы финансирования средствами республиканских  и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов труднодоступны для  инновационных предприятий Республики Беларусь или не популярны среди  них. Одной из причин является долгое и сложное оформление, как подачи заявки на проекты, так и отчетности по его выполнению.

     Основным  источником финансирования инноваций  в Республике Беларусь являются собственные  средства предприятий (85%). 39% предприятий  в своей деятельности прибегали  к использованию средств республиканского и местных бюджетов.

     Средства  инновационных фондов привлекали 18% предприятий, 27% используют другие источники. И только 3% привлекали отечественные  и зарубежные инвестиции.

     Еще одним сдерживающим фактором развития инновационного предпринимательства является права на результаты исследований. Если исследования выполнялись за счет средств вышеуказанных фондов, то результат передается государственному заказчику.

     В настоящее время в республике принят ряд законодательных и  нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств», основанных на новых и высоких технологиях предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях. Однако, по мнению 70% руководителей малых предприятий, система налоговых преференций в нашей стране требует большой доработки. А 12% респондентов считают, что она вообще не разработана. Сегодня количество налогов, отчислений и сборов по различным оценкам экономистов составляет от 15 до 20.

     Согласно  Указа Президента РБ от 30.09.2002 г. № 495 «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности», в зависимости от целевого использования арендуемых площадей и категорий арендаторов к базовым ставкам арендной платы применяются понижающие коэффициенты; в том числе за площади, арендуемые центрами поддержки предпринимательства, технологическими парками, инкубаторами малого предпринимательства в первые два года со дня заключения договора аренды. Этот понижающий коэффициент составляет 0,5.

     Таким образом, основным тормозом для развития малого инновационного бизнеса является несовершенство законодательства в этой области. Налоговая и таможенная система, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников инновационного процесса – ученых и разработчиков, производителей и инвесторов – высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок, т.е. введении интеллектуальной собственности в экономический оборот. 
 

Информация о работе Прогнозирование научно-технологического развития