Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

готовое.docx

— 325.14 Кб (Скачать документ)
  1. Проблемы  и перспективы  привлечения иностранных  инвестиций в Россию.
 

    Введение.

    Актуальность  использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня  очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности  национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.

    Привлечение иностранных инвестиций важно для  России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы приносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

    По отношению  иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного  климата в России. В отличие  от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.

    Зачем же российской экономике нужны иностранные  инвестиции?

    Очевиден  тот факт, что объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура  и динамика определяются прежде всего  привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и иностранных инвесторов, то есть состоянием инвестиционного климата в стране. Вот уже несколько лет ведутся непрекращающиеся разговоры о том, что в России надо улучшать инвестиционный климат. Сегодня под инвестиционным климатом подразумевают, прежде всего, финансовые, политические и другие условия, оказывающие влияние на активность инвестиций в экономику страны. 
 
 
 

  1. Понятие иностранных инвестиций. Виды иностранных инвестиций.

    Становление и развитие системы рыночных отношений  в экономике такого масштаба, как  народное хозяйство Российской Федерации, предполагает поиск многообразных  путей оптимизации этих процессов.

    Среди ряда подобных направлений значительный интерес представляют научные исследования и практическая деятельность, объединяемые понятием инвестиционная сфера экономики.

    Продуманное и обоснованное инвестирование позволяет  решать целый комплекс социально-экономических задач на макро- и микроуровнях и создавать благоприятные условия для реформирования экономики и ее реструктуризации. Таким образом, целесообразно признать инвестиционную деятельность элементом поддерживающей системы в развитии экономики в России.

    Сдвиги  в структуре поступающего в Россию иностранного капитала можно интерпретировать таким образом, что иностранные инвесторы, как и раньше, не доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития (главным образом в качественном, а не количественном плане). Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компаний. Последнее подтверждается и повышением кредитных рейтингов России на мировых финансовых рынках, позволяющим ей привлекать иностранный капитал на несколько более выгодных финансовых условиях, чем прежде.

    В последние  десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных  связей торговлей товарами и услугами все большее значение приобретает  движение капитала в различных формах. Но в отличие от мировой торговли, которая устойчиво характеризуется ежегодным ростом, в динамике иностранных прямых, портфельных и ссудных инвестиций наблюдаются - при преобладающей тенденции к увеличению размеров экспорта и импорта капитала - значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры. Однако в целом динамика роста объема зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира.

  1. Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций.

    Сегодня, конечно, не помешала бы вполне последовательная политика избирательного заманивания  иностранного капитала, особенно крупнейших транснациональных корпораций, как  носителей самых передовых технических  знаний и технологий, особенно с  учетом нацеленности нашей страны на скорейшее вступление в ВТО.

    Такой приток капитала помог бы нам в  создании новых высокотехнологичных  отраслей экономики, в активной политике импортозамещения в условиях возрастания  конкуренции импорта, и, одновременно, в решении проблем устойчиво  высокой занятости населения. Можно  при этом рассчитывать также на повышение  эффективности госинвестиций при  создании СП с участием госкапитала, на ускорение процесса консолидации промышленных капиталов и активов, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, на расширение налоговой базы, на ускорение научно-технического прогресса в стране, на прекращение утечки умов из страны, на финансовое оздоровление предприятий.

    Допустимо, конечно, усмотреть в активизации  иностранных инвестиций и создание более плодотворной конкурентной среды в стране, рассматривать это явление как антимонопольную меру.Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей. Они могут ожидать от масштабного пришествия крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля.

    Вместе  с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок  труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки.

    Учитывая  это, государству следовало бы адекватно  регулировать приток иностранных инвестиций в те или иные отрасли и производства, в те или иные области, края и республики РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов.Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, т.е. всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах. Население, возможно, получит выгоду от качества, цены, разнообразия продукции, способной вытеснить импорт.

    Профсоюзы, с приходом новых, более прагматичных хозяев, могут надеяться на рост своего влияния в рабочей среде  в результате активизации борьбы за экономические права трудящихся и на увеличение отчислений членов профессиональных союзов.

    Вместе  с тем работникам нужны гарантии и защитные меры не только со стороны  профсоюзов, но и государства. В этой ситуации возрастает роль социальной политики государства, обеспечения пособиями армии безработных, мер по охране здоровья населения, методов влияния государства на коллективные трудовые соглашения. Необходимо также реанимировать систему профессиональной подготовки рабочих и повысить качество высшего и среднего специального образования в рамках более действенной и соответствующей времени и обстоятельствам кадровой политики.

    Следует особенно отметить, что проблемность вовлечения в наше производство крупнейших компаний промышленно развитых стран с их инвестиционными ресурсами, ноу-хау и мощнейшим интеллектуальным капиталом во многом обусловлена тем, что транснациональные корпорации являются, прежде всего, важнейшими игроками на мировых рынках товаров и услуг. Для них российский рынок и Россия, как объект приложения капиталов,- это частность, причем во многих случаях не очень существенная на глобальном фоне. Они смотрят на собственные инвестиции в Россию, прежде всего, с точки зрения усиления своей конкурентоспособности в противостоянии с себе подобными в ходе борьбы за передел основных рынков сбыта продукции в масштабах всей планеты.

    Итак, инвестиционная привлекательность каждой компании - потенциального объекта инвестиций определяется как ее материально-техническим  и финансовым потенциалом, так и  эффективностью его использования, “прозрачностью” финансов и менеджмента, политическим и инвестиционным климатом в стране. Для любого инвестора, в том числе и банка, важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Международные инвесторы придают большое значение положению акций компании на фондовом рынке. Инвесторы готовы платить больше за акции компаний, дающих меньшую прибыль, но работающих в условиях низких управленческих рисков. Этот тезис весьма неблагоприятен для российских предприятий, где, как показали расчеты, степень реализации и окупаемости проектов обратно пропорциональна их технологической сложности. Названная тенденция кажется особенно тревожной, если учесть высокую динамику зарубежных фондовых рынков, позволяющих обеспечить для инвестора при умелом формировании портфеля до 30% годовых. Отсюда вытекает первостепенная задача - стабилизация и развитие фондового рынка в России, закрепление наметившихся положительных тенденций.

    Как показывает практика, норма прибыли на капитал, который инвесторы готовы вкладывать в акции российских компаний, существенно выше соответствующего показателя для зарубежных фирм. Помимо стабилизации политической и экономической ситуации в стране, важной предпосылкой привлечения инвестиций является обеспечение “прозрачности” деятельности этих компаний, а также гарантирование защиты прав и интересов акционеров. В данной связи, определенный оптимизм внушают развитие методологии оценочной деятельности и принятие новых международных стандартов. Речь идет о важнейшем условии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику - гармонизации международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности, прежде всего оценочной, бухгалтерской и инвестиционной.

    Очень актуален аспект создания не индивидуальных условий, а комплекса единых экономических параметров инвестиционного развития. Главное - обеспечить условия для эффективного функционирования рыночного механизма в целом. Среди них важную роль играет регулирование системы собственности и контроля. Инвестор хочет достоверно знать, кто является основным собственником предприятия, иметь возможность занять свое место в структуре собственности объекта инвестиций, а при необходимости - выйти из нее. Что касается самих предприятий как объектов инвестиций, то не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности предприятия становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций. 
 

  1. Перспективы привлечения иностранного капитала

    В новой  среднесрочной программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на приоритет использования внутреннего экономического потенциала, важное значение придается созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в различных формах. При этом особое значение придается привлечению прямых иностранных инвестиций.

    Для преодоления  кризисных явлений, поддержания  наметившегося роста экономики, проведения структурных реформ, выхода на устойчивый экономический рост России необходимо ежегодно от 20 до 40 млрд. долл. новых капиталовложений. При этом около половины этих средств может приходиться на прямые иностранные инвестиции.

    Чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат. Многие конкуренты России на мировом рынке капитала, особенно после мирового финансового и биржевого кризиса, уделяют большое внимание совершенствованию либерализации внутренних инвестиционных режимов, тем самым, привлекая предпринимательские капиталовложения, на которые могла бы претендовать Россия.

    В российской экономике, где существует значительное число потенциально высокодоходных проектов, предприниматели сталкиваются с чрезмерно высокими системными рисками. Благодаря этому обстоятельству Россия проигрывает конкурентам на рынке мирового капитала, что проявляется в незначительном притоке капитала и намного превосходящем его оттоке. Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа России, либерализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию