Планирование эксперимента систем управления

Автор работы: k*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание

Введение 3
1 Понятие эксперимента, виды, методология, экспериментирование в управлении организациями 5
1.1 Понятие эксперимента, классификация и методология 5
1.2 Возможности экспериментирования в управлении организациями 13
2 Применение метода эксперимента на примере предприятия 18
2.1 Организационная характеристика предприятия и анализ эффективности системы управления на предприятии и определение проблем 18
2.2 Направление совершенствования эффективности системы управления персоналом на примере ООО «Приморские окна» 26
Список литературы 41
Приложение 43

Работа состоит из  1 файл

Планирование эксперимента СУ (курс).doc

— 503.00 Кб (Скачать документ)
y">       Рисунок 5 – Динамика возможностей персонала ООО «Приморские окна»

     Эффективность своей работы с персоналом директор измеряет несколькими индикаторами. Первый- выполнение запланированных проектов,  второй – произведенные затраты, то есть  насколько удалось уложиться в рамках отведенного  бюджета, третий – качество глазами внутренних клиентов, то есть сотрудников.

     Таким образом, сначала директор определяет, в каком направлении двигается управляемая им компания, затем он вырабатывает и реализует конкретные инструменты для достижения целей бизнеса. Чем больше конечный  результат соответствует заявленным целям, тем выше оценивается проведенная кадровая работа.

 

Заключение
 

     В работе подробно рассмотрены основные понятия планирования эксперимента: задачи, виды, тактика и стратегия  экспериментов; типы, выбор факторов и требования к ним, а также  методы, средства и способы измерений.

     Эксперимент означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее частого, т.е. не осложняемого другими явлениями. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

     Для проведения эксперимента любого типа необходимо:

    • разработать гипотезу, подлежащую проверке;
    • создать программы экспериментальных работ;
    • определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;
    • обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;
    • определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;
    • обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;
    • разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.);

     - обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.

     При приеме на работу руководство ООО  «Приморские окна» не использовало методов оценки деловых и личностных качеств претендентов на должность по критериям служебного соответствия. При формировании персонала систематически допускались ошибочные выводы по поводу потенциальных возможностей исполнения трудовых операций и функциональных возможностей.

     Коэффициент потенциальных возможностей директора ООО «Приморские окна» составляет 82%. По выше приведенным оценкам видно, что и деловые и личностные качества руководителя хорошие, и управление предприятием он осуществляет достаточно грамотно. Но негативное влияние оказывает нерешительность действий и авторитарный стиль руководства.

     Коэффициент потенциальных возможностей главного бухгалтера ООО «Приморские окна»  составляет 81%. Он немного ниже коэффициента директора.

     Такой достаточно высокий показатель говорит  о том, что бухгалтер занимает достаточно определяющее положение не только в своем отделе. По выше приведенным оценкам видно, что и деловые и личностные качества главного бухгалтера достаточно хорошие, а значит, он умело руководит в совеем подразделении предприятия и сам быстро и профессионально исполняет свои обязанности.

     Коэффициент потенциальных возможностей менеджера  отдела продаж ООО «Приморские окна» составляет 38%. Этот очень низкий показатель говорит о том, что данный сотрудник не соответствует занимаемой должности, и ему необходимо более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей.

     Коэффициент потенциальных возможностей менеджера  по закупу товара ООО «Приморские  окна» составляет 44 %. Это достаточно низкий показатель, который говорит о том, что данному сотруднику необходимо более ответственно  подходить к выполнению своих обязанностей. Для успешного функционирования предприятия необходим более высокий уровень потенциальных возможностей.

     Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что коэффициенты потенциальных возможностей руководителей высшего звена ООО «Приморские окна».

       Достаточно высокие, а коэффициенты  потенциальных возможностей менеджеров  среднего звена значительно низкие, что говорит о недостаточной  компетенции либо о слабой  заинтересованности в качественном исполнении своих обязанностей. Для этого и необходимо совершенствовать общую политику управления персоналом, а также разработать мероприятия, которые позволят наиболее полно использовать потенциальные возможности персонала.

     В 2009 году прибыль компании составила 113  тыс. рублей, следовательно, эффективность использования трудовых ресурсов ООО «Приморские окна» в 2009 году равна 18,5%.

     В  2010 году прибыль компании уменьшилась  и составила 112 тыс. рублей,  следовательно, эффективность использования трудовых ресурсов ООО «Приморские окна» в 2009 году равна 18,6%.

     Отсюда  видно, что трудовые ресурсы данной компании используются лишь на небольшую  часть, что может объясняться  лишь неблагоприятным морально-психологическим  климатом внутри компании, а также отсутствием грамотной политики управления персоналом.

     Политика работы с персоналом, проводимая директором ООО «Приморские окна» обязательно контролирует качество всех проводимых мероприятий. Таким образом, целесообразно представить общую динамику возможностей персонала ООО «Приморские окна», как за прошедшие периоды, так и грядущие.

     Эффективность своей работы с персоналом директор измеряет несколькими индикаторами. Первый- выполнение запланированных  проектов,  второй – произведенные  затраты, то есть  насколько удалось уложиться в рамках отведенного бюджета, третий – качество глазами внутренних клиентов, то есть сотрудников.

     Таким образом, сначала директор определяет, в каком направлении двигается  управляемая им компания, затем он вырабатывает и реализует конкретные инструменты для достижения целей бизнеса. Чем больше конечный  результат соответствует заявленным целям, тем выше оценивается проведенная кадровая работа. 
 

 

Список  литературы

 
  1. Адлер Ю.П. Введение в планирование эксперимента. – Москва: Металлургия, 1968, - 155с.;
  2. Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. – М.: Наука, 1976. – 280 с.;
  3. Анфилостов В. С. Системный анализ в управлении: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 367 с.
  4. Гейер Г. Экономика предприятия. Ускоренный курс. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 207 с.
  5. Давыдова Л. А., Фальцман В. К. Экономика и управление предприятием: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.
  6. Жариков О. Н. Системный подход к управлению: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.
  7. Исследование систем управления: Учебное пособие/Под ред. Н. И. Архиповой. – 2006. – 384 с.
  8. Красовский Г.И., Филаретов Г.Ф. Планирование эксперимента. – Мн.: Издательство БГУ, 1982. – 302 с.;
  9. Кафидов В. В. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Академический Проект. – 2007. – 153 с.
  10. . Основы научных исследований: Учебник для технических вузов / В.И.Крутов, И.М.Грушко, В.В.Попов и др.; Под ред. В.И.Крутова, В.В.Попова. – М.: Высшая школа, - 1989. – 400с.
  11. Планирование эксперимента в технике / В.И.Барабащук, Б.П.Креденцер, В.И.Мирошниченко; Под ред. Б.П.Креденцера. – К.: Техніка, 1984. – 200с.
  12. Рогожин С. В. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ЭКЗАМЕН, 2009. – 286 с.
  13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Г.В. Савицкая.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.- 328с.
  14. Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятий): Учебник/Под ред. И. В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 2010. – 552 с.
  15. Смирнов Э. А. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2006. – 271 с.
  16. Соловьев Б. А. Маркетинг: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 382 с.
  17. Травин В. В. Подготовка и реализация управленческого решения. – М.: ДЕЛО, 2008. – 79 с.
  18. Тронин Ю. Н. Управленческие решения: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 309 с.
  1. Труханович Л.В. Кадры предприятия. – М.: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 604 с.
  1. Фрейдина Е. В. Исследование систем управления. – М.: Омега-Л, 2008. – 367 с.
 

 

Приложение

 

 

Приложение 1 

Классификация экспериментов

Классификационный признак Виды Характеристика
1 степенью воздействия  на изучаемый объект активный, пассивный       Активный  эксперимент — это эксперимент, при котором исследователю удается выделять и оценивать доминирующие факторы, варьировать переменные и параметры, ставя опыты по разработанной и осмысленной программе. В целом активный эксперимент — это осуществление сознательного поиска варианта лучшего исполнения действия.

      Пассивный эксперимент предусматривает только наблюдение или измерение параметров и переменных, характеризующих функционирование объекта, т.е. их тестирование. В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент.

2 организацией  проведения лабораторный, натурный       Лабораторные  эксперименты проводят с применением специальных моделирующих систем и установок, стендов, а также измерительных приборов и других способов изучения. При достаточно полном научном обосновании исследований они позволяют получить ценную научную информацию с минимальными затратами времени и средств. В теории организационного управления лабораторные эксперименты — это, как правило, вычислительные эксперименты, состоящие в проведении на вычислительных комплексах или системах экспериментов с математическими и имитационными моделями, описывающими поведение сложных процессов и систем в течение заданного периода времени. К особому классу лабораторных экспериментов следует отнести деловые игры, хозяйственные ситуации («case — stade») и компьютерные системы для решения практических задач управления.

      Натурные  эксперименты имеют целью изучить функционирование процессов или системы в целом в реальных условиях с учетом воздействия разного характера случайных факторов внутренней и внешней среды. Вследствие громоздкости опытов требуются тщательные продумывание и планирование эксперимента. Одной из разновидностей натурного эксперимента является производственный эксперимент, часто сводящийся к сбору материалов в организациях, которые накапливают по стандартным формам. Их ценность заключается в том, что они систематизированы по единой методике за многие годы. Такие материалы хорошо поддаются обработке методами математической статистики и теории вероятностей. В ряде случаев производственный эксперимент эффективно проводить методом анкетирования. Для изучаемого процесса составляют тщательно продуманную методику. Основные данные собирают методом опроса по предварительно составленной анкете. К результатам опроса следует относиться с особой тщательностью, поскольку они не всегда содержат достаточно надежные данные.

      В зависимости от сложности темы научного исследования объем проведения экспериментов  может быть различным. Для подтверждения рабочей гипотезы в лучшем случае достаточно будет проведения лабораторных экспериментов. В худшем случае потребуется серия экспериментальных исследований, включающая, например, поисковые, лабораторные и производственные исследования.

3 характером  взаимодействия с объектом исследования материальный (классический), вычислительный, мыслительный       Материальный  эксперимент, в дальнейшем именуемый классическим, представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром. Объектом исследования выступают реальные системы, а также их физические и аналоговые модели.

      Вычислительный  эксперимент — современная технология экспериментирования на компьютере с моделью функционирования объекта в течение продолжительного периода времени.

      Мыслительный  эксперимент служит одной из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которого в воображении воспроизводится структура реального эксперимента, поэтому он нередко выступает в роли идеального плана реального эксперимента и предшествует ему.

3 ожидаемым результатом качественный, количественный       Качественный эксперимент ставится с целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный, или измерительный, эксперимент проводится для выявления количественной определенности какого-либо свойства изучаемого объекта или системы.
4 числом варьируемых  факторов однофакторный, многофакторный       Однофакторный и многофакторный эксперименты. Исследователь, начиная эксперимент, «погружается» в пространство факторов или независимых переменных. В этом контексте для исследователя существуют два классических подхода: получить решение однофакторным или многофакторным методом. Концепция многофакторного эксперимента заключается в оптимальном использовании пространства независимых переменных.
5 природой изучаемого объекта или явления физический,  экономический, социометрический, технологический и др.       Социометрический  эксперимент используется для изучения существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения. Технологический эксперимент направлен на изучение элементов и всего технологического процесса в целом. Аналогично можно говорить об экономическом эксперименте, эксперименте по обучению персонала и т.д.
 

 

     Приложение 2

     Характеристика  принципов теории эксперимента

Принцип Характеристика
Последовательность  проведения,      Последовательное  проведение эксперимента означает, что его выполняют поэтапно: анализируются данные каждого этапа и принимается решение о целесообразности приведения дальнейших исследований. Результаты эксперимента представляются уравнением регрессии или моделью процесса. С позиции кибернетики под моделью понимают приближенное выражение неизвестного закона, которое удовлетворительно характеризует явление в некоторой локальной области факторного пространства.
Рандомизация      Принцип рандомизации заключается в том, что в план эксперимента вводят элемент случайности. Для этого план эксперимента составляют таким образом, чтобы те систематические факторы, которые трудно поддаются контролю, учитывать статистически и исключить в исследованиях как систематические ошибки.
Оптимальное использование факторного пространства      Принцип оптимального использования факторного пространства заключается в снижении размерности задачи за счет выявления ненаблюдаемых параметров, являющихся линейной комбинацией наблюдаемых (измеряемых) параметров — факторов. Это позволит добиться значительного увеличения точности расчета коэффициентов полученной модели и уменьшить трудоемкость эксперимента.

     Планы «оптимального эксперимента» реализуются  в следующей последовательности:

  1. оценка информации и определение п факторов, наиболее существенных для исследуемого процесса;
  2. использование математической модели в виде линейной функции отклика;
  3. анализ выбранной модели;
  4. нахождение экстремума в области n-мерного факторного пространства путем использования полинома k-Pi степени
Математическое  моделирование      С середины XX в. в самых различных областях человеческой деятельности стали широко применять математические методы и ЭВМ. Возникли такие новые дисциплины, как «математическая экономика», «математическая химия», «математическая лингвистика» и т. д., изучающие математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы исследования этих моделей.

     Математическая  модель — это приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Основная цель моделирования — исследовать эти объекты и предсказать результаты будущих наблюдений. Однако моделирование — это еще и метод познания окружающего мира, дающий возможность управлять им.

     Математическое  моделирование и связанный с  ним компьютерный эксперимент незаменимы в тех случаях, когда натурный эксперимент невозможен или затруднен  по тем или иным причинам. Например, нельзя поставить натурный эксперимент  в истории, чтобы проверить, «что было бы, если бы...» Невозможно проверить правильность той или иной космологической теории. В принципе возможно, но вряд ли разумно, поставить эксперимент по распространению какой-либо болезни, например чумы, или осуществить ядерный взрыв, чтобы изучить его последствия. Однако все это вполне можно сделать на компьютере, построив предварительно математические модели изучаемых явлений.

Информация о работе Планирование эксперимента систем управления