Организационные сферы менеджмента в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:55, лекция

Описание

Структура организации зависит от ее функций и деятельности. Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций различаются по сложности (т.е. по степени разделения деятельности на различные функции), формализации (т.е. по степени использования заранее установленных правил и процедур), соотношению централизации и децентрализации (т.е. по уровням, на которых принимаются управленческие решения). Структурные взаимосвязи находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей.

Работа состоит из  1 файл

Тема 8 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ-формы.doc

— 1.37 Мб (Скачать документ)

Таблица 8.15

Выводы из анализа организационных  характеристик

Организационная характеристика

Содержание организационной  характеристики

Организационно- правовая форма

Инновационная организация может иметь любую организационно-правовую форму.

Для претворения в  жизнь инновационной политики важно выделить заинтересованные группы (лидера перемен), способные осуществлять руководство инновационной политикой

Конкретные функции управления

В инновационной организации конкретные функции выполняют работники физического труда, работники умственного труда и «новые служащие», причем доля первых существенно снижается за счет замещения «новыми служащими».

Успех деятельности инновационной организации зависит от управления работников умственного труда, т.е. от производительности специалистов.

Знания управленческого  персонала и специалистов способствуют росту производительности труда.

 

Производительность  труда специалистов следует увеличивать, используя методику и Тейлора, и Друкера. В инновационной организации формализованы могут быть лишь конкретные функции, выполняемые работниками физического труда и частично «новыми служащими», функции работников умственного труда не подлежат формализации.

Существенное значение для реализации инновационной политики имеет, включается ли непрерывная инновационная деятельность в производственное задание специалистов, определяется ли ответственность за внедрение нововведений на своем участке работы

Специализация

функций управления

Высокий уровень  горизонтальной комплексности инновационной организации или специализации требует координации специалистов с целью ограничения работ на перекрестные цели и обеспечения выполнения общих задач организации.

Организации с большей комплексностью становятся еще более специализированными, так как разработка новых программ организационных инноваций и развитие межорганизационных отношений приводят к дополнительной специализации.

Горизонтальную  специализацию можно уменьшить путем использования новых информационных технологий.

Степень горизонтальной комплексности прямо связана  с выживанием организации, ее устойчивостью в конкретных ситуациях.

Инновационная организация должна стремиться к большей горизонтальной комплексности, к увеличению степени комплексной специализации, которая проявляется в увеличении степени знания для достижения цели организации и повышении уровня образования работников организации

Форма организации НИОКР

Инновационная организация осуществляет динамичный эволюционный рост на основе нововведений (новых потребительских товаров, новых технологий, новых рынков, новых форм организации производства) (по Й. Шумпетеру).

Любая инновационная  организация должна содержать функцию НИОКР, организация которой может принимать форму, возможную на данном этапе развития (концентрацию НИОКР в рамках одного подразделения фирмы, специализированные подразделения НИОКР в рамках организации или варианты межфирменной кооперации НИОКР)

Иерархия управления

Прямые показатели вертикальной дифференциации подразумевают, что власть распределяется в соответствии с уровнем иерархии, т.е. чем выше уровень, тем больше объем власти.

При прочих равных условиях «этажность» обратно пропорциональна общей эффективности организации:

при большом  количестве уровней существует опасность значительного искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз и наоборот.

Увеличение  вертикальной комплексности, т.е. рост количества уровней управления, приводит к увеличению проблем координации в организации.

Решения о  фактическом расширении организации или уровнях иерархии могут приниматься в интересах экономии, однако достигнутую экономию могут перекрыть дополнительные расходы на сохранение целостности организации, т.е. на осуществление дополнительной координации.

Инновационная организация должна стремиться к уменьшению уровней иерархии, поскольку чем больше уровней управления в организации, тем ниже ее мобильность

Диапазон  контроля

Диапазон  контроля имеет большое значение. Увеличение диапазона контроля ведет к повышению загрузки, что в свою очередь ведет к уменьшению контроля, стихийной работе, снижению качества управления решения. Занижение диапазона контроля является следствием ненапряженной работы и незагруженности, приводит к росту числа уровней управления, увеличению времени принятия решений, низкому качеству решений.

Для инновационной  организации необходимо предусматривать  увеличение диапазона контроля, но при этом следует снижать норму загрузки руководителя.

Для определения  диапазона контроля предлагается использовать многофакторную методику компании Lockheed.

Для приведения в соответствие нормы загрузки руководителя рекомендуется:

повышать  уровень знаний, квалификации, профессионализма специалистов;

увеличивать объем инструктажа (обучения с целью  увеличения степени самостоятельности подчиненных в процессе принятия решений);

довести отношения  между подчиненными и руководителем до консультативно-докладного уровня;

создать информационную систему, позволяющую исключить опеку подчиненных, организовать надлежащую связь и снизить неопределенность из-за недостатка информации; создать организационно-психологический климат и организовать сотрудничество; снизить загруженность подчиненных различными вспомогательными работами, организовать планирование работы самими подчиненными

Тенденция к централизации, децентрализации

Суть решений  определяет степень централизации. В высокопрофессиональной инновационной организации решения в области профессиональной компетенции принимают профессионалы. Области, лежащие вне рамок профессиональной компетенции, должны быть более централизованы. Высокий уровень централизации означает большую координацию, но меньшую гибкость. Централизация способствует экономии, позволяет осуществлять последовательную политику в масштабе организации, но, возможно, не подходящую для внешней среды ввиду отсутствия быстрого реагирования на изменение внешних условий. Централизация дает большой потенциал для быстрого принятия решений в непредвиденных случаях, но приводит к перегрузке линий коммуникаций в нормальных условиях, так как коммуникации направляются вверх и вниз по иерархии. С высоким уровнем инновации связана организационная характеристика «высокая децентрализация власти»

Тенденция к плоской (высокой) структуре

В инновационных  организациях наблюдается тенденция к плоскому виду структуры, т.е. к меньшей иерархичности, широкому диапазону контроля вследствие высокого профессионализма работников, сложности и неопределенности решения задач, отсутствия формализации. Организационная характеристика инновационной организации «децентрализация власти» логически взаимосвязана с организационной характеристикой «тенденция к плоскому виду структуры»

Критерий депар-таментизации

В инновационной  организации используется ресурсно-результатный или результатный критерий департаментизации с частными критериями департаментизации (процессы, функции, технология, продукт, потребитель, рынок)

Тип структуры

Инновационная организация  может быть любой, в зависимости  от целей, ресурсов, ситуации, но вместе с тем предпочтительнее матричный тип структуры и с системой подразделений

По критерию «отношение к внешней среде»

По взаимодействию с внешней средой инновационная организация является органистической. Основными характеристиками инновационной организации данного типа являются: небольшое количество правил и процедур, отсутствие формализации процесса принятия решений; широкая специализация в работе, горизонтальная комплексность и высокий профессионализм персонала; размытость уровней иерархии, контроль формальный; система вознаграждений субъективная, зависит от личности руководителя; отношения неформальные, носят личностный характер (все коллеги на одном уровне); критерии отбора кадров субъективные; сложное нестабильное окружение, цели и задачи не определены; задачи не имеют четких границ, сложные, не измеряемы; авторитет власти завоевывается посредством профессионализма, власть основана на компетенции; мотивирование высших потребностей (самовыражения и уважения). Преимуществами такой организации можно считать гибкость, т.е. лучшую адаптацию к изменениям внешней среды

По критерию «отношение к человеку»

По взаимодействию индивидуума с организацией инновационная организация является индивидуалистической. Основными характеристиками такой организации являются: открытое, свободное, добровольное объединение людей, осуществляющих совместную деятельность; коллективная собственность не как собственность всех, а как собственность каждого члена коллектива; сочетание конкуренции и кооперации вместо монополии; децентрализованная структура с центрами прибыли и инвестиций; увязка интересов и целей всех членов с целями организации (управление по целям). Интересы работника сегодня — интерес организации завтра; свободный поиск возможностей внутри организации, внутренний хозрасчет; субъект управления — личность; работа подбирается под человека; суверенитет личности: человек отвечает за себя сам, что ведет к высокой конкурентоспособности организации;

лояльность к убеждениям личности; принятие решений по принципу «вето»;

устранение  популизма со стороны руководителя;

требования  к руководителю — умение убеждать, слушать других;

общечеловеческая  мораль и здравый смысл

 

По критерию «отношения между подразделениями»

По отношениям между подразделениями инновационная организация относится к матричной организации и к организации с системой подразделений, хотя матричная организация может быть частным случаем организации с системой децентрализованных подразделений

Тип корпоративной культуры

Перед инновационной  организацией стоят две основные проблемы: внешняя адаптация (как наилучшим образом установить связь с внешней средой) и внутренняя интеграция (как достичь успехов в координации внутри организации). Решение этих проблем сводится к формированию культуры организации.

Решить указанные  проблемы позволяет высокоэффективный, «самоизучающий» тип культуры


Пример анализа  организационных характеристик  российской организации в соответствии с приведенными методическими указаниями приведен в Приложении 2.

8.2. Проектирование организационных  форм менеджмента в инновационной сфере

Развитие  инновационной восприимчивости  организаций предполагает преобразование элементов системы управления. К числу таких элементов относится и структура управления организацией. Создание потенциала восприимчивости к инновациям через формирование структуры управления организацией в большей мере зависит от той стадии жизненного цикла организации, на которой она находится. Из анализа организационных характеристик по стадиям жизненного цикла организации (п. 8.1) можно сделать вывод, что потенциал восприимчивости может формироваться в любом типе структуры, но на каждой стадии он зависит от разных характеристик. Изменение характера структуры управления на разных стадиях жизненного цикла организации показано на рис. 8.2, а организационные характеристики приведены в табл. 8.16.

Рис. 8.1. Организационные  характеристики, удовлетворяющие концепции менеджмента в инновационной сфере

Таблица 8.16

Организационные характеристики структуры  управления на разных стадиях жизненного цикла организации

Стадия

Организационные характеристики структуры управления

Этап 1. Создание организации.

Предпринимательская организация

Департаментизация по ресурсам, централизация управления, тип структуры — линейно-функциональная, организация традиционная, органистическая, в большей мере индивидуалистическая

Этап 2. Рост 1.

Разветвленная техноструктура.

Рост за счет концентрации, расширения производственных мощностей

Департаментизация по ресурсам, централизация, тип структуры  — линейно-функциональная, организация иерархическая, механистическая, традиционная, корпоративная


Окончание табл. 8.16

Стадия

Организационные характеристики структуры управления

Этап 3. Рост 2.

Профессиональная функциональная организация.

Рост за счет специализации и профессионализма сотрудников

Департаментизация по ресурсам, в частности, по функциям, тип структуры  — линейно-функциональная, организация иерархическая, механистическая, традиционная, корпоративная

Этап 4. Рост 3.

Диверсифицированная дивизиональная организация.

Рост за счет возможности получения эффекта синергии — лучшее использование оборудования, площадей, каналов распределения и т.п.

Департаментизация по результату, по функциям, тип структуры — линейно-функциональная, организация диверсифицированная, дивизиональная, механистическая, корпоративная

Этап 5. Рост 4. Предпринимательская организация.

Инновационно-восприимчивая организация. Рост за счет инноваций

Организационные характеристики, позволяющие повысить инновационную восприимчивость


Из рисунка 8.2 и данных табл. 8.16 следует, что на стадии роста 4 возникает необходимость в структуре управления, создающей своими характеристиками потенциал инновационной восприимчивости. Преобразование структуры управления предполагает:

  • передачу интегральной предпринимательской ответственности за определенный процесс (продуктово-рыночную комбинацию) на уровень подразделений организации. Требование быстрых и качественных решений в области разработки и внедрения инноваций наиболее успешно реализуется в независимых хозяйственных предпринимательских единицах, поскольку инновация является результатом взаимодействия трех движущих сил: технологического давления, рыночного процесса, предпринимательства;
  • изменение методов ведения бизнеса: создание групп внутренних предпринимателей, берущих на себя ответственность за осуществление в организации инноваций любого рода, и организация конкуренции внутри компании;
  • создание предпосылок внедрения нововведений. Формирование организационной культуры, включающей такие составляющие, как четко очерченная миссия, осмысленные необходимостью организационные характеристики, стандарты поведения,

реальная  ориентация на внешних клиентов, необходимая  степень профессионализма и компетенции.

Анализ классических и современных принципов управления (системного подхода, принципов управления всеобщим качеством, реинжиниринга) позволяет сделать вывод о том, что они не утратили своей актуальности и напрямую могут быть использованы при проектировании новой структуры управления, обладающей потенциалом инновационной восприимчивости.

Переосмысление  классических принципов управления и соединение их с принципами управления, основанными на реинжиниринге [63], требуют переосмысления и радикальной реконструкции бизнес-процессов. Структура управления, обладающая потенциалом восприимчивости к инновациям, формируется на основе следующих принципов управления:

1) соединение интересов собственника, клиента, поставщиков, работников. Тождественность интересов предполагает единство цели — создание потребительной стоимости. Потребительная стоимость складывается из двух составляющих: прямой — стоимости продукта или услуги; дополнительной — сервиса высшего качества, быстрой доставки и др.

Здравый смысл  высшего порядка заключается  в рассмотрении каждого подразделения или процесса с точки зрения достижения цели — создания потребительной стоимости. Создание ценного для потребителя «выхода», а значит, выполняющего основную деятельность, качество, экономичность, динамику развития которой экономически оправдано обеспечивать;

  1. приспособление к себе окружения. Включение в свою систему управления поставщиков и покупателей для участия в процессе выполнения заказа клиента. Например, поставщик управляет материальными запасами, клиент участвует в формулировке требований к процессу работы и осуществляет контроль работы;
  2. власть и ответственность за весь процесс в целом, за результат деятельности перед клиентом, как внутренним, так и внешним. Ответственность за производительность процесса возлагается на менеджера и на команду, осуществляющую его. Дисциплина в течение всего процесса работы, ответственность за весь процесс перед клиентом;
  3. совмещение процессов, организация межфункциональных процессов, совмещение специализированных функций, слияние субпроцессов в рамках одной функции, слияние двух и более функций в одну, комбинирование задач за счет универсализации работников, иерархия должностей и процессов (процесс, субпроцесс, виды работ, отдельная работа). Возможность внесения и реализации предложения в рамках процесса. Самодисциплина, обусловленная разделением ответственности и корпоративной культурой организации внутри процесса;
  4. справедливое отношение к персоналу. Анализ процесса с целью ответить на вопросы: кто выполняет данный этап работы; какие требования к работнику предъявляет данный процесс; какие работники и с какой квалификацией могут выполнять данный процесс с наибольшей производительностью? Хорошая организация и хороший подбор персонала. Каждый задействуется там, где он может принести наибольшую пользу;
  5. выбор способа осуществления работ, позволяющего минимизировать усилия, время, количество занятых методами реинжиниринга. Использование метода структурного анализа процессов, основанного на моделировании данных и иерархии процессов. Применение электронных средств для ликвидации рабочих мест, предполагающих рутинное выполнение одной задачи, или для преобразования их в рабочие места, требующие навыков интеллектуальной работы;

7) поощрение децентрализации. При этом централизованное управление сохраняется посредством использования информационных систем, сетей и технических средств, «электронной нервной системы» по Б. Гейтсу.

Правильность  этих принципов подтверждает и анализ принципов управления по развитию организационных характеристик, используемых в практике управления ведущими компаниями мира, в том числе и российскими. Исходя из рассмотренных принципов для создания потенциала инновационной восприимчивости необходима процессно-ориентированная структура управления с предпринимательскими подразделениями.

Логическая  последовательность построения процессно-ориентированной структуры управления предпринимательскими подразделениями инновационной организации приведена в табл. 8.17.

В результате выполнения работ в соответствии с предложенной логической последовательностью могут быть созданы следующие варианты процессно-ориентированных структур с предпринимательскими единицами (табл. 8.18). Данные варианты предполагают использование следующих принципов децентрализации управления [11]:

• децентрализация основных функций (производство, НИОКР, маркетинг) до известных пределов, т.е. пока не наблюдаются существенные потери эффекта масштаба;

Таблица 8.17

Логическая  последовательность построения процессно-ориентированной  структуры управления предпринимательскими подразделениями инновационной организации

Название этапа

Содержание  этапа

Основные требования к этапу

Этап 1. Определение миссии организации

1. Определение  образа организации

Определение целей создания организации. Описание сферы деятельности организации (продукты, потребительские группы, географическое расположение), формулировка целей относительно конкурентной позиции, прибыльности и других характеристик организации при ее вхождении в рынок

Выражение «конституции»  организации, рациональные стороны организации. Ответ на вопросы: с какой целью создана организация; почему она существует; каковы ее стратегия, конкурентная позиция и особая компетентность? Понятность членам организации, доверие с их стороны, пригодность для анализа процессов

2. Определение кредо организации, выражающее сущность корпоративной культуры

Формулировка общего кодекса поведения, где зафиксированы определенные обязательства организации и результаты, к достижению которых она стремится. Объявление ценностей организации, в которые она верит, правил и образцов поведения, которые указывают на особую компетентность и систему ценностей

Определение основ этикета, интуитивно воспринимаемой стороны отношений как с клиентами, так и акционерами или собственниками организации, выражающих сущность корпоративной культуры

Этап 2. Разработка стратегии организации

Соединение  творческого, интуитивного и рационального  мышления

Информация о работе Организационные сферы менеджмента в инновационной сфере