Конкуренция биоинженерных технологий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание

Сегодня в гражданском обороте вновь получает широкое распространение проведение публичных конкурсов. При этом сопоставление практики проведения публичных конкурсов с положениями гражданского законодательства показывает, что публичные конкурсы во многих случаях проводятся в противоречии с законодательством. Одна из множества причин тому - несовершенство правового регулирования, а также отсутствие у организатора и участников конкурса адекватных представлений о требованиях Гражданского кодекса к проведению публичного конкурса, и в связи с этим их полное или частичное игнорирование.

Содержание

Введение 2
1.Открытые торги и тендеры в российском законодательстве 3
2. Приоритетные направления научных инноваций в области телекоммуникаций 19
3. Конкуренция биоинженерных технологий в России 26
3.1.Компании-участники тендеров на производство биоинженерных технологий. 26
3.2.Примеры открытых торгов для предприятий биоинженерии 34
Заключение 37
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

telekommunikatsii.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, имущественный характер награды. Имущественный  характер награды выражается в том, что награда должна иметь денежную или вещевую форму. Данное условие вытекает из п. 1 ст. 1057 ГК РФ, согласно которому "лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды)... должно выплатить (выдать) обусловленную награду...". Вполне допустимым является установление награды в форме выплаты денежного вознаграждения или выдачи вещи по выбору победителя конкурса. По господствующему в науке гражданского права мнению, вознаграждение в форме кубка, диплома, ценного подарка, значка или присвоения звания может только присовокупляться к денежной (вещевой) награде, но самостоятельной наградой быть не может10. В качестве аргументов приводится, например, довод о том, что такая награда не относится к числу оборотоспособных объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128, 129 ГК РФ11

     Приведенный аргумент требует, на мой взгляд, определенного  уточнения. Награда в форме присвоения звания не имеет имущественного характера  и, следовательно, не относится к  объектам гражданских прав. То же самое можно сказать и о вручении диплома, который хотя и относится к предметам материального мира, но самостоятельной ценностью не обладает и служит подтверждением (оформлением) достижения определенных результатов. Иное дело, когда в качестве награды выступает ценный приз - предмет искусства, который, будучи вещью, относится к числу объектов гражданских прав и соответственно вполне может быть наградой в публичном конкурсе.

     В-четвертых, определенность публичного конкурса. Это условие вытекает из нормы п. 4 ст. 1057 ГК РФ, устанавливающей обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Согласно названной норме в объявлении о проведении конкурса обязательно должны быть указаны: 1) существо задания; 2) критерии и порядок оценки результатов работы (иных достижений); 3) место, срок и порядок представления результатов работы (иных достижений); 4) размер и форма награды; 5) порядок и сроки объявления результатов конкурса. Помимо перечисленных сведений в объявление о публичном конкурсе могут быть включены любые иные необязательные (факультативные) условия. Факультативные условия могут вытекать из самого Гражданского кодекса или определяться по собственному усмотрению организатора публичного конкурса. Примерами первых являются: условие о предварительной квалификации участников конкурса (абз. 2 п. 3 ст. 1057 ГК РФ); условие, исключающее преимущественное право организатора публичного конкурса на заключение договора с автором произведения, удостоенного награды, об использовании его произведения (ст. 1060 ГК РФ); условие об освобождении организатора публичного конкурса от обязанности возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды (ст. 1061 ГК РФ). В качестве примера необязательных (факультативных) условий, сформулированных по собственному усмотрению организатора публичного конкурса, можно привести условие о том, что работы или иные результаты до их оценки будут публично показаны и обсуждены.

     Необходимо  отметить, что такие условия проведения публичного конкурса, как публичность, направленность на достижение общественно полезных целей и имущественный характер награды, являются конститутивными признаками публичного конкурса. Их отсутствие означает, что к соответствующим обязательствам, не отвечающим названным условиям, гл. 57 Гражданского кодекса не применяется.

     Одной из новелл, внесенных Гражданским  кодексом в правовое регулирование  отношений по проведению публичного конкурса, является правило о соотношении  норм о публичном конкурсе (гл. 57) и о торгах в форме конкурса (ст. 447 - 449) применительно к случаям, когда их предметом выступает право на заключение договора с победителем конкурса. Суть этого правила состоит в том, что при возникновении возможной коллизии нормы о торгах в форме конкурса пользуются приоритетом по отношению к нормам о публичном конкурсе (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

     Следует подчеркнуть, что правило о приоритете не означает полную замену норм одного института (публичного конкурса) нормами  другого института - торгов в форме  конкурса. Правовое значение положения  п. 5 ст. 1057 ГК РФ проявляется в двух аспектах. Во-первых, вследствие легально закрепленной отсылки к отношениям по проведению публичного конкурса применяются нормы о торгах в форме конкурса, а во-вторых, устанавливается, на случай коллизии, приоритет последних над нормами публичного конкурса.

     Сопоставление норм о публичном конкурсе с нормами  о торгах в форме конкурса показывает, что коллизия между ними возникает  по вопросам содержания объявления (извещения) о публичном конкурсе (торгов в  форме конкурса) и условий отмены (отказа) публичного конкурса (от торгов в форме конкурса).

     Вначале остановимся на несовпадении норм о  содержании условий объявления о  публичном конкурсе (п. 4 ст. 1057 ГК РФ) и сведений извещения о торгах в форме конкурса (п. 2 ст. 448 ГК РФ).

     Одни  сведения, подлежащие указанию в объявлении о публичном конкурсе и в извещении о торгах в форме конкурса, являются идентичными понятиями, однако выражены терминологически по-разному: "существо задания" - "предмет торгов", "порядок представления работ" - "оформление участия в торгах", "критерии и порядок оценки" - "определение лица, выигравшего торги". Между ними коллизии не возникает.

     Другие  сведения - о времени и месте  конкурса - предусмотрены для извещения  о торгах в форме конкурса, но не предусмотрены для объявления о публичном конкурсе. В связи с этим может возникнуть вопрос: учитывая приоритет норм о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе, необходимо ли указывать сведения о времени и месте конкурса в объявлении о публичном конкурсе?

     Думается, что при публичном конкурсе эти сведения могут не указываться, поскольку в этом нет той необходимости, какая имеется при проведении торгов. В торгах включение названных сведений главным образом обусловлено заключением в день проведения торгов соответствующего договора (протокола о результатах торгов) (ч. 1 п. 5 ст. 448 ГК РФ). Сведения о времени и месте торгов информируют участников торгов о том, где и когда будет заключен соответствующий договор (в этом заключается их значимость и необходимость). В публичном конкурсе, содержащем обязательство заключить договор с победителем конкурса, договор может быть заключен не только в день проведения конкурса, но и в более поздний срок (п. 5 ст. 1057, ч. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ). В таком случае указание в объявлении о публичном конкурсе сведений о времени и месте конкурса лишено того смысла, который оно имеет в торгах в форме конкурса. Время и место заключения соответствующего договора могут быть сообщены в "порядке объявления результатов конкурса".

     Таким образом, при проведении публичного конкурса, содержащего обязательство заключить с победителем конкурса договор, перечень сведений объявления о публичном конкурсе должен быть дополнен указанием на соответствующий договор и срок его заключения.

     Существенные  различия между нормами о торгах в форме конкурса и о публичном конкурсе, как отмечалось выше, имеются в вопросе условий и правовых последствий отмены конкурса. Так, в торгах в форме конкурса возможен только отказ от конкурса, который должен быть сделан не позднее чем за 30 дней до его проведения (ч. 1 п. 3 ст. 448 ГК РФ). При закрытом конкурсе в любом случае, а при открытом конкурсе в случае нарушения установленного для отказа от конкурса срока организатор конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб (ч. 2, 3 п. 3 ст. 448 ГК РФ).

     Между тем в публичном конкурсе допускается  как изменение, так и отказ  от конкурса, которые должны быть сделаны  в течение первой половины установленного для представления работ срока (п. 1 ст. 1058 ГК РФ). Изменение или отмена публичного конкурса совершается тем же способом, каким он был объявлен (п. 2 ст. 1058 ГК РФ). При изменении или отмене публичного конкурса лицо, объявившее публичный конкурс (далее - организатор конкурса), обязано возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, а в случае нарушения способа или срока изменения или отмены - выплатить награду лицам, выполнившим работу (ч. 1 п. 3, п. 4 ст. 1058 ГК РФ).

     Представляется, что данная коллизия разрешается  исходя из установленного Гражданским кодексом приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе. Практическое значение сказанного о приоритете проявляется в том, что, во-первых, публичный конкурс, содержащий обязательство заключить договор, может быть изменен или отменен не позднее чем за 30 дней до его проведения; во-вторых, изменение условий или отмена конкурса могут быть произведены любым способом; в-третьих, единственным последствием изменения или отмены открытого конкурса с нарушением установленного срока (при закрытом конкурсе независимо от нарушения срока) для организатора конкурса является только возмещение реального ущерба участникам конкурса.

     Одним из проявлений приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами  о публичном конкурсе является также  появление дополнительного условия  проведения публичного конкурса, каковым  является предусмотренное нормами  о торгах в форме конкурса внесение участниками конкурса задатка (п. 4 ст. 448 ГК РФ). Участники публичного конкурса вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в объявлении о проведении публичного конкурса. Победитель конкурса при уклонении от подписания протокола о результатах конкурса утрачивает внесенный им задаток. Организатор конкурса, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере. Как можно понять из содержания указанных норм, функциональное назначение внесения задатка участниками конкурса в том, что этот задаток под угрозой потери соответствующей суммы стимулирует организатора и участников конкурса к заключению договора12. Кроме того, внесение задатка участниками конкурса призвано продемонстрировать серьезность их намерений.

     Следует подчеркнуть, что внесение задатка участниками конкурса предусмотрено Гражданским кодексом в императивной форме и, следовательно, не может зависеть от усмотрения организатора конкурса или заменяться другим способом обеспечения обязательств.

     В юридической практике бытует мнение о том, что внесение задатка в торгах обеспечивает только интересы организатора конкурса и никак не влияет на правовые последствия проведения конкурса. С таким мнением едва ли можно согласиться. Задаток обеспечивает исполнение обязательства подписать протокол о результатах торгов (ч. 1 п. 5 ст. 448 ГК РФ) как участниками, так и организатором конкурса. Следовательно, если объявление публичного конкурса не предусматривает внесение участниками конкурса задатка, то появляются формально-юридические основания для признания конкурса недействительным как проведенного с нарушением прав участников конкурса и требований закона (ст. 449 ГК РФ).

     На  обязательность внесения участниками  конкурса задатка указывают и  материалы арбитражной практики. Так, по делам о признании конкурсов недействительными арбитражные суды исследуют, содержало ли информационное сообщение о конкурсе, наряду с прочими, сведения о задатке. При этом, однако, арбитражная практика исходит из того, что отсутствие в объявлении конкурса условия о задатке само по себе не влечет признания проведенного конкурса недействительным, т.к. это обстоятельство еще не нарушает чьих-либо прав и не препятствует претендентам участвовать в конкурсе13.

     Иногда  в нормативных актах, регулирующих проведение какого-либо конкурса, задаток заменяется другим способом обеспечения обязательства, например неустойкой, которую должен уплатить победитель конкурса в случае отказа от подписания протокола о результатах торгов 14<*>. Думается, что такая практика противоречит Гражданскому кодексу, который в качестве способа обеспечения обязательств императивно предусматривает именно задаток. Другое дело, когда обязательство победителя конкурса подписать протокол о результатах торгов обеспечивается неустойкой наряду с задатком.

     Необходимо отметить, что положение организатора и победителя конкурса в части отношений по поводу результатов работы (иных достижений) отличается в зависимости от того, содержало ли объявление публичного конкурса обязательство заключить с победителем конкурса соответствующий договор.

     Если  объявление публичного конкурса не содержало  обязательства заключить с победителем  конкурса договор, организатор конкурса приобретает только преимущественное право на заключение с автором  произведения, удостоенного обусловленной  награды, договора об использовании произведения (ст. 1060 ГК РФ). Это означает, что проведение публичного конкурса и выплата награды победителю конкурса сами по себе еще не предоставляют организатору конкурса права требовать от победителя конкурса принудительного заключения договора об использовании произведения. Практическое значение преимущественного права организатора конкурса состоит в том, что в случае, когда победитель конкурса заключит договор на использование произведения, удостоенного награды, с другим лицом, организатор конкурса может потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору. Необходимо подчеркнуть, что вышесказанное о преимущественном праве организатора конкурса относится только к публичному конкурсу, предметом которого является создание произведения науки, литературы или искусства. На использование всех прочих результатов (иных достижений) организатор конкурса преимущественного права не имеет.

     Если  объявление публичного конкурса содержало  обязательство заключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса (п. 5 ст. 1057 ГК РФ) другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Информация о работе Конкуренция биоинженерных технологий в России