Инновационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИИ.docx

— 39.74 Кб (Скачать документ)

Количество параметров с  высокой оценкой может меняться в процессе решения практических проблем. Оценки устанавливаются на основе расчетов или экспертно, при  этом расчет проводится в ценах на определенный момент времени и цены на материалы и продукцию принимаются  постоянными на протяжении реализации проекта в связи с трудно прогнозируемыми  инфляционными процессами в стране.

На этапе распределения  финансов между проектами внутри промышленности  используются правила  принятия решений, основанные на схеме  «затраты — эффективность»: в первую очередь наличные средства выделяются проекту с максимальной степенью экономной эффективности (степенью приоритетности).

Распределяются средства между программами по признаку равенства  экономической эффективности: дополнительной отдачи (прироста эффекта) на 1 рубль  дополнительного финансирования.

Степень приоритетности определяется так:      

1. Каждый проект (программа)  нижнего уровня оценивается

двум показателям:

 

конечный результат, измеряемый приростом анализируемо показателя за фиксированный период;

затраты при производстве программной продукции (общие включая  инвестиции и текущие издержки).

2. Рассчитывается значение  показателя эффективности, характеризующего  степень приоритетности: результат  делится на затраты

3. Все проекты упорядочиваются  (ранжируются) по степени приоритетности  в соответствии с уровнем эффективности  (эффект/ затраты).

Таким образом, на этапе предварительного отбора формируются три класса проектов (технологий): особо приоритетные (критически важные), приоритетные и отклоненные. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на следующих  этапах процедур.

Внутри каждого класса упорядочение может проводиться  по критерию экономической эффективности (затраты — эффективность, отдача на 1 рубль вложений).

Этап предварительного отбора приоритетных направлений и критически важных технологий относится ко второй фазе общей схемы процедуры выбора и реализации ПН НТП. Ей предшествует фаза формирования целей, за которой следуют фазы подготовки бюджетных заявок, распределения ресурсов, контроля результатов и корректировки ПН.

Основное назначение этапа:

1. Проведение предварительной  оценки, выделение основных направлений,  дающих главный вклад в решение  ключевых проблем.

2. Расширение и детализация  перечня проектов (конкретных технологий) по выделенным направлениям.

3. Оценка вклада технологий  в решение ключевых проблем  и формулировка требований к  конкурсу проектов.

4. Разработка форм документов  для предоставляемых на конкурс  проектов, потенциально реализуемых  по схеме господдержки технологий, выходящих на рынок инноваций.

5. Разработка эталонных  примеров проектов для рынка.

6. Разработка положения  о конкурсе проектов (включая  требования, формы документов и  процедуры).

7. Доведение информации  о конкурсе до потенциальных  участников.

8. Проведение конкурса  проектов.

9. Разработка рабочей  методики экспертизы.

10.Организация экспертных  групп и проведение экспертиз.

11.Оценка проектов по  результатам расчетов и экспертиз.

 

12.Отсев бесперспективных  проектов и предварительное ранжирование  перспективных с выделением кандидатов  на критически важные технологии.

13. Разработка рабочей  методики и документов для  формирования:

а) бюджетной заявки;

б) заявки на различные формы  господдержки.

14. Предварительные рекомендации  по выбору формы господдержки  реализации проектов.

15. Составление сводной  бюджетной заявки по ПН и заявок по формам господдержки.

На первом этапе предварительного отбора критически важных технологий предлагается использовать простое  правило отсечения проектов с  низким уровнем значений оценочных  параметров. Причём технологии могут  оцениваться на предварительной  фазе не по всем параметрам, а только по важнейшим из них, предъявляющим  жёсткие требования к уровню выполнения (при невыполнении этих требований предлагаемые технологии далее рассматривать  нецелесообразно). Затем учитываются  прочие характеристики.

I. Отбор по одному критерию (например, экономической эффективности)

1) каждый проект (программа)  нижнего уровня оценивается по  двум показателям:

конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период;

затраты средств (общие, включая  инвестиции и текущие издержки) при  производстве программной продукции;

2) определяется степень  приоритетности на основе расчетов  показателей эффективности;

Степень приоритетности = Результат (эффект) / затраты;

3) все проекты (программы)  упорядочиваются (ранжируются) по  степени приоритетности. Набор проектов:

а) дающих 70—80% суммарного эффекта, считается приоритетным;

б) первые 20—30% проектов, имеющих  эффективность, считаются приоритетными.

II. Предварительный отбор  по многим критериям (трем—пяти):

1) делается оценка результатов  проекта (программы) по каждому  из критериев;

2) по каждому критерию  определяется среднее значение  и шкала уровня: «низкий», «ниже  среднего», «средний», «выше среднего»,  «высокий»;

3) уровень качественных  показателей оценивается экспертно  по той же шкале;

4) проекты, имеющие не  менее чем по двум критериям  оценку уровня «высокий» или  менее чем по трем — «выше  среднего» или «высокий», считаются  приоритетными.

III. Отбор по нескольким  критериям:

1) формируется целевая  установка — желаемые значения  по каждому из применяемых  критериев;

2) каждый проект (программа)  нижнего уровня оценивается по  двум показателям:

конечный результат, измеряемый приближением от исходного состояния  к целевой установке, которая  задает желаемые пропорции между  анализируемыми характеристиками (за фиксированный период);

затраты средств (общие, включая  инвестиции и текущие издержки);

3) вычисляется значение  показателя степени приоритетности  в отношения, характеризующего  главное назначение НТП — повышение  эффективности:

Эффективность (степень приоритетности) =

 Результат (приближение  к цели) / Затраты

IV. Все проекты (программы)  упорядочиваются (ранжируются) По  степени приоритетности. Набор проектов:

а) дающих 70—80% суммарного эффекта, считается приоритетным;

б) первые 20—30% проектов, имеющих  наибольшую эффективность, считаются  приоритетными.

Приоритетные проекты  и соответствующие технологии можно  назвать критическими, приоритетные программы — важнейшими.

К конкурсу допускаются только проекты с эффективностью выше наилучших  имеющихся образцов.

Таким образом, на этапе предварительного отбора формируются три класса проектов (технологий): особо приоритетные (критически важные), приоритетные и отклоненные. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на последующих  этапах процедур.

Внутри каждого класса упорядочение может проводиться  по критерию экономической эффективности («затраты — результат», отдача на 1 рубль вложений).

В мировой практике анализ «затраты — результат» является обязательной процедурой любых механизмов распределения  финансов. Это объясняется тем, что  при всей простоте для практического  применения этого решающего правила (ранжирование проектов по отношению  двух чисел «результат/затраты» и  выделение требуемых средств в первую очередь на проект с максимальным рангом) его использование обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает:

максимально возможную эффективность (значение выбранного параметра эффективности) при заданном ограниченном объеме средств;

минимальные затраты при  достижении требуемого уровня результата и эффективности.

Эти  свойства сохраняются  в случае решения многоуровневой задачи : распределение средств между  проектами внутри программы (или  ПН) и анализ зависимости «затраты — результат» по каждой программе, а затем распределение ресурсов между программами (или ПН) по признаку получения равного прироста суммарной эффективности на единицу дополнительных вложений. Это правил дает полное решение задачи распределения ресурсов в рассматриваемых механизмах, если выделен один наиболее существенный критерий (например, для проектов, выходящих на рынок в ближайшем периоде, прибыльность, экономическая эффективность или критерии проранжированы (лексикографически, линейно упорядочены).

В общем случае, когда  имеется несколько существенных критериев, это правило целесообразно  использовать для построения зависимости  «затраты — результат» по каждому  из показателей эффективности и  таким образом оценить предельно  достижимое и минимально возможное  значение каждого из показателей. Затем  для получения компромиссного решения, приемлемого по всем существенным критериям, используются методы многокритериального  принятия решений.

Для реализации описанных  выше правил принятия решений с использованием рассматриваемых критериев необходима структуризация данных в форме входных, рабочих и выходных документов. На этапе предварительной оценки и  выделения критически важных технологий минимально необходимый набор показателей  целесообразно представлять в виде «карты экспертных и расчетных оценок по проекту». В этом документе приводятся перечень используемых параметров и  оценки по ним (шкала уровней «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше  среднего», «высокий»). Нижняя строка показывает, по скольким параметрам получена данная оценка уровня.

Наличие «низкого» (и, возможно, «ниже среднего») уровня дает основание  к отсеву, двух-трех параметров с  «высоким» (и, возможно, «выше среднего») уровнем — к включению технологий в перечень кандидатов на критически важные технологии.

Входные формы для количественной оценки параметров включают две группы минимально необходимых исходных данных, целевым установкам и ограничениям для направления в целом и  п каждому проекту технологии.

Для удобства работы приводятся опорные данные по состоянию

на предшествующий период (для формирования целевых установок

на 2001 г. — это 1998 г.) и, кроме  того, выделяется неварьируемая

часть (вклад действующего оборудования).  

Показатели носят конкретный характер и отражают специфику отрасли  рассматриваемого приоритетного направления. Определение перечня исходных данных, необходимых для оценки выходных показателей и критериев, является для каждого приоритетного направления  результатом отдельного трудоемкого  исследования.

. Контроль – это один из инструментов управления инновационным проектом, включающий своевременное выявление проблем реализации проекта и меры по устранению несоответствий. Контроль позволяет снижать риски внутренней среды проектов. Задача контроля как функции управления заключается в обеспечении соответствия временных, финансовых и качественных характеристик проекта плановым показателям. Контроль включает четыре этапа: 1) сбор информации по проекту; 2) анализ информации: выявление отклонений фактических значений от плановых и причин, их вызвавших; 3) прогноз дальнейшего развития ситуации; 4) разработка корректирующих действий. Для получения данных о результатах деятельности могут быть использованы различные методы, выбор которых определяется целями контроля и иерархическим уровнем субъекта контроля. Данные, получаемые при текущем контроле анализируются, определяется степень отклонения фактических параметров проекта от плановых значений, а также выявляются факторы, затрудняющие осуществление инновационного процесса. К числу негативных факторов относятся технические проблемы, недостаточность финансирования, неэффективная организация проекта, отсутствие налаженных коммуникационных связей и пр. В случае, если выявленные отклонения фактических значений от плановых значительны (обычно более 10 % по любому из контролируемых параметров: сроки осуществления проекта, расходование финансовых средств, качество конечного продукта), то для устранения причин, сдерживающих нормальный ход инновационного процесса, составляются программы корректирующих действий. В случае кардинальных отклонений (обычно более 30 %), принятие решений о корректировке проекта осуществляется на уровне высшего руководства (по представлению руководителей среднего звена). При анализе достигнутых результатов по проекту, для выявления их отклонения от плановых показателей полученные данные представляются в графическом виде. Основными параметрами, подлежащими контролю являются время, затраты, качество, и используются три вида графиков:  накопленные затраты – время;  технический прогресс – затраты;  технический прогресс – время.

Информация о работе Инновационный процесс