Управление инновационным процессом в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является управление инновационным процессом в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи теоретического и прикладного характера:
• исследовать основные теории, методы и модели управления инновационными процессами на предприятии, уточнить существующие классификации, понятия и определения инновации;
• выявить теоретические особенности управления инновационными процессами в условиях высокой неопределенности и динамики рыночной среды;
• сформировать требования к построению системы менеджмента инноваций;

Содержание

Введение 4
1. Инновационный процесс как объект управления в условиях перехода РФ к рынку 7
1.1. Инновационный цикл инновационного процесса 7
1.2. Стадия фундаментальных исследований 10
1.3. Стадия прикладных исследований 11
1.4. Стадия инновационных разработок 12
1.5. Стадия освоения производства 12
1.6. Стадия собственного производства 12
1.7. Стадия реализации 13
1.8. Стадия эксплуатации 13
2. Органы и методы управления инновационным процессом в России 14
2.1. Государственные органы управления процессом инновации 14
2.2. Методы управления инновационным процессом 16
2.3. Модели инновационного процесса 21
2.4. Правовое регулирование в управлении инновационным процессом 24
3. Основы управления инновационным процессом в России 27
3.1. Особенности планирования инновационного процесса. Комплексная и целевые программы 27
3.2. Инновационное прогнозирование 30
3.3. Участие трудящихся в управлении инновационным процессом 31
3.4. Инновационный процесс и взаимодействие экономических результатов 33
4. Управление инновационным процессом в условиях развития рыночных отношений 37
4.1. Проблемы управления инновационным процессом в экономике зарубежных стран 37
4.2. Механизмы управления инновационным процессом в странах развитой экономики 40
4.3. Система управления инновационным процессом в развитых странах 42
4.4. Управлении процессом инновации в фирмах Японии и США 46
5. Опыт управления инновационным процессом в конкретном производстве 53
Заключение 61
Глоссарий 64
Библиография 66

Работа состоит из  1 файл

Управление инновационным процессом в условиях рынка.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)


Восточно-Сибирская  Академия культуры и искувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

 

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

на тему: «Управление  инновационным процессом в условиях рынка»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Цыренов  Аюр Бадмаевич

Группа: М-02-12

Работу проверил преподаватель: Клюева Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ  2013г. 

Содержание

 

 

Введение

 

Инновационная деятельность в самых различных сферах: маркетинге, производстве, технологии, закупках, сбыте, персонале, учете, планировании и т.п., обеспечивает конкурентные преимущества и эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе. Статистические исследования показывают, что процент успешно реализуемых инноваций, имеющих высокий уровень неопределенности целей и результатов, чрезвычайно низок. Неуспешная реализация инновационных намерений связана с рядом объективных и субъективных причин, среди которых выделяются следующие: глобализация рынков, приводящая к ужесточению конкуренции в сфере производства и обращения; отсутствие на федеральном и региональном уровнях комплексной целевой программы поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий; использование на предприятиях традиционных методов организации и управления инновационными процессами, не адекватных современным требованиям и динамике рынков.

Проблемам инновационного менеджмента уделяется достаточно ibiuoe внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Однако существует целый ряд проблем и задач, которые до настоящего момента не получили удовлетворительного решения, учитывающего непрерывное изменение условий внешней и внутренней среды функционирования предприятия. В первую очередь это относится к проблеме организации и управления инновационными процессами на предприятии в условиях высокой динамики и нестабильности рынков.

Существующие концепции, методологии и модели планирования и управления инновационными процессами в основном базируются на программно-целевом подходе, предполагающем достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования ресурсов при заданной системе ограничений. Используемые при этом классические методы и техника планирования PERT и критического пути (СРМ), более известного как метод сетевого планирования и управления (СПУ), а также их разновидности, предполагают четкое структурирование и определенность целей, задач и этапов реализации инновационного процесса.

В целом ряде научных  и методических публикаций проблематика менеджмента инноваций сводится лишь к решению задач планирования и управления научными исследованиями и разработками (НИОКР), что существенно  снижает практическую ценность разрабатываемых методик для управления инновационными процессами. Дело в том, что процессы НИОКР достаточно хорошо структурированы и имеют четко поставленные цели и задачи. Инновационный процесс по сравнению НИОКР гораздо шире по своему содержанию и отличается не только неопределенностью результата, но и цели инновации.

Также неправомерно отождествлять  инновационную и инвестиционную деятельность, хотя на определенных фазах  инновационного процесса возникают  проблемы расчета эффективности инвестиций в инновационный проект. Несомненно, что методы планирования и анализа инвестиций могут использоваться в качестве инструмента управления инновационным процессом, но их целесообразно использовать лишь в тех случаях, когда речь идет об инновациях тактического характера: модернизации, модификации и т.п.

Достаточно большой  объем теоретических и практических наработок отечественных и зарубежных исследователей в области создания и освоения новой продукции также  имеет ограниченное применение. Однако следует отметить, что разработанные предшественниками методы и инструменты технико-экономического и функционально- стоимостного анализа не потеряли своей актуальности в современных условиях и широко используются в системах инновационного менеджмента.

Радикальное изменение условий производственно-коммерческой деятельности предприятий в Российской Федерации не позволяет в полной мере воспользоваться теоретическими и методологическими разработками отечественных ученых в области планирования и управления процессами создания и освоения новой продукции и услуг. Как показывает анализ зарубежных источников, теоретические и практические наработки по менеджменту инноваций, используемые в условиях стабильных рынков с относительно невысокой динамикой, сегодня могут лишь ограничено использоваться в качестве эффективного инструмента планирования и управления инновационными процессами. В значительной мере это объясняется резкими изменениями во внешней среде на глобальном и локальном уровнях, произошедшими за последние годы.

Основной целью работы является управление инновационным  процессом в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи теоретического и прикладного характера:

• исследовать основные теории, методы и модели управления инновационными процессами на предприятии, уточнить существующие классификации, понятия и определения инновации;

• выявить теоретические особенности управления инновационными процессами в условиях высокой неопределенности и динамики рыночной среды;

• сформировать требования к построению системы менеджмента инноваций;

• обосновать теоретические принципы и разработать методологию управления инновационными процессами на предприятии, ориентированные на снижение уровня неопределенности, как целей, так и результатов инноваций;

• обосновать выбор критериев и разработать методологию построения системы принятия решений при выборе инновационных стратегий;

• сформировать требования к построению системы информационной поддержки, обосновать выбор математических методов и моделей принятия решений при управлении инновационными процессами;

• построить структурно-логическую и экономико-математическую модели управления инновационными процессами с непрерывной оценкой эффективности этапов реализации инновации относительно перспектив изменений во внешней среде предприятия;

•разработать методологию выбора организационной системы управления инновационными процессами для различных видов инновационных стратегий;

• исследовать и систематизировать методы измерения и оценки эффектов от реализации инноваций;

•разработать метод оценки экономической эффективности функционирования системы управления инновационными процессами на предприятии.

1. Инновационный  процесс как объект управления  в условиях перехода РФ к  рынку

  • 1.1. Инновационный цикл инновационного процесса

  • Несмотря на обилие работ  по проблеме цикличности, до сих пор  нет единой концепции по поводу причины  существования этого явления.

    Вопрос о причинах цикличности  современных национальных экономик в зависимости от типов цикличности трактуется разными экономическими школами с неодинаковой степенью равнозначности. Так, в оценках причин «длинных волн» и структурных кризисов подходы различных экономистов в настоящее время во многом схожи (по крайней мере, идеи Кондратьева и Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т. е. промышленных (экономических), циклов определяются по-разному.

    Н.Д.Кондратьев – автор теории больших  циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разделил их на короткие (продолжительность 3 – 3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7 – 11 лет), большие циклы (48 – 55 лет).

    Для обоснования больших циклов Н.Д.Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам – Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности.

    После обработки полученных кривых зависимостей указанных показателей  от времени по методам математической статистики обнаружены хорошо выраженные циклы экономической динамики длиной 48 - 55 лет. На подавляющем большинстве  кривых эти циклы четко видны безо всякой математической обработки. Периоды колебаний и основные (верхние и нижние) точки кривых зависимостей разных показателей совпадают (±3 года).

     

    Таблица 1.

    Хронология больших  циклов экономической динамики по Кондратьеву (составлена в 1925 г.).

     

    I повышательная волна

    1785-1790 по 1810-1817

    I понижательная волна

    1810-1817 по 1844-1851

    II повышательная волна

    1844-1851 по 1870-1875

    II понижательная волна

    1870-1875 по 1890-1896

    III повышательная волна

    1890-1896 по 1914-1920

    III понижательная волна

    1914-1920 по ?


     

    Кондратьевым было сделано  важное наблюдение относительно характера  этих циклов: перед началом и в  начале повышательной волны каждого  длинного экономического цикла наблюдаются  глубокие изменения в условиях экономической  жизни общества. Эти изменения выражены в значительных изменениях в технике (чему предшествуют в свою очередь значительные технические открытия и изобретения), вовлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

    Хотя Кондратьевым был рассмотрен период длиной 140 лет (всего 2.5 длины волны большого цикла), он делает вывод, что наличие таких циклов весьма вероятно, и их существование не может быть объяснено случайными, привходящими величинами. По его мнению, их причины необходимо искать в особенностях, присущих капиталистической системе хозяйства.

    Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим  новациям. В развитии первой повышательной  волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина XIXв.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец XIX – начало XXв.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

    Инновации переводят хозяйственную  конъюнктуру с понижательной  на повышательную тенденцию, вызывая  волнообразование.

    Н.Д.Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами. Таким образом, в исследованиях Н.Д.Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода.

    В многих теориях объяснение экономических колебаний сводится  к техническим новшествам и совершенствованием, к вовлечению  в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территорий. Эта точка зрения присуща таким экономистам как Виксель, Шпитгоф, Шумпетер.

    Эпохи повышенной экономической  активности представляют собой периоды, на протяжение которых развитие техники и открытие новых ресурсов создают благоприятную основу для роста, и, в первую очередь, для роста инвестиций. В такие периоды темп технического прогресса намного ускоряется по сравнению с тем, что можно было бы ожидать при обычном действии многочисленных изобретений, каждое из которых имеет относительно небольшое значение. В длительные периоды экспансии вводится в действие новая, можно сказать революционная техника, которая глубоко меняет характер всей экономики. Эта техника, создаёт основу для огромного увеличения массы капитальных благ и роста инвестиций.

    Как правило, банкиры  и инвесторы скептически относятся  к новым рискованным начинаниям, и далеко не каждый способен добиться финансовой поддержки. Но после того, как новый замысел воплотится в действующее предприятие, другим уже нетрудно доставать кредит и капитал для аналогичных предприятий. Если новый процесс успешно  приведён в действие, то другие могут попросту копировать его. Каждый раз, когда появляется несколько удачных новаторов, их примеру тот час следуют другие. Таким образом движущий толчок, даваемый новатором, порождает движение последователей, привлечённых соблазном возможностей извлечения прибыли.

    Бум - это явление,  вызываемое движениями предпринимателей, устремляющимся к новым возможностям. Бум может усиливаться преувеличено оптимистическими ожиданиями. Сущность бума можно свести к внедрению в производственную систему нововведений.

    Нарушения, возникающие  из нововведений не могут рассосаться  постепенно, на ходу, потому что почти все из них носят капитальный характер. Они рассматривают существующую систему и вызывают необходимость особого процесса приспособления. В период рецессии экономическая система переходит к новому состоянию равновесия, следующему за нарушениями, вызванными бумом. Если нововведения появляются одновременно и в большом количестве, то условия меняются резко, и процесс приспособления становится чрезвычайно трудным. Постепенно, однако это приспособление осуществляется, и достигается новое состояние равновесия. Период депрессии можно определить как период, на протяжении которого завершается приспособление к новой промышленной ситуации, которая создаётся в предшествующий период внедрения нововведений. Перестройка системы является неизбежной. Этот процесс и воплощает в себя сущность депрессии, и его осуществления связано с потерями, сопротивлением, крушением надежд.

    Информация о работе Управление инновационным процессом в условиях рынка