Управление инновационным процессом в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является управление инновационным процессом в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи теоретического и прикладного характера:
• исследовать основные теории, методы и модели управления инновационными процессами на предприятии, уточнить существующие классификации, понятия и определения инновации;
• выявить теоретические особенности управления инновационными процессами в условиях высокой неопределенности и динамики рыночной среды;
• сформировать требования к построению системы менеджмента инноваций;

Содержание

Введение 4
1. Инновационный процесс как объект управления в условиях перехода РФ к рынку 7
1.1. Инновационный цикл инновационного процесса 7
1.2. Стадия фундаментальных исследований 10
1.3. Стадия прикладных исследований 11
1.4. Стадия инновационных разработок 12
1.5. Стадия освоения производства 12
1.6. Стадия собственного производства 12
1.7. Стадия реализации 13
1.8. Стадия эксплуатации 13
2. Органы и методы управления инновационным процессом в России 14
2.1. Государственные органы управления процессом инновации 14
2.2. Методы управления инновационным процессом 16
2.3. Модели инновационного процесса 21
2.4. Правовое регулирование в управлении инновационным процессом 24
3. Основы управления инновационным процессом в России 27
3.1. Особенности планирования инновационного процесса. Комплексная и целевые программы 27
3.2. Инновационное прогнозирование 30
3.3. Участие трудящихся в управлении инновационным процессом 31
3.4. Инновационный процесс и взаимодействие экономических результатов 33
4. Управление инновационным процессом в условиях развития рыночных отношений 37
4.1. Проблемы управления инновационным процессом в экономике зарубежных стран 37
4.2. Механизмы управления инновационным процессом в странах развитой экономики 40
4.3. Система управления инновационным процессом в развитых странах 42
4.4. Управлении процессом инновации в фирмах Японии и США 46
5. Опыт управления инновационным процессом в конкретном производстве 53
Заключение 61
Глоссарий 64
Библиография 66

Работа состоит из  1 файл

Управление инновационным процессом в условиях рынка.doc

— 310.00 Кб (Скачать документ)

Прекрасным примером того, как можно стать новатором  даже в такой, казалось бы, традиционной области как закусочная индустрия  является McDonald's. Это не просто сеть новых хорошо разрекламированных закусочных. McDonald's добился успеха благодаря своим нововведениям: стандартизации продукта; созданию принципиально новых производственных линий; тщательной подготовке персонала. В итоге покупатель получил то, о чем раньше он мог только мечтать - высококачественный гамбургер, приготовленный в его присутствии при соблюдении всех норм гигиены, и при этом по более низкой цене, чем в обычной закусочной! McDonald's не просто создал новый продукт, он создал абсолютно новую категорию на рынке услуг. Поэтому McDonald's является новатором высочайшего уровня [16, С.162].

Гениальнейшими инновациями  считаются видеомагнитофон Betamax продемонстрированный фирмой Sony в 1974 и первый домашний видеомагнитофон  формата VHS фирмы JVC, презентация которого состоялась в 1976 году. На самом деле, ни Sony, ни JVC не являются изобретателями видеозаписи. Она была изобретена американской компанией Ampex в 1954 году. Но видеомагнитофоны фирмы Ampex с их двухдюймовой видеолентой были размером с музыкальный автомат. Поэтому они использовались только на телевизионных студиях для ретрансляции программ в удобное для зрителей время. Японские новаторы осознали, что огромным спросом будут пользоваться домашние видеомагнитофоны. Но для создания такого видеомагнитофона необходимо было уменьшить не только его размер, но и цену. Прорывом в этой области стало использование видеокассет, с заправленной в них пленкой, шириной в 1 дюйм. Пленка японских новаторов была настолько уже, что вместо огромных бобин с пленкой появилась симпатичная маленькая кассета размером с небольшую книжку.

С тех пор ни одна инновация  не приносила такого успеха и таких  доходов как домашний видеомагнитофон. В 1980 году прибыль от их продаж, 30 миллиардов долларов, составляла около половины продаж всей электронной промышленности Японии и около 16% национального дохода. Как и все блестящие инновации, новый видеомагнитофон не заменил полностью существующий продукт, однако намного превзошел его по популярности и раскупаемости. Домашний видеомагнитофон стал одним из тех гениальнейших изобретений, которые, едва появившись, сразу же начинают пользоваться огромным спросом. Кардинальные преобразования, происходящие сегодня в России, затрагивают все сферы деятельности, не исключая и такую важнейшую как научно – техническая политика. Проблема эффективного использования достижения науки и техники не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в новых условиях рынка, именно инновационная деятельность, ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них , которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.

В такой постановке вопроса  на сегодня уже, по-видимому, ничего нового нет, и на практике задачу, о  которой идет речь, если не все, то многие фирмы пытаются решать. Дело, однако, в том, что ведется эта ответственная работа обычно эмпирически, «наощупь». Что, впрочем, и неудивительно, поскольку в нашей стране исследования, служащие решению такой задачи, еще явно не получили необходимые масштабы и звучания. Именно с учетом данного обстоятельства рассмотрим вопрос научно-технической политики, концентрирующейся в такой пока мало у нас разработанной  области знания, как инновационный менеджмент.

Прежде всего о том, что понимать под научно-технической  политикой предприятия. В первом приближении эта стратегия поведения данного субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, включающая:

  • разработку планов и программ инновационной деятельности;
  • контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  • изучение проектов создания новых продуктов;
  • проведение единой инновационной политики;
  • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведения;
  • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

  • 3.2. Инновационное прогнозирование

  • Нововведение - это результат инновационного процесса. Инновационный процесс — это не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации производственного и управленческого процессов, которые:

    • обладают новизной;
    • обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;
    • способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
    • согласованны с другими осуществляемыми нововведениями.

    Качество реализованных  нововведений существенно зависит  от того, как организован инновационный  процесс. Недостатки в инновационной  деятельности предприятий обычно проявляются  в следующих основных формах:

    • потенциально эффективные новшества не внедряются или внедряются со значительной задержкой во времени. В результате не используется возможность получить полезный эффект от использования новшества;
    • внедряется новшество, которое не обладает необходимым инновационным потенциалом. (Ошибки в оценке полезности или же новшество внедряется не потому, что оно может дать полезный эффект, а потому, что оно модно);
    • внедрение новшества в силу явного или скрытого сопротивления или плохой организации внедрения не дает ожидаемого результата;
    • внедрение новшества требует значительно больших затрат, чем ожидалось при принятии решения о внедрении;
    • сроки внедрения оказываются значительно большими, чем первоначально ожидалось из-за их ошибочной оценки, плохой организации внедрения или же сильного сопротивления нововведению.

    Каждый такой дефект может быть объяснен только через  некачественное выполнение определенного  этапа инновационного процесса или  через его отсутствие, что, в свою очередь, свидетельствует о неудовлетворительном управлении поиском и внедрением новаций.

  • 3.3. Участие трудящихся в управлении инновационным процессом

  • Реальный инновационный  процесс в организации имеет  очень сложную структуру. Чаще всего  он складывается из нескольких, по числу  нововведений, относительно самостоятельных  инновационных циклов. Каждый из этих циклов проходит в данный момент времени свою определенную стадию, обеспечивая продвижение от концепции новой деятельности, через проблемный анализ, разработку инновационной стратегии, появление инновационных замыслов (или идей) до конкретных планов реализации нововведения.

    Развитие организации  является управляемым процессом, и  в ходе этого управления возникают  и разрешаются два основных вопроса: ЧТО подлежит изменению, и КАК  это изменение осуществить. Ответ  на первый вопрос, то есть выбор направления преобразований, происходит в результате проблемного анализа деятельности и формирования инновационной стратегии. Собственно нововведение, даже на уровне принципиальной идеи, дает ответ на второй вопрос, то есть конкретизирует способ изменения. Генерация идей - этап исключительно творческий. Невозможно сказать заранее, когда и откуда появится нужная и интересная идея. Она может появиться внутри организации, а может быть позаимствована извне. Результаты исследования показывают, что для подавляющего большинства опрошенных руководителей толчок к нововведениям в сфере управления на их предприятии могут дать именно собственные идеи на этот источник указали в 76% случаев.

    С большим отрывом  за ними следуют источники, составившие  вторую группу:

    • участие в выставках, конференциях, семинарах 36%;
    • опыт конкурентов или аналогичных предприятий 30%;
    • идеи подчиненных 27%;
    • обучение 25%.

    Третья группа включает следующие источники:

    • поставщики или потребители 21%;
    • специальная литература по управлению 17%;
    • средства массовой информации 14% [18, С.115].

    Явно выраженная ориентация на собственные силы, на внутренние источники идей, в сочетании со столь же явно выраженной недостаточной  готовностью к нововведениям, низкой заинтересованностью в них свидетельствуют о некоторой противоречивости позиции респондентов. Для того чтобы эти внутренние источники задействовать, могут понадобиться специальные усилия, создание особых условий на предприятии. В то же время внимание к проблемам совершенствования системы управления инновациями, выраженное респондентами, можно оценить как недостаточное для достижения этих целей. Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.

    Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые  отличают её от традиционной производственной деятельности:

    • малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
    • необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
    • использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе 3-4 года может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
    • систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
    • отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
    • правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.

  • 3.4. Инновационный процесс и взаимодействие экономических результатов

  • Инновационный проект - как  частный случай широко распространенного  на практике инвестиционного проекта  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Разработке инновационного проекта предшествуют:

    • сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;
    • анализ возможностей предприятия по разработке и освоению потенциальных продуктов, оценка риска;
    • отбор изученных идей.

    Первым этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские  работы (НИР). Предпосылкой эффективности  НИР служат правильно выбранные  направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Но в любом случае НИР включает как фундаментальные, так и прикладные исследования. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки - частные фирмы.

    Основные стадии проведения НИР следующие:

    • разработка технического здания (ТЗ), в котором определяют цели и задачи работы, обосновывают технологию получения новой продукции с использованием литературных данных и собственных экспертных знаний предприятия-разработчика. Это обоснование важно для правильного выбора направления исследований и решения инженерных задач по производству новой продукции. ТЗ - обязательный документ для <span clas

    Информация о работе Управление инновационным процессом в условиях рынка