Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы показать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности, как на эти процессы влияют нововведения в тесно связанных с ней отраслях, какие факторы стимулируют инновации и механизм управления ими.
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- представить инновации как составную часть менеджмента турфирмы;
- оценить эффективность внедрения инновационных решений в туризме;
- рассмотрение жизненного цикла инновации и ее функции.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 580.31 Кб (Скачать документ)
    1. Жизненный цикл и функции инноваций

     Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный цикл".

     Инновационный цикл включает в себя период создания новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.

     
    Рис. 1.3. Схема инновационного цикла

     Период  создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности  инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).6

     Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.

     Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.

     В туристском бизнесе инновационный  цикл начинается с момента возникновения  идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта.7

     После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск  и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая  и ценовая проработка. После таких  действий проводится экспериментальная  проверка продукта: презентация, пробные  продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается  период создания новации. Следующим  этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение  туристского продукта и внедрение  его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных  акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.

     Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в  своей деятельности активно применять эту инновацию.

     Основные  функции инноваций:

     - они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

     - повышают уровень жизни каждого  человека и общества в целом  за счет разнообразия и качества  производимой продукции и услуг,  удовлетворения потребностей населения;

     - помогают привести в соответствие  структуру производства со структурой  изменившихся потребностей, способствуют  поддержанию равновесия между  спросом и предложением, между производством и потреблением;

     - являются результатом применения  творческих возможностей и знаний  конкретной личности, человеческого  интеллекта, что, в свою очередь,  стимулирует дальнейший рост  творческой деятельности. 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль инноваций в туризме

    1. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций

     Учитывая  экономическое и социальное значение туризма, государства стремятся  согласовывать и принимать международные  нормы, регулирующие отношения в  сфере туристской деятельности. Краеугольный камень был заложен в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в Хельсинки руководителями 33 европейских государств, США и Канады 1 августа 1975 г. Государства-участники выразили намерение поощрять развитие туризма как средства ознакомления с жизнью, культурой и историей других стран, роста взаимопонимания между народами, улучшения контактов, в том числе и в сфере досуга. Государства-участники выразили готовность содействовать улучшению материальной базы туризма, осуществлению совместных проектов в этой области, включая техническое сотрудничество, обмен информацией и др.9

     Важным  международно-правовым аспектом межгосударственных туристских связей является сотрудничество, осуществляемое в рамках заключенного в 1979 г. Соглашения об отношениях и связях Всемирной туристской организации (ЮНВТО) с Программой развития Организации  Объединенных Наций (ПРООН). Соглашением  определены направления предоставления многосторонней помощи в каждом экономическом  и социальном секторе, связанном  с развитием туризма, меры по укреплению материально-технической базы туризма  государств - членов Всемирной туристской организации. Большая часть проектов, финансируемых ПРООН, осуществляется самой ООН или одним из 26 связанных  с ней и ассоциированных учреждений на основе типового соглашения между  ЮНВТО как исполнительным агентством и ПРООН.10

     Если  говорить об ЮНВТО, специализированном учреждении ООН, то одной из основных задач ее деятельности является сотрудничество в целях развития, которое заключается в распространении и внедрении новшеств, а также накопленного опыта в области туризма среди всех стран мира.

     Осенью 1980 г. в Маниле (Филиппины) состоялась Всемирная конференция по туризму. Она приняла Манильскую декларацию по мировому туризму, в которой признается, что мировой туризм может развиваться  лишь на основе справедливости, суверенного  равенства, невмешательства во внутренние дела и сотрудничества всех государств вне зависимости от их экономических  и социальных систем, а его конечной целью является улучшение качества жизни для всех народов.

     Декларация  Всемирной конференции по туризму  в Акапулько (Мексика, 1982 г.) рекомендовала  государствам при осуществлении  выбора технологий в области туризма  гармонично увязывать местные и  иностранные технологии, приспосабливать  их к конкретным условиям и использовать проверенные прикладные методы.

     Состоявшаяся  в апреле 1989 г. в Гааге Межпарламентская конференция по туризму приняла  Гаагскую декларацию по туризму. В ней  отмечалось, что туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту для  всех стран, если одновременно принимаются  необходимые меры по решению наиболее срочных национальных задач и  достижению приемлемого уровня самообеспечения, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма. Он должен входить в комплексное развитие страны наряду с другими приоритетными направлениями экономики, а внутренний туризм необходимо стимулировать так же, как и международный.

     На  XIV сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, которая проходила в 2001 г. в Сеуле и Осаке, были приняты Сеульская декларация "Мир и туризм" и Осакская декларация тысячелетия.11

     В Декларации тысячелетия, которую составили  и одобрили лидеры мирового туризма  из государственного и частного секторов, есть раздел "Туризм и информационные технологии". В нем отмечается, что успешная деятельность туристских предприятий и турцентров во многом зависит от использования возможностей информационных технологий и Интернета. Государственные ведомства, национальные туристские администрации и организации маркетинга туристских направлений (ОМТН) должны в тесном сотрудничестве с частным сектором и региональными и местными властями активно создавать и обогащать комплексные базы данных для обеспечения конкурентоспособности туристского электронного бизнеса. На надлежащем уровне следует защищать права потребителей, внедрять системы оперативного разрешения конфликтов и передовые технологии для удобства и комфорта путешественников, упрощения и унификации документации, необходимой при пересечении границ.

     В целом эту декларацию можно считать  программой действий в области развития инновационных процессов в туризме.

     В декларации "Мир и туризм" провозглашалось: "Мы стремимся содействовать сотрудничеству в сфере обмена знаниями, информацией, технологией и людскими ресурсами  в смежных с туризмом областях между развитыми и развивающимися странами; сотрудничать в целях превращения  туризма в наукоемкую отрасль  и заполнять недостающие звенья в области экономики, социокультурной среды и технологии; а также способствовать социальному развитию и процветанию человечества".12

     В конце января 2004 г. состоялась первая Всемирная конференция по коммуникациям  в туризме (TOURCOM), в которой участвовало 830 делегатов из 126 стран. Конференция  провозгласила новую информационную кампанию "Туризм обогащает личность, семью, общество и все человечество". Конференция призвала все правительства  увеличить инвестиции в развитие туризма.13

     Только  ЮНВТО имеет Деловой совет, объединяющий около 350 различных организаций - присоединившихся членов ЮНВТО. Для получения статуса  присоединившегося члена требуется  официальная поддержка той страны, на территории которой находится  штаб-квартира кандидата. Присоединившимися  членами являются организации и  компании, непосредственно работающие в сфере туризма и путешествий  или в смежных отраслях (транспортные компании, банковские и страховые  учреждения, издательские дома, учебные заведения).

     Большая заслуга Всемирной туристской организации  в том, что она стала инициатором  и разработчиком двух базовых  инноваций - принципа устойчивого развития и системы оценки экономического значения туризма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Инновационные процессы в развитии туризма

     XXI в. – век путешествий и открытых  границ. Многочисленные турфирмы  предлагают клиентам туры на  любой вкус и доход, и при  желании турист может попасть  в любую точку планеты. Остается  только выбрать, с помощью кого  осуществить заветную мечту, а  выбирать есть из чего: улицы  пестрят от ярких вывесок с  названиями турфирм, приглашающих  потенциальных туристов провести  отпуск в сказочных заморских странах. В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно своевременный вывод нового товара на рынок способен привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия.

     Нововведение  – закон человеческого общества, перманентная сила развития общества, продуктов его деятельности и  прогресса в целом1. Инновация базируется на новшестве, или нововведении, называемом новацией. Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Й. Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.14

     Под инновацией он подразумевал изменение  с целью внедрения и использования  новых видов потребительских  товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации  в промышленности2.

     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Это вызвано  тем, что в рыночной экономике  инновации представляют собой метод  конкуренции, так как инновация  ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку  денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых  рынков, в том числе и внешних.

     Инновация как процесс или как продукт  может стать одной из главных  статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли.

     Туризм  является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных  форм и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании охотно применяют  инновации на практике. Ведь инновация  – это прежде всего риск и немалый. Любая инновация, особенно если она затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так как принятие и осуществление инновации связано с ломкой стереотипов восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам. Например, многие туроператоры предлагают своим региональным агентствам новую систему бронирования – бронирование туров в on-line, что позволяет получать практически мгновенное подтверждение тура. Таким образом, туроператор экономит время на обработке заявки, а турагент, в свою очередь, ускоряет процесс оформления клиента. Выгода очевидна: экономя время на работе, турагент получает возможность привлечь клиента своей оперативностью. Но до сих пор, несмотря на достаточно широкое применение и удобство данной системы, многие агентства отказываются так работать. Куда ближе непосредственный контакт с туроператором. Боязнь быть не услышанным и не понятым заставляет агентов обращаться к старой и проверенной системе бронирования – с помощью факса. Это яркий пример неприятия инновации. Чаще всего в основе отрицания инновации лежит социально-психологический аспект: оценивая свои возможности, достаточное количество сотрудников организации склонны считать, что они не имеют необходимых при внедрении инноваций умений и навыков. Это вызывает опасение оказаться лишним и как следствие – сопротивление изменениям.

Информация о работе Инновационный менеджмент