Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:58, статья

Описание

Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства России от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы").

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

    О развитии технопарков в России. Далее  отметим, что кроме создания ОЭЗ  в целях экономического роста  и модернизации отраслей отечественной экономики, в России принята отдельная Государственная программа, направленная на поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий (см. Распоряжение Правительства России от 10.03.2006 N 328-р). Эта Программа предусматривает создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий.

    По  общепринятой терминологии, технопарк - это инновационный центр, главная задача которого - развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. По структуре технопарки - некий mixed-use, где в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости.

    Инфраструктура  технопарка позволяет работать всей технологической цепочке - от теоретических  исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.

    Первые  технопарки возникли в США в 50-е годы. Тогда компании военно-промышленного комплекса активно искали производственные и офисные площади для выполнения правительственных заказов в области инновационных разработок. В течение тридцати лет высокотехнологичные компании - резиденты осваивали территорию в Калифорнии, названную Силиконовой Долиной (Silicon Valley), - промышленный район прославился феноменальными достижениями в наукоемких индустриальных отраслях. Сегодня инфраструктура Силиконовой Долины - это свыше 3 тыс. высокотехнологичных компаний, в деятельности которых заняты около 300 тыс. человек. Здесь расположена половина всех бизнес-структур планеты, оперирующих венчурным капиталом. Бум технопарков в США пришелся на 80-е годы прошлого века, и сегодня здесь насчитывается более 160 технопарков - это около трети от их общей численности в мире.

    В свою очередь, развитие технопарков  в Европе можно отметить двумя  характерными чертами. Первая - научный  парк имеет здание, предназначенное  для размещения в нем малых  фирм. Наличие такого здания способствует формированию малых и средних компаний, которые пользуются коллективными услугами. Вторая интересная черта европейской модели научного парка почти целиком относится к Франции, где разработана концепция "технопола". "Технопол" ассоциируется с городом и подразумевает научное и техническое сотрудничество между всеми образовательными и научными организациями с одной стороны и фирмами научного парка - с другой.

    В Японии государством (почти половина бюджетных средств выделяется на научно-исследовательские работы) предусматривается строительство новых городов - технополисов, например, технополис Tsukuba включает 3 технопарка, больше 50 государственных исследовательских институтов. Активно развиваются технопарки также в Индии, Малайзии, Индонезии, Сингапуре, Южной Корее и на Тайване.

    В целом следует отметить, что в  России пока крайне малы затраты на научные исследования и разработки по сравнению с другими странами.

    Следует отметить, что в федеральном бюджете  на 2007 г. на создание технопарков планируется выделить немногим свыше 2 млрд руб. Эта сумма достаточно скромная даже для одного инвестиционного проекта. Однако эти деньги планируется направить сразу в семь пилотных проектов, что делает, по мнению экспертов, поддержку каждого технопарка достаточно символической. Хотя, как было заявлено Мининформсвязи России, в течение ближайших четырех лет из федерального бюджета на финансирование программы развития технопарков будет выделено 8 млрд руб. Всего же государство планирует потратить на технопарки около 20 млрд руб. При этом, как планирует указанное министерство, в восемь раз больше должны вложить частные инвесторы. Мининформсвязи России также считает, что технопарки должны привлекать резидентов и инвесторов экономией на аренде помещений, близостью к вузам и НИИ, а также дешевой рабочей силой в лице студентов и преподавателей. Планируется, что к 2011 г. на базе технопарков может быть создано 75 тыс. новых рабочих мест, а стоимость совокупного объема произведенной компаниями-резидентами продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд руб.

    Напомним, что в отличие от особых экономических  зон, для которых законодательно прописаны четкие налоговые и  другие льготы, создатели технопарков  могут заинтересовывать потенциальных  инвесторов пока лишь возможностью предоставления юридических, финансовых, информационно-технологических и маркетинговых услуг. При обсуждении этого вопроса в Правительстве России было отмечено о необходимости установления дополнительных льгот для обеспечения привлечения серьезных компаний к работе в российских технопарках.

    В этой связи целесообразно отметить, что Мининформсвязи России планирует  до конца года подготовить проект федерального закона "О технопарках". В рамках этого законопроекта  указанное министерство разрабатывает, в частности, предложения по государственной поддержке и льготам, в том числе налоговым, для участников технопарков по аналогии с льготами для участников особых экономических зон.

    При этом, проводя аналогию между технопарками и создаваемыми в России особыми  экономическими зонами, в Мининформсвязи России подчеркнули, что ОЭЗ не уделяют достаточного внимания технологическим отраслям, и готовящийся законопроект "О технопарках" не должен пересекаться с Законом "Об особых экономических зонах".

    В целом же реализация упомянутой выше российской Программы развития технопарков должна привести не только к обеспечению высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, но и к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней. 

 В.В.Петрунин

 Государственный советник

 Российской  Федерации II класса

 Подписано в печать

 27.02.2008 
 

Информация о работе Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения