Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:58, статья

Описание

Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства России от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы").

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

    В соответствии с внесенными изменениями  ст. 241 НК РФ была дополнена таблицей ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки единого социального налога только в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года: 

до 280 000 руб.     14,0%;                                             
от 280 001 руб.      
до 600 000 руб.    
39 200 руб. + 5,6% с суммы,  превышающей 280 000 руб.
свыше 600 000 руб.  57 120 руб. + 2,0% с суммы,  превышающей 600 000 руб.
 

    По  налогу на прибыль предусмотрены  следующие льготы.

    Организации - резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ).

    Кроме этого, во всех ОЭЗ налогоплательщики  могут экономить на расходах на научные  исследования и опытно-конструкторские работы. Так, абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками - организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

    Таким образом, налогоплательщики, имеющие  статус резидента ОЭЗ, в том числе промышленно-производственной ОЭЗ, учитывают расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат, т.е. в полном размере вне зависимости от результата (положительного или отрицательного) исследований, и включают в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. Указанный порядок распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и на организации, зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ.

    Для более ясного понимания указанной  нормы рассмотрим ее в сравнении  с порядком ведения учета затрат на НИОКР хозяйствующими субъектами, не являющимися резидентами ОЭЗ, с использованием нескольких ситуаций (вариантов).

    Вариант 1:

    ООО "Альфа", не являющееся резидентом ОЭЗ, с января по июль 2007 г. затратило 120,0 тыс. руб. на выполнение конкретных опытно-конструкторских разработок. В августе 2007 г. был подписан соответствующий  акт сдачи-приемки указанных работ. С сентября 2007 г. по август 2008 г. ООО "Альфа" будет равномерно списывать указанную сумму затрат в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль - по 10,0 тыс. руб. ежемесячно.

    Вариант 2:

    Предположим, что ООО "Альфа" осуществляло свою деятельность в ОЭЗ. В этом случае стоимость проведенных работ в размере 120,0 тыс. руб. за указанный выше период времени списывалась бы в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль в течение января - июля 2007 г. ежемесячно в размере фактических затрат, произведенных в соответствующем месяце.

    При этом никакого акта сдачи-приемки работ  для списания затрат не требуется.

    Вариант 3:

    ООО "Альфа", осуществляющее свою деятельность в ОЭЗ, заключило договор в  январе 2007 г. на выполнение опытно-конструкторских  разработок с целью изготовления образца нового изделия. В июле 2007 г. было решено прекратить работы в связи с их бесперспективностью. Фактическая стоимость таких работ, которые не дали положительного результата, составила те же 120,0 тыс. руб. В данном случае ООО "Альфа" так же, как и в варианте 2, ежемесячно списывало бы в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль фактические затраты на НИОКР, произведенных в соответствующем месяце.

    От  обложения налогом на имущество  организаций освобождаются организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества (ст. 381 НК РФ). Только при соблюдении всех этих условий организации - резиденты ОЭЗ вправе будут пользоваться в отношении имущества льготой по налогу.

    Рассмотрим  порядок исчисления налога на имущество  и применения льгот по этому налогу на конкретном примере с использованием нескольких ситуаций (вариантов).

    Вариант 1:

    ООО "Бета" имеет головной офис и  филиал, расположенные на территории разных субъектов Российской Федерации. При этом головной офис находится  на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая промышленно-производственная экономическая зона.

    Несмотря  на то что эта организация ведет  промышленно-производственную деятельность на территории ОЭЗ, она не может быть зарегистрирована в качестве резидента этой зоны, т.к. имеет филиал за ее пределами. А в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.

    Таким образом, ООО "Бета" должно исчислить  и уплатить налог на имущество  в соответствии с установленным  порядком.

    Указанная организация имеет на своем балансе  имущество, остаточная стоимость за II квартал 2007 г. которого составила: 

Дата         Остаточная  стоимость основных средств, тыс. руб.
по  головному офису   по филиалу      
На 01.01.2007    8800,0         5500,0        
На 01.02.2007    8626,0         5400,0        
На 01.03.2007    8460,0         5300,0        
На 01.04.2007    8290,0         5200,0        
 

    В соответствии со ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется  по итогам каждого отчетного периода  в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой  ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

    Средняя стоимость имущества за I квартал 2007 г. составила:

    - по месту нахождения организации  (головного офиса):

    8544,0 тыс. руб. [(8800,0 + 8626,0 + 8460,0 + 8290,0) : 4];

    - по месту нахождения филиала:

    5350,0 тыс. руб. [(5500,0 + 5400,0 + 5300,0 + 5200,0) : 4].

    Исходя  из этого, организация должна перечислить  следующие суммы авансовых платежей (с учетом того, что на территории регионов, где располагаются головной офис и филиал, действуют одинаковые ставки налога в размере 2%):

    - в бюджет по месту нахождения  организации 42,7 тыс. руб. (8544,0 x 2% : 4);

    - в бюджет по месту нахождения  офиса 26,8 тыс. руб. (5350,0 x 2% : 4).

    Вариант 2:

    ООО "Бета" до сентября 2007 г. имело  головной офис и филиал, расположенные  на территории разных субъектов Российской Федерации. При этом головной офис располагался на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая промышленно-производственной экономическая зона.

    С целью усиления своей промышленно-производственной деятельности на территории ОЭЗ организация упразднила свой филиал, а его имущество перевела на свой баланс. После этого ООО "Бета" было зарегистрировано 1 мая 2007 г. в качестве резидента ОЭЗ, а его имущество было признано, как созданное в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ. Таким образом, в соответствии с п. 17 ст. 381 НК РФ с момента постановки на учет указанного имущества организация освобождена от уплаты налога на имущество в течение пяти лет, т.е. с мая 2007 г. по май 2012 г.

    От обложения земельным налогом освобождаются организации - резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ любого типа (п. 9 ст. 395 НК РФ).

    Кроме того, Закон об ОЭЗ предусматривает так называемую "дедушкину" оговорку, которой вправе воспользоваться резиденты ОЭЗ и под которой понимается гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Иными словами, акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности (см. ст. 38 Закона об ОЭЗ).

    О портовых экономических зонах в  России. Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-ФЗ "О внесении изменений в  Федеральный закон "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные  акты Российской Федерации" (Закон N 240-ФЗ) был принят в целях создания правовых условий для образования и функционирования на территории Российской Федерации нового вида особых экономических зон - портовых особых экономических зон.

    Актуальность  принятия этого Закона обусловлена усилением зависимости темпов экономического роста в Российской Федерации от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора экономики.

    Так, при обсуждении этого Закона в  Совете Федерации заместитель председателя комитета по промышленной политике В. Слуцкер отметил, что сейчас российские порты серьезно проигрывают зарубежным гаваням. Он привел пример грузооборот Шанхайского порта, который превысил в прошлом году 400 млн тонн, а грузооборот всех российских торговых портов составил всего 420 млн тонн. Значительное количество мировых грузопотоков движется, по его словам, в обход России, и бюджет недополучает сотни миллионов рублей.

    Поэтому основной целью создания этих зон  является стимулирование развития портового  хозяйства и развития портовых услуг, конкурентоспособных по отношению  к зарубежным аналогам.

    По  мнению экспертов, учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, создание портовых особых экономических  зон ускорит интеграцию России в  мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.

    Закон N 240-ФЗ устанавливает, что портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) создаются  на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов; территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные и воздушные перевозки; на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. ПОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 50 кв. км. В отличие от других видов особых экономических зон ПОЭЗ создаются на 49 лет.

Информация о работе Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения