Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:58, статья

Описание

Как известно, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства России от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы").

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

    Данный  Закон определяет понятие и правовой статус резидента ПОЭЗ; содержание и виды портовой деятельности; подробно регламентирует порядок заключения соглашения о деятельности ПОЭЗ, а также порядок изменения условий, прекращения и расторжения соглашения.

    Принципиальную роль для решения задач, применительно к портовому хозяйству, играют внешнеторговые преференции, предусматривающие введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций через порты, аэропорты, и снижение издержек, связанных с оказанием портовых услуг. Кроме того, важное значение имеют налоговые и таможенные льготы, снижающие издержки бизнеса и стимулирующие расширение налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской и инвестиционной активности. Так, ст. 3 Закона N 240-ФЗ предусмотрено внесение ряда изменений в НК РФ.

    Укажем  некоторые из этих льгот.

    Не  подлежат обложению НДС операции по проведению работ (оказание услуг) резидентами  ПОЭЗ в портовой особой экономической  зоне (см. пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ).

    Не  уплачиваются акцизы при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ с остальной части территории Российской Федерации (см. абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ).

    Кроме того, в соответствии с новой редакцией  п. 3 ст. 183 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

    Налогоплательщик также освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в ПОЭЗ подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней (см. абз. 1 п. 2 ст. 184 НК РФ в новой редакции).

    Говоря  о ближайших перспективах по созданию ПОЭЗ, следует отметить, что предполагается сформировать своеобразный "крест" портовых зон по четырем направлениям: Дальний Восток, Юг, Северо-Запад и Север.

    Очевидно, что стартовые преимущества будут  у глубоководных портов, имеющих  свободные участки для возведения необходимых объектов, с развитой инфраструктурой, в том числе  подходными железнодорожными путями. Не менее важной является вовлеченность порта в существующие транспортные коридоры.

    Если  говорить о Дальнем Востоке, полным набором "плюсов" для создания портовых зон не обладает ни один порт, но наибольшие шансы имеют порт Восточный  и Совгаванско-Ванинский транспортный узел. Именно здесь власти Приморского и Хабаровского краев намерены создать транспортно-логистические узлы (хабы), и эти планы находят поддержку Минтранса России.

    О других налоговых льготах, связанных  с осуществлением инновационной  деятельности. В РосОЭЗ не раз отмечали, что бизнес-планы, представляемые на конкурс по соисканию статуса резидента ОЭЗ, часто имеют недостаточную глубину проработки, в них не подтверждены источники финансирования проектов, а также отсутствует инновационная составляющая проектов. На эту проблему было также обращено внимание и в ходе проведения Торгово-промышленной палатой Российской Федерации 25 мая 2007 г. конференции, где рассматривались вопросы формирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. Многими участниками этой конференции отмечалось, что в первую очередь именно для инновационных проектов и предназначены ОЭЗ.

    Поэтому целесообразно отметить, что НК РФ, помимо отмеченных выше прямых льгот  для резидентов ОЭЗ, содержит ряд других льгот в части налогообложения инновационной деятельности в России. Последние изменения в НК РФ по этой части были сделаны Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". Ниже указаны основные из этих льгот.

    Льготы  по НДС.

    Не  подлежат обложению НДС операции по выполнению:

    1. НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств фонда фундаментальных исследований, фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (см. пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

    2. НИОКР и технологических работ,  относящихся к созданию новых  продукции и технологий или  к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности (см. пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

    - разработка конструкции инженерного  объекта или технической системы;

    - разработка новых технологий, то  есть способов объединения физических, химических, технологических и других  процессов с трудовыми процессами  в целостную систему, производящую  новую продукцию (товары, работы, услуги);

    - создание опытных, то есть не  имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

    Также не облагается НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для  ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

    Льготы  по налогу на прибыль.

    Не  учитываются при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций:

    - доходы в виде средств, полученных  из Российского фонда фундаментальных  исследований, Российского фонда  технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), по перечню, утверждаемому Правительством России (см. пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

    - расходы в виде сумм отчислений  в Российский фонд фундаментальных  исследований, Российский гуманитарный  научный фонд, Фонд содействия  развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере, Федеральный  фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных п. 3 ст. 262 НК РФ (см. ст. 270 НК РФ).

    Кроме того:

    - можно начислять амортизацию  по основным средствам, используемым  только в научно-технической деятельности, с применением повышающего коэффициента 3;

    - можно признавать как расходы  на НИОКР отчисления на формирование  отраслевых и межотраслевых фондов  финансирования НИОКР, в пределах 1,5 валовой выручки организации.

    ОЭЗ в Магаданской и Калининградской  областях. Указанные выше Федеральные законы от 31.05.1999 N 104-ФЗ, от 10.01.2006 N 16-ФЗ регулируют отношения, возникающие при создании и функционировании ОЭЗ, соответственно, в Магаданской и Калининградской областях, с учетом их специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации и в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития указанных регионов. В связи с этим порядок налогообложения в указанных зонах отличается от установленного Законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

    Так, ст. 5 Закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской  области" (с изм. и доп.) было предусмотрено, что при осуществлении хозяйственной  деятельности на территории указанной зоны и в пределах Магаданской области участники экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Это положение действовало до 31 декабря 2006 г.

    В период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2014 г. участники этой экономической  зоны при осуществлении ими хозяйственной  деятельности на территории ОЭЗ и  в пределах Магаданской области  освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории указанной области. Данные льготы предоставляются в том случае, если участники зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и самой области.

    В соответствии со ст. 17 Закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и  о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации" в этой ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. ст. 288.1 и 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.

    В течение первых шести лет с  момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с 2007 г. по 2012 г. включительно ставка этого налога будет составлять 24%, а при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ (т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся), - 12%. Налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении такого имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.

    В случае если раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской  области...", и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, не ведется, налогообложение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта, производится в соответствии с настоящей главой, начиная с того квартала, в котором было прекращено ведение такого раздельного учета.

    При этом налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного  проекта признается денежное выражение  прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта  и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, к которым применяются положения настоящей главы.

    Доходами, полученными при реализации инвестиционного  проекта, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных  в результате реализации данного  инвестиционного проекта, за исключением  производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.

    Постановлением  Правительства России от 23.06.2006 N 391 утверждена Методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической  зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядок установления (фиксации) факта увеличения этой величины. Так, резидент самостоятельно производит расчет величины совокупной налоговой нагрузки на основании раздельного бухгалтерского и налогового учета. День начала реализации резидентом инвестиционного проекта определяется на основании графика осуществления ежегодного объема инвестиций, предусмотренного инвестиционной декларацией. Увеличение величины совокупной налоговой нагрузки определяется резидентом методом сравнения ее величины за календарный год, в котором по его расчетам произошло это увеличение, с величиной за полный календарный год (если днем начала реализации резидентом инвестиционного проекта является 1 января этого календарного года) или за часть календарного года (время со дня начала реализации резидентом инвестиционного проекта до конца календарного года).

Информация о работе Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения