Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: оценка и анализ современных инновационных процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.
Задачами курсовой работы являются: дать общую характеристику инноваций, раскрыть их сущность, виды и механизм реализации в условиях рынка, показать необходимость поддержки инновационной деятельности предприятий посредством научно – технической и инновационной политики и механизм государственного регулирования, а также изучить основные проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности предприятий РБ

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1.Сущность и классификация инноваций. Эффективность использования инноваций. 6
1.1 Сущность и классификация инноваций. 6
1.2 Эффективность использования инноваций 12
2.Инновационный потенциал, тенденции и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси. 15
2.1. Инновационный потенциал регионов Беларуси: потенциал и перспективы. 15
2.2 Тенденции и пути развития инновационной деятельности в Беларуси. 21
3. Венчурная деятельность. 28
3.1 Венчурная деятельность: понятие, субъекты, условия возникновения. 28
3.2 Механизм венчурной деятельности (зарубежный опыт) 29
3.3 Оценка возможности развития венчура в Республике Беларусь. 30
3.4 Особенности венчурного финансирования 31
3.5 Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности. 34
4. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах 36
Заключение 46
Список использованных источников 48

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 723.00 Кб (Скачать документ)

2) объектом венчурного финансирования в основном являются разработка, производство новых видов продукции, новых услуг, технологий. Такие проекты классифицируются как имеющие высокую степень неопределенности результата. Поэтому особенностью финансирования является большая вероятность невозврата вложенных средств и, как следствие, необходимость принятия мер безопасности ох возможных потерь. К таким мерам относятся: жесткий отбор проектов для осуществления венчурного финансирования; высокопрофессиональное управление портфелем ценных бумаг; применение нетрадиционных условий финансирования, например, некоторые венчурные капиталисты вкладывают свой капитал не в форме ссуды, а в обмен на долю акционерного 
капитала создаваемого венчура или под определенную часть прироста капитала;

3) цикличность протекания финансовых процессов как в рамках одного венчурного фонда, так и в масштабах индустрии венчурного капитала. Цикличность финансирования в рамках одного процесса венчурного финансирования связана с цикличностью развития 
венчура. При переходе венчура из одной стадии развития в другую требуются дополнительные финансовые ресурсы. Именно на этих узловых этапах привлекается венчурный капитал. Цикличность финансирования в масштабах индустрии венчурного капитала определяется цикличностью развития всей экономики, а также соотношением предложения венчурного капитала и спроса на него (более детально цикличность венчурного финансирования рассмотрена ниже); период финансирования. Как правило, венчурное финансирование является долгосрочным вложением капитала. Средства вкладываются на ограниченный период времени на срок от 3-х до 10 лет. По окончании этого периода венчурные капиталисты получают основную сумму прибыли; в отличие от традиционных методов финансирования венчурные капиталисты имеют возможность участвовать в управлении венчурным капиталом (непосредственно или через своих представителей), а также (для гарантии успешной реализации проекта) консультировать специалистов венчура по вопросам экономики, финансов, производства и коммерческой деятельности;

6) особенности венчурного  финансирования проявляются в  двух его принципах: первый  — разделение и распределение риска между участниками венчурного процесса; второй — этапность венчурного финансирования. Первый принцип реализуется через кооперацию инвесторов, специализацию и кооперацию финансовых посредников, особые методы управления венчурным капиталом. Принцип этапности состоит в том, что на каждом этапе разные объемы финансирования, разные субъекты финансирования, разные направления и объекты финансирования, что было рассмотрено выше.

Преимущества венчурного финансирования заключаются в следующем:

1) для предпринимателей венчурное финансирование — это: возможность мобилизовать необходимый капитал для обеспечения венчурного проекта с минимальными затратами собственных средств; возможность   получения   ресурсов   без   имущественного   обеспечения   долга; долгосрочность вложения; принципиальная возможность варианта невозврата привлеченных средств; гарантии конфиденциальности информации; руководство фирмы имеет возможность пересматривать условия финансирования своей деятельности. Так, в случае успешной работы венчура руководство стремится внести изменения в свою пользу, а при возникновении проблем в развитии — старается привлечь дополнительный венчурный капитал и продлить сроки пользования капиталом;

2) для рисковых капиталистов венчурное финансирование это:

возможность   получения   повышенной   нормы      прибыли      по   сравнению   со среднерыночной; возможность участия в финансируемом проекте (в подборе кадров венчура, в разработке бизнес-плана венчура); более низкие затраты на управление капиталом; гибкое управление капиталом; возможность пользоваться конфиденциальной информацией (знакомиться с проектами, с другими инвесторами и т.д.);

3) для государства венчурное финансирование позволяет: осуществить без участия государственных финансовых ресурсов инвестирование прогрессивных отраслей, наукоемких производств; обеспечить занятость высококвалифицированных работников; решать другие задачи.

Венчурное финансирование имеет и отрицательные стороны, которые состоят в следующем.

Для предпринимателей, организующих венчурное производство, недостатком венчурного финансирования является захват венчурными капиталистами большой доли участия во вновь создаваемых фирмах. Реализуя часть своих акций, венчур уступает рисковым капиталистам часть прав на собственность фирмы, прав распоряжения активами, доли участия в прибылях, частично теряет контроль за управлением фирмой. При определенных условиях (сверхдоходность или, наоборот, банкротство) организаторы венчурного предприятия могут потерять все права собственников.

Для инвесторов недостатком системы венчурного финансирования является очень высокая степень риска и неопределенности, так как капитал, как правило, вкладывается на длительный период при отсутствии обязательств получения гарантированной прибыли.

3.5 Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности.

К организационным формам, как отмечалось выше, относятся следующие:

процедуры привлечения  венчурного капитала; механизм отбора проектов для финансирования; методы размещения капитала; процедуры вывода капитала из бизнеса.

Привлечение финансовых ресурсов осуществляется фирмой венчурного капитала по двум схемам: либо непосредственно  фирмой, либо на основе создания дополнительной организационной структуры —  венчурного фонда. В любом случае процедуры осуществляются в двух формах:

1) если венчурный капитал  поступает в форме ссудного  капитала, то его привлечение  оформляется через договор займа,  кредита, оформление долговых  обязательств; 2) если венчурный капитал  привлекается в форме акционерного  капитала, то процедура по его аккумуляции в венчурном фонде (или в самом венчуре) осуществляется в форме подписки на фонд (на акции венчура).

Механизм отбора проектов для финансирования. Данный этап финансовой деятельности имеет особенно важное значение, так как от правильности выбора зависит судьба достаточно крупных долгосрочных капиталовложений, а также масштабы дальнейших    усилий    инвесторов    по    организационно-управленческой    поддержке финансируемых проектов, включая дополнительные затраты в случае возникновения незапланированных трудностей.

Работу по отбору проектов для финансирования осуществляет финансовый посредник, либо сам инвестор в случае прямого финансирования. Процесс  выбора проектов начинается с выработки  инвестиционных целей.

Процесс выбора проектов для финансирования включает четыре основные стадии:

- предварительная оценка;

- достижение предварительной договоренности об условиях финансирования;

- тщательный анализ и оценка;

- подписание сделки.

Размещение капитала представляет собой процесс формирования инвестиционного портфеля фирмы венчурного капитала.

Инвестиционный портфель — это совокупность ценных бумаг, принадлежащих финансовому посреднику, предназначенная для достижения поставленной цели и выступающая  как целостный объект управления.

Как финансовый процесс, вывод капитала из бизнеса представляет собой реализацию ценных бумаг фонда  и обеспечение основной прибыли  владельцам венчурного капитала.

Основными методами вывода капитала из бизнеса являются следующие:

выход на биржу, т.е. превращение компании в акционерное общество открытого типа, размещение акций компании на фондовой бирже;

продажа всех или части  своих акций крупной корпорации;

продажа всех ранее купленных  акций владельцам предприятия или  управляющим;

продажа акций другой венчурной компании;

продажа другому финансовому  учреждению. [15]

 

Формирование менталитета  венчурного предпринимательства, обучение венчурной деятельности, помощь в  создании и поддержке новых малых  наукоемких фирм — одна из важнейших  задач специальных инновационных структур. При этом выбор соответствующих форм поддержки зависит от ряда факторов и является одним из важнейших условий развития венчурной деятельности в регионе. Для инвесторов недостатком системы венчурного финансирования является очень высокая степень риска и неопределенности, так как капитал, как правило, вкладывается на длительный период при отсутствии обязательств получения гарантированной прибыли.

 

 

 

 

 

4. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной  политики в структуре государственного регулирования экономики определяются  особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, c последующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

В этих обстоятельствах  инновация изначально нацелена  на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное  содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.  Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет и вложенный капитал.

Государственная инновационная  политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных  процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В  целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к  следующим моментам:

государство способствует развитию науки,  в том числе  прикладной, и подготовке научных  и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

в рамках большинства  правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

фискальные и прочие элементы государственного регулирования  формируют стимулирующее воздействие  внешней среды, которые обусловливают  эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов. Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их  определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего  предпочтение игре рыночных сил.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов  осуществляются преимущественно в  двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью  непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О  технологических  нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

Информация о работе Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики