Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: оценка и анализ современных инновационных процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.
Задачами курсовой работы являются: дать общую характеристику инноваций, раскрыть их сущность, виды и механизм реализации в условиях рынка, показать необходимость поддержки инновационной деятельности предприятий посредством научно – технической и инновационной политики и механизм государственного регулирования, а также изучить основные проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности предприятий РБ

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1.Сущность и классификация инноваций. Эффективность использования инноваций. 6
1.1 Сущность и классификация инноваций. 6
1.2 Эффективность использования инноваций 12
2.Инновационный потенциал, тенденции и перспективы развития инновационной деятельности в Беларуси. 15
2.1. Инновационный потенциал регионов Беларуси: потенциал и перспективы. 15
2.2 Тенденции и пути развития инновационной деятельности в Беларуси. 21
3. Венчурная деятельность. 28
3.1 Венчурная деятельность: понятие, субъекты, условия возникновения. 28
3.2 Механизм венчурной деятельности (зарубежный опыт) 29
3.3 Оценка возможности развития венчура в Республике Беларусь. 30
3.4 Особенности венчурного финансирования 31
3.5 Организационные формы и методы реализации финансовых отношений венчурной деятельности. 34
4. Государственная инновационная политика в развитых экономических странах 36
Заключение 46
Список использованных источников 48

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 723.00 Кб (Скачать документ)

В этой связи не может  не тревожить почти полное отсутствие  подобной политики и подобных ей механизмов в России и других бывших республиках СССР. Нельзя сказать, что в условиях существования единого Союза в этом направлении были  достигнуты серьезные реальные успехи, но с его распадом положение явно и резко ухудшилось. Кризисное состояние  экономики, чрезмерная политизация, обостренная напряженность общественной жизни, крайнее расстройство финансово-кредитной системы, нарастающая инфляция в условиях сплошного товарного  дефицита толкают правительства на "пожарные" мероприятия сугубо временного характера. Хорошо, если в их число входят действия по прямому спасению фундаментальной науки, творческих  коллективов военно-промышленного комплекса, бывших центральных отраслевых институтов и т.п. Но даже и этого, если всерьез учитывать длительную перспективу, наверняка мало.

Из всех соображений, которые ввиду очевидности ситуации нет смысла перечислять, необходимо безотлагательно определить и достаточно четко сформулировать действенную  программу развития всего будущего инновационного комплекса России. Она  должна охватывать как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы  государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования. И в этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики в западных странах может оказаться очень полезным на уровне как отдельных стран - бывших союзных республик, так и создаваемых объединений государств. В частности, уже на стадии разработки и реализации мероприятий по массовой приватизации нужно думать, как она и в каких случаях успешнее сдвинет с места проблему усиления заинтересованности производителя в использовании научных, технических, технологических достижений; какие внутренние и внешние причины стимулирования инновационной деятельности возникнут при этом, учитывая специфику именно наших рыночных отношений, да еще и в переходный период.

Вряд ли можно рассчитывать, что уже первые шаги приватизации смогут в ближайшее время привести к мощному  развитию инновационной деятельности на уровне предприятий. Формирующийся в Беларуси рынок, который до сих пор "хватает" практически любые товары и любого качества, а также сохранившееся господство производителя над потребителем, монополизм ценообразования в отдельных отраслях - все это никак не создает радужной картины бурного научно-технического прогресса. При этом каждый изо всех сил стремится заполучить новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар. Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело, используя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, наверняка можно ускорить прогрессивные изменения. При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию (хотя бы в рамках ближнего зарубежья) международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы,  международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах.

 

Делая выводы, необходимо отметить, что при слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей нашей экономической жизни на ее микроуровне, нам еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны  государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно,  конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа государств ближнего зарубежья. Мы, однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд, которым не суждено сбыться. Крайне необходимо прекратить пополнение этого арсенала. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основным механизмом решения социально-экономических задач Республики Беларусь в настоящее время является инновационное развитие экономики. Разработка и внедрение инноваций, новых информационных технологий становятся решающим фактором успеха реального сектора экономики, стимулирующим развитие наукоемких отраслей промышленности.

Особенность нашего государства  заключается в том,  что мы имеем  достаточно   мощный   научно-технический   потенциал,   значительные достижения  в  различных  отраслях  науки  и   техники,   заделы   в фундаментальных    исследованиях. Ориентация этого потенциала на реализацию  научно-технических  разработок  в  производстве   крайне слаба. Основными причинами такого  состояния  являются  экономическая ситуация  в  республике, отсутствие  у  большинства руководителей и научных  работников  знаний  в области   менеджмента,   маркетинга, недостаточность  собственных  средств  у организаций и ограниченные возможности   финансовой   поддержки государства,    неразвитость финансово-кредитной   системы. Для того    чтобы   предотвратить складывающиеся   негативные тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии как  центрального  звена  государственной  социально-экономической и научно-технической  политики.  Стратегия  должна базироваться   на  долгосрочных  прогнозах,  позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы  для  их заполнения.

Также важнейшим аспектом формирования инновационной системы  является венчурное инвестироание. Формирование менталитета венчурного предпринимательства, обучение венчурной деятельности, помощь в создании и поддержке новых малых наукоемких фирм — одна из важнейших задач специальных инновационных структур.

Одним из основных принципов  формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь является определение приоритетных направлений научно-технической деятельности. Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005г. на 2006-2010 годы утверждены приоритеты дальнейшего развития в этой сфере. Чтобы избежать ошибок в выборе стратегии инновационного развития, необходимо постоянно вести мониторинг состояния этой сферы в наиболее развитых странах.

Формирующаяся инновационная  экономика страны опирается на три  важнейшие составляющие — отечественную научную школу, гибкую образовательную систему и мобильный производственный сектор. Именно их реальная интеграция обеспечит создание и использование новых научных знаний, новых технологий, товаров и услуг для повышения качества жизни белорусского народа.

Важным аспектом успешной инновационной деятельности является финансовое, материально-техническое  и информационное обеспечение инновационной  деятельности. Наша страна уже добилась определенных успехов в достижение высокого уровня инновационного развития, но, что наиболее важно, на нынешний период необходимо выработать систему национального самосознания, которое поможет воплотить мечту в реальность.

Будущее Республики Беларусь – за инновационным развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под общ ред П.В.Завлина. – М.,2000.- 475с.

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – М.,2000. – 615с.

3. Кадровое и научное обеспеченье инновационного развития Беларуси: вклад университетов / Под ред. И.В. Войтова. – Минск: ГУ «БелИСА», 2008. – 316 с.

4.     Инновационный  менеджмент / Под  общ ред. С.Д.  Ильенковой. – М.,1997. – 327с.

5. Управление инновациями / В.Н. Гунин. – М.,1999. – 301с.

6.     Дадалко С.В.  Инновационная деятельность в Республике Беларусь. – Мн., 2000.-88с

7. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. – 2007. - №1. – С. 8- 15.

8.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2003 г. №1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы»

9. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М., 2000. – 446с.

10. Еремушкин С.В. «Научно-техническая и инновационная политика Республики Беларусь» - 2009г.

11.     Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М.,1999. – 208 с.

12. М.М. Ковалев, А.А. Шашко. Инновационный потенциал регионов Беларуси: состояние и перспективы. – Мн., 2007

13. Эффективность инновационной деятельности / Под общ ред А.М. Шкуркина. – М., 2002.

14.     Колонтай М.М.  Инновационный менеджмент. –Мн.,1997. –191с.

15. Лапицкая Л.М. Экономика  Инноваций. – М.,2007. – 27с. 

16. Инвестиции: Учебник для вузов. / В. Бочаров - СПб: Питер, 2003. - 288 с.

17. А. Е. Яковлев, А. С. Малютин, А. В. Плеханов, О. А. Дельман. Экономика и организация инновационной деятельности.

18. Идеальный инновационный менеджмент: НЛП в ХХI веке: Перевод с английского. / Робертс М. - КСП+, 2004.

19. Инновационное предпринимательство. / Скамай Л.Г., Медынский В.Г. - ЮНИТИ, 2002.

20. Инновационные коммуникации. Учебное пособие для ВУЗов. / Ковалев Г.Д. - ЮНИТИ, 2000.

 

 

 


Информация о работе Инновационная деятельность как основа современной рыночной экономики