Инновации в туристском бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационных направлений развития туризма.
Курсовая работа содержит три главы. В первой раскрывается понятие инновации в социально-культурном бизнесе и туризме. Во второй главе рассмотрены новые формы работы в туризме. В главе три рассмотрены пути модернизации и совершенствования старых туристских маршрутов и разработка на основе новых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Инновации в социально-культурном бизнесе и туризме
1.1 Цели туризма, направления его развития в XXI в………………………6
1.2 Понятие инноваций в туризме……………………………………………7
Глава 2. Новые формы работы в туризме
2.1 Театрализация, как одна из форм развития внутреннего туризма…….18
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений………………………………………………………………………24
Глава 3. Модернизация и совершенствование старых туристских маршрутов и разработка на их основе новых
3.1 Возрождение старых популярных маршрутов………………………….30
3.2 Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов…………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...41
Приложение А. Принципы исследования нововведения
Приложение Б. Коммуникации в туристском бизнесе
Приложение В. Виды экстремального туризма

Работа состоит из  1 файл

инновационность и креативность в туристском бизнесе КУРСОВАЯ.rtf

— 448.95 Кб (Скачать документ)

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Инновации в социально-культурном бизнесе и туризме

    1.1 Цели туризма, направления его развития в XXI в………………………6

    1.2 Понятие инноваций в туризме……………………………………………7

Глава 2. Новые формы работы в туризме

    2.1 Театрализация, как одна из форм развития внутреннего туризма…….18

    2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений………………………………………………………………………24

Глава 3. Модернизация и совершенствование старых туристских маршрутов и разработка на их основе новых

    3.1 Возрождение старых популярных маршрутов………………………….30

    3.2 Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов…………………………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...41

Приложение А. Принципы исследования нововведения

Приложение Б. Коммуникации в туристском бизнесе

Приложение В. Виды экстремального туризма

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Социально-культурный сервис и туризм -- весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм -- единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много -- нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы.

     Инновации в туризме -- разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение Туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса.

     Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.

     Принципиально новым направлением является включение обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. Это направление может быть связано с экстремальными различениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы, экспедиции, эксперименты и др. Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе, частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ. На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.

     Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач; рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.

     Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом к природой.

     Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационных направлений развития туризма.

     Курсовая работа содержит три главы. В первой раскрывается понятие инновации в социально-культурном бизнесе и туризме. Во второй главе рассмотрены новые формы работы в туризме. В главе три рассмотрены пути модернизации и совершенствования старых туристских маршрутов и разработка на основе новых. 

 

      Глава 1. ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ БИЗНЕСЕ И ТУРИЗМЕ 

     1.1 Цели туризма, направления его развития в XXI в. 

     Туризм в XXI в. вступил в новую стадию развития по мере того как он занимает все более заметное место в развитии мировой экономики, социальной культуре и других сферах, все значительнее становится его роль в общемировых процессах развития человечества. В соответствии с этим меняется его основные цели. В число основных целей современного туризма входит: новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов; повышение роли человека и местных общин, религиозных и территориальных органов и туристских организаций; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; организация новых форм проведения досуга; разработка новых моделей экономического управления; изучение концепций, касающихся гуманитарных и социальных отношений в туризме, экологических установок; осуществление программ технического сотрудничества и др.1

     Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма -- перечень причин можно продолжать долго. Нам представляется, что основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.2

     Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.

     Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма и всех связанных с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, историк и культуры. Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В зарубежных странах накоплен богатый опыт создания таких объектов (музеев под открытым небом). В последние годы такие музеефицированные комплексы, как центры культурной, научной, просветительской, туристской деятельности начали создаваться и в России. В их состав могут входить как подлинные, так и реконструированные археологические, исторические и этнографические группы объектов. К ним относятся разнообразные жилища, хозяйственные и производственные постройки, святилища и культовые места, торговые площади, фортификационные сооружения, пристани и т. п. (например, в Хабаровском крае с. Сикачи-Алян, с. Малышево, с. Шереметьево, с. Васильевка и др.).

     Такие природно-историко-культурные центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов региона, где они расположены, которая позволит модернизировать существующую в регионе инфраструктуру туризма и культуры. 

     1.2 Понятие инноваций в туризме 

     Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам и далеко не в последнюю очередь специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Именно такие хорошо подготовленные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристическом бизнесе. Новое качество роста, которое называется развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в различных сферах.

     В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.

     Что же он из себя представляет? Это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.3

     Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем, осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса.4 Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы. Для изменения концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии. Они подразделяются на следующие основные виды:

     1) наступательная стратегия (ориентированная на новые рыночные перспективы, ее суть состоит в том, чтобы быть первыми на рынке, что требует высокой квалификации и организованности, а также грамотно проведенного маркетинга; эта стратегия основывается не на одной отдельной инновации, а на целой серии нововведений);

     2) защитная стратегия (выход на рынок после предварительного маркетинга);

     3) поглощающая стратегия (покупка нововведений у других компаний схожего профиля);

     4) создание нового рынка (применение собственных нововведений);

     5) промежуточная стратегия (заполнение своей ниши между различными конкурентами);

     6) разбойничья стратегия (применения чужих нововведений);

     7) привлекающая стратегия (создание штата новых высокопрофессиональных специалистов).

     Таким образом, инновация -- это объект, внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли, в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.

     Инновации в туризме, естественно влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:

     1) объем производства и продаж (в данном случае новых туристских брендов);

     2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;

     3) размер созданного и действующего имущества;

     4) численность специалистов занятых в проектировке и внедрении нового туристского продукта на рынок;

     5) длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.

     Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют крут потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:

Информация о работе Инновации в туристском бизнесе