Инновации в музейном обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа

Описание

целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании.

Задачами работы являются:

1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании;

2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании

Содержание

Введение ................................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании ...........5

1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития ..........................5

1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании ................................6

2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании ....................10

2.1. Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея ...........................................................................................10

2.2. Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики ................................................................................................................13

3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа .................................................................25

Заключение .........................................................................................................................30

Список использованных источников ..............................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

     Важность  перевода сайта на иностранные языки  комментировать не приходится: например, именно благодаря его наличию в системе видны сайты администрации Ярославской области и ярославского вуза. К сожалению, наличие иноязычной версии сайта еще не стало хорошим тоном в городском интернете. Исключением являются ресурсы административных органов и турфирм, а также некоторые сайты организаций культуры (например, на коллективном музейном портале "Вместе" перевод имеется, а сайт Ярославского художественного музея полностью англоязычный).

     Важным  для имиджформирующей роли сайта  является оригинальность интерпретации информации. Однообразие трактовки ярославских достопримечательностей делает образ города стереотипным.

     Так, во всех интернет-ресурсах города присутствуют фотографии храмов (преимущественно  церквей Ильи Пророка и Богоявления), сделанные с одного ракурса, в итоге создается впечатление, что, кроме этих двух памятников, в городе нечего посмотреть. Интернет - это та среда, в которой можно эффективно и эффектно ломать подобные стереотипы посредством включения в туристический образ города новых объектов, событий, продуктов.

     И наконец, обновляемость ресурса  является свидетельством его жизнеспособности и востребованности - истина старая, но требующая непрестанного повторения.

     Чрезвычайно полезно применить все вышеперечисленные  критерии для оценки сайтов учреждений культуры, в частности музеев.

     Сайты музеев довольно часто могут выступать  своеобразными интернет представительствами региона, особенно в том случае, если регион известен именно своим туристическим потенциалом.

     Так случилось, например, во Владимире, когда  на запрос о городе все поисковые системы выдавали в первой десятке сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Подобное происходит со многими небольшими городами и поселками, в которых музей является "градообразующим предприятием" и, зачастую, лидером местного интернет-пространства. Ярчайшим примером служит Соловецкий музей-заповедник.

     Определенные  технические сложности возникают  с наполнением сайтов интерактивными компонентами (впрочем, гостевые книги  уже считаются нормой, хотя с интернет-услугами пока сложнее), а также с переводом контента на иностранные языки.Критерий, который выше был обозначен нами как "полнота туристической информации", для музейного интернет-ресурса является наиболее важным. Он неразрывно связан как с содержанием, так и со структурой сайта. Например, традиционные разделы любого музейного сайта -"Коллекции", "Экспозиции", "Выставки", "История музея" - явно придуманы музейными специалистами для музейных специалистов. Если исходить из мысли, что музейный сайт рассчитан на гораздо более широкую аудиторию, в т. ч. иногороднюю, то его содержание и структура должны быть ориентированы и на "приземленные" интересы рядовых посетителей. Поэтому информация: а о времени работы музея;

  • его местоположении (не только адрес, но и карта, транспортная схема, пути подъезда);
  • наличии инфраструктуры (точки питания, магазины, автостоянки);
  • предоставляемых услугах (бронирование билетов, заказ экскурсий) -должна стать первоочередной.

     В то же время на подавляющем большинстве  музейных сайтов главная страница чаще всего содержит новости или раздел неопределенного содержания с невразумительным, ничего не говорящим названием "Наш музей".

     Практика  показывает, что полнота информации, демонстрируя подлинную заботу о приезжих, нисколько не помешает местным жителям -им подобные сведения требуются не меньше.

     Существует  мнение, что музейный ресурс не должен делать ссылки на сайты турфирм или гостиниц - на том основании, что музей "не обязан бесплатно размещать рекламу своих конкурентов". Подобная демонстрация "независимости" музеев есть результат непонимания следующего факта.

     Каждый  из субъектов туристического рынка  производит услуги и продукты, комплементарные для услуг и продуктов, поставляемых другими субъектами. Здесь каждый играет свою собственную роль, но в итоге работает на других.

     На  сегодняшний день Ярославль воспринимается преимущественно как часть раскрученного туристического маршрута "Золотого кольца". Несомненно, именно этот фактор способствует популярности города среди туристов. И он же приводит к неблагоприятным последствиям: маршруты однотипны и не оригинальны, что не устраивает многих современных туристов с неординарными запросами.

     Ярославль следует рассматривать как туристический  бренд, торговую марку, репутация и привлекательность которой напрямую зависят от методов ее продвижения.

     Имидж является ресурсом развития региона, служащим для привлечения не только туристов, но и партнеров, инвесторов. Интернет, пожалуй, наиболее дешевый и эффективный способ формирования имиджа региона, но и наименее управляемый.

     На сегодняшний день не существует каких-либо точных рецептов управления развитием веб-пространства. Это самая анархическая сетевая система современного мира, здесь невозможны цензура или административные методы. Иерархии сайтов не существует (если не считать позиций в списках поисковиков или закладках пользователя), но есть иерархия организаций, которым эти сайты принадлежат.

     Например, в случае с имиджем региона  наиболее очевидна заинтересованность региональных (городских и областных) властей, в подчинении которых находится ряд организаций, имеющих интернет-представительства. И здесь возможны такие простейшие методы решения проблемы, как формулировка обязательных требований к интернет-ресурсам и контроль их качества. Но, разумеется, это крайне ограниченный путь.

     Другая  возможность развития интернет-ресурса - это конкуренция. Так, упомянутый Владимиро-Суздальский музей-заповедник, став лидером регионального интернета по спискам поисковиков, вызвал ответную реакцию со стороны владимирских турфирм: их деятельность в глобальной сети заметно активизировалась, а уровень представления туристической информации на сайтах заметно вырос.

     Спонтанное  конкурирование может быть искусственно стимулировано. К примеру, с помощью  объявления регионального интернет-конкурса, а также поддержки сайтов, наиболее полно отвечающих запросам имиджевой политики учреждения.

     Таким образом, речь идет о формировании региональных стандартов интернет-ресурсов. Кроме того, помимо чисто технических стандартов, касающихся необходимого набора определенных качеств, возможна выработка приоритетов в отношении содержания сайтов.

     Расширение  событийного ряда: размещение календаря  туристических событий (бег русских  троек "Золотая грива", фестиваль "Преображение", фестиваль "Джаз над Волгой", День города, День пива и др.).

     Введение  в "туристический оборот" не задействованных  в нем объектов инфраструктуры: турагентства уже пытаются своими методами заинтересовать иностранцев, уставших от храмов на волжском маршруте, и водят группы, например, к зданию ТЮЗа; в городе можно найти и другие, не менее интересные объекты " не обязательно по эстетическим характеристикам: ледовый дворец "Арена-2000 Локомотив", Петропавловская церковь (аналог Петропавловского собора в Петербурге), необычное здание областного архива. Таких объектов можно найти множество, и их презентация в интернете может сместить туристические маршруты с исхоженных троп.

     Продвижение темы. Тема 1000-летия Ярославля оказалась  чрезвычайно важной для развития туризма в городе, поскольку к 2010 г. планируется создать значительное количество объектов туристической инфраструктуры, провести реставрационные и реконструкционные работы в историческом центре.

     Юбилей - особый повод для притока в  регион больших капиталов и хороший  информационный повод, привлекающий дополнительное внимание к городу.

     Использование бренда ЮНЕСКО. Включение исторического  центра Ярославля в июле 2005 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО открывало широкие возможности для позитивного пиара по всему миру.

     Важным  условием продвижения образа территории могут стать:

  • интерпретация и промоушн культурных ресурсов;
  • формирование региональных интернет-стандартов;
  • выработка форм отношений субъектов виртуального пространства "в реальном мире". В целом, приведение музейного сайта в соответствие с обозначенными

     критериями - всего лишь вопрос критического взгляда  на вещи. В большинстве случаев  подобная работа не требует значительных финансовых затрат и профессиональных кадров, но имеет огромную отдачу. Сайт, способный удовлетворить потребности  в информации потенциального туриста, не только служит инструментом маркетинга, не только продвигает услуги учреждения культуры, но и содействует реализации его РК-стратегии.

     Вопрос  влияния на процесс формирования и развития, имиджформирующих характеристик  местных ресурсов рассмотрен здесь лишь в первом приближении, и хотелось бы надеяться, что в дальнейшем эта тема получит развитие с точек зрения менеджмента интернет-ресурсов и регионального имиджмейкинга. 

 

     3. Опыт Саратовского  государственного  художественного  музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа

     Для своего постоянного развития учреждениям  культуры приходится искать новые формы  взаимодействия с обществом. Проводником  подобных отношений стали средства массовой информации, напрямую сообщающие о культурных событиях и формирующие общественное мнение. Поэтому важнейшими задачами каждого учреждения культуры являются:

  • постоянное взаимодействие с масс-медиа;
  • выстраивание цивилизованных партнерских отношений;
  • использование новых технологий и методов работы. Концепция работы с прессой

     Саратовский государственный художественный музей  им. А.Н. Радищева остро почувствовал необходимость выстраивания взаимоотношений  со СМИ более трех лет назад. Отсутствие налаженных контактов проявлялось  и в нехватке информации о музее, и в непрофессионализме подачи и описания тех или иных культурных событий, и, как следствие, в отсутствии должного внимания и интереса к музею со стороны его потенциальных посетителей.

     Для решения проблемы в Радищевском  музее были разработаны собственная модель прямого взаимодействия с общественностью, а также концепция работы с прессой.

     Основными задачами взаимодействия с общественностью  были:

  • создание положительного имиджа музея;
  • широкое распространение сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях в музее;
  • стремление к удовлетворению интереса общественности к художественной жизни и искусству;
  • помощь в становлении культурной журналистики в регионе.

     Концепция работы с прессой предполагала проведение работ в трех направлениях:

  • взаимодействие и установление партнерских отношений с различными СМИ;
  • подготовка и осуществление совместных проектов;
  • использование новых технологий и методов в работе музея с общественностью.

     Для реализации этих задач была проведена  необходимая подготовительная работа. Первоначально сотрудники музея структурировали все виды информации, используемой различными изданиями, на основе чего определили необходимые музейные информационные ресурсы.

     Затем была создана база данных всех наиболее значимых газет, журналов и телевизионных каналов, которые в той или иной мере освещают культурные события в Саратове и Саратовской области. В нее вошли местные, региональные и центральные СМИ. База данных включала следующую информацию:

  • название и тип издания;
  • почтовые и электронные адреса, телефоны и фамилии редакторов и журналистов, курирующих и освещающих культурные события региона;
  • к основные публикации по данной тематике.

     Всего в базу вошло более 150 газет, журналов, радио- и телеканалов.

     Структурированная информация позволила провести мониторинг СМИ и их публикаций, выявить предпочтения в тематике и подаче различных событий.

     Эти сведения заложили основу для установления тесных контактов. В целом материал стал хорошим фундаментом для  формирования музейного информационного портфеля, а в дальнейшем и информационных пакетов для редакций газет, журналов, теле- и радиоканалов, электронных изданий и т. п.

Информация о работе Инновации в музейном обслуживании