Инновации в музейном обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 03:24, курсовая работа

Описание

целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании.

Задачами работы являются:

1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании;

2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании

Содержание

Введение ................................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании ...........5

1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития ..........................5

1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании ................................6

2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании ....................10

2.1. Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея ...........................................................................................10

2.2. Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики ................................................................................................................13

3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа .................................................................25

Заключение .........................................................................................................................30

Список использованных источников ..............................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

     Хотя  у музеев есть традиционные функции: хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие, — однако со временем все большее значение стала приобретать образовательная и просветительская функции. Постепенно в сознании общества музей трансформируется из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения полноценного досуга. Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими — одна из задач, стоящая на сегодня перед всеми музеями. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы. Это и определяет суть назначения музейного менеджмента. В свою очередь, также необходима постоянная работа по поиску и освоению музеями дополнительных источников финансирования в условиях рыночной экономики. Этот вид деятельности принято определять как музейный маркетинг.

     В условиях перехода большинства российских музеев на новые условия хозяйствования главными объектами внимания маркетинга становятся их конкурентоспособность, которая выражается уровнем качества предлагаемой печатной продукции или товарных изделий, эффективность каналов продвижения и действенность коммуникативной политики. Самой важной отличительной особенностью новой маркетинговой стратегии музеев становится перемещение акцента со сбыта уже освоенных музейных услуг или продукции на разработку новых продуктов и услуг, ориентированных на потребности посетителей. Именно поэтому разработка маркетинговой стратегии музея должна опираться на глубокий и системный анализ потребностей и изучение передового опыта, а также на критическое осмысление сложившихся взглядов на музейную работу3.

     В современных условиях, чтобы выжить, музей должен быть не просто площадкой  для демонстрации экспонатов, а местом проведения досуга, хотя ограниченные финансовые ресурсы не позволяют  музеям на равных конкурировать с лидерами развлекательной отрасли, тратящими миллионы на маркетинг своих продуктов и услуг.

     Вместе  с тем следует по-новому оценить  реалии современной жизни и разработать  серию новых подходов к развитию музейного маркетинга. Совершенно очевидно, что дефицит времени влияет и на поведение туристов, которые всегда были самыми верными посетителями музеев. Согласно данным специальных исследований, среднестатистический путешественник тратит на один посещаемый город (турцентр) в среднем два дня и за это время посещает лишь несколько самых известных достопримечательностей. Обычно это крупные музеи, парки или известные памятные места, которые входят в программу тура. К сожалению, в поле зрения традиционных туристов не попадают многие ценные объекты и, как правило, очень интересные средние и малые музеи, которые испытывают острый дефицит в посетителях. Такое положение негативно сказывается на финансовом положении малых музеев.

     Кроме того, положение музеев усугубляется тем, что государство стремится  сократить их финансирование до самого минимума. Сегодня в США уже 90 % всех музеев являются частными. Британские музеи перешли на двойное финансирование: государственное и частное, хотя крупные общенациональные, такие как Британский музей, пока получают большую часть средств от государства. Все более четкая тенденция к самоуправлению музеев прослеживается и в Италии — здесь музеям негласно предлагают самим заняться поиском источников финансирования. Им дают возможность зарабатывать деньги самостоятельно: например, открывать на своей территории кафе, рестораны и магазины.

     Однако  менеджеры многих музеев не хотят  и не умеют получать доходы от дополнительной коммерческой деятельности. Даже в  Америке расходы на одного посетителя музея в среднем составляют 21 дол., а доход, приходящийся на одного посетителя, — только 5,6 дол. Такая разница связана прежде всего с расходами на содержание штата музея. Именно из-за неэффективного менеджмента многие музеи, и в первую очередь средние и малые, оказываются в сложном финансовом положении.

     Основным  показателем, позволяющим оценить  эффективность коммерческой деятельности учреждений культуры, в частности  музеев, является коэффициент конвертации  посетителей в покупателей. Он показывает, какая часть посетителей музея  несет косвенные расходы, т. е. приобретает дополнительные продукты и услуги, предлагаемые музеем. Максимальное значение коэффициента конвертации (33 %) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Высокий уровень этого показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента конвертации посетителей в покупателей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Метрополитен (25 %) и Британским музеем (26 %) Государственный Эрмитаж (12%) уступает им по данному показателю более чем в два раза. Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской галереи с самым высоким уровнем конвертации посетителей в покупателей (13 %). Самые низкие значения этого показателя составляют соответственно 1,2 и 1,1 % и принадлежат Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственному Русскому музею. Высокие значения этого коэффициента в Третьяковской галерее отражают эффективность действующей на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского потребителя. В то время как в целом низкие значения этого показателя в российских музеях подтверждают недостаточный уровень развития коммерческой деятельности.

     В последние два-три года большинство  западных музеев признали очевидный  факт, что многие люди не хотят ходить в музеи. При этом руководство  Бруклинского музея считает, что  самих по себе предметов искусства  недостаточно, чтобы привлекать посетителей. Надо их удивлять и показывать что-то новое. Сегодня люди хотят ходить туда, где они могут получить эмоции и опыт, не важно какой — чувственный или интеллектуальный, — считает Нейл Котлер, крупнейший специалист в области музейного маркетинга.4 Иначе говоря, надо продавать не только сам продукт, но и связанные с ним эмоции. Главное, что можно и нужно сделать с помощью инструментов маркетинга, — это любыми способами увеличить время, которое люди будут проводить в музеях. Мотивация посетителей может быть различной. Для увеличения посещаемости музеев надо открывать в них кафе, рестораны и хорошие магазины. Основу ассортимента музейных магазинов должны составлять сувениры и товары, связанные с экспозицией музея, кроме того, качество этих товаров должно быть высоким, чтобы вызывать у посетителя желание вернуться.

     Необходимо  заниматься обустройством территории музея и организовать инфраструктуру вокруг него. В этом случае важно  тесное взаимодействие с городскими властями и с местным предпринимательским  сообществом. По мнению итальянских специалистов, приезжая в Пизу, туристы смотрят только башню, потому что все остальное по сравнению с ней довольно низкого качества, в городе нет достойных ресторанов, кафе и магазинов, что в определенной мере снижает привлекательность этого туристского центра. Для повышения своей привлекательности многие европейские города предлагают «городскую карту туриста». В ее цену входит, как правило, не только передвижение по городу, в том числе на специальных туристических автобусах от одной достопримечательности к другой, но и бесплатное (или со значительными скидками) посещение музеев, скидки в определенных ресторанах и магазинах. Кроме того, эффективным способом привлечения туристов даже в удаленные места является создание музейных объединений.

     Музеи и иные культурные центры и достопримечательности  вообще не должны конкурировать друг с другом. Напротив, если они расположены  недалеко друг от друга, то в их интересах  активно взаимодействовать, как, например, Музейный квартал в Вене или музеи на площади Сан Марко в Венеции. Достаточно эффективный маркетинговый ход — сделать единый билет для всех музеев, находящихся рядом, либо организовывать общие культурные и социальные мероприятия для музеев, находящихся на близком расстоянии и имеющих родственную экспозицию и целевую группу посетителей.

     Для успешной деятельности музеев очень  важно научиться выстраивать  долгосрочные отношения со своей  аудиторией. А для этого недостаточно простого подсчета числа потребителей: необходимо учитывать, сколько посещений приходится на одного и того же посетителя в течение определенного промежутка времени. Такой подход особенно важен для небольших провинциальных музеев, имеющих ограниченную аудиторию посетителей. «Одно из основных конкурентных преимуществ музея, которое пока что редко используется, — это умение формировать чувство принадлежности к определенному сообществу», — утверждает Нейл Котлер. Причем маленькие и средние музеи имеют больше возможностей вступать в тесные отношения со своей аудиторией. Музей нового типа должен собирать информацию о тех, кто может быть заинтересован в неоднократном посещении, а также переводить неактивных посетителей в разряд активных, активных посетителей — в разряд друзей музеев или волонтеров (обычно ими становятся известные люди, родившиеся в этом городе).5

     Кроме того, следует учесть, что бизнес и музеи нужны друг другу, так  как чем интереснее музеи людям, тем они интереснее бизнесу. И  здесь есть две причины: во-первых, финансируя музеи, компании пытаются сформировать позитивный имидж, во-вторых, культурные ценности все больше воспринимаются бизнесом как элемент инноваций. Символические элементы — это часть корпоративной культуры предприятия, а их-то и формирует искусство. Хотя многие компании пока еще больше заняты вопросами налогообложения и размещения своего офиса, но при этом они не должны недооценивать нетрадиционные активы и в полной мере обращать внимание на использование в своих интересах культурного потенциала городов. Крупные международные корпорации, успешно развивающие свой бизнес, считают, что привлекательные города с хорошо развитыми культурными ресурсами благоприятно сказываются на их сотрудниках и клиентах, которые получают дополнительный заряд положительных эмоций, что, несомненно, дает культурная среда города.

     Итак, развитие идеи маркетинга достопримечательностей как неотъемлемой части маркетинга имиджа и маркетинга территорий заставляет по-новому взглянуть на территориальное развитие, и прежде всего осознать необходимость регионам опираться на собственные силы. Концепция территориального туристского маркетинга дает регионам реальную возможность найти долгосрочные источники самофинансирования, что, в свою очередь, поможет решить главную проблему регионального управления — достичь устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий.

     2. Особенности инновационных  проектов в музейном  обслуживании 2.1.Информационное  обслуживание инновационных  проектов как источник  финансирования музея.

     В настоящее время на территории Российской Федерации расположены 88 музеев-заповедников и 31 музей-усадьба, общая площадь которых превышает 160 тыс. га. В этих учреждениях сосредоточены музейные коллекции, памятники архитектуры, истории и природы, являющиеся достоянием России, а также представляющие значительный интерес для мировой культуры в целом.

     Состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые  источники средств, в т. ч. внешние.

     В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев-заповедников становится создание единой системы хранения информации и обмена ею.

     Информационные  ресурсы играют важную роль в привлечении  инвестиций в сферу культуры.

     Для этого необходимо внедрение новых  информационных и организационных технологий, способствующих развитию следующих видов деятельности:6

    • туристической;
    • выставочной;
    • издательской;
    • культурно-просветительной;
    • образовательной.

     Единая  информационная система музеев-заповедников В состав единого информационного  пространства музеев-заповедников должны входить следующие компоненты:

     информационные  ресурсы - базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотечные и музейные хранения и пр.; а информационно-телекоммуникационная инфраструктура - территориально распределенные компьютерные и телекоммуникационные сети, а также сети и каналы передачи данных; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - базовые, прикладные и обеспечивающие системы и средства их реализации; организационные структуры, включая специалистов, отвечающих за функционирование и развитие национальной информационной инфраструктуры; система взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями.

     Максимальная  эффективность функционирования информационной системы, непосредственно влияющей на возможность привлечения финансовых ресурсов, достигается только в том случае, если она представляет интересы общества и государства на комплексной основе.

Информация о работе Инновации в музейном обслуживании