Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности на примере ОАО "Газпром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение инноваций как фактора конкурентоспособности компаний.
Объектом курсовой работы является система инноваций (на примере организации ОАО Газпром).
В соответствие с озвученной выше целью были поставлены следующие задачи, впоследствии вошедшие в основу структуры курсовой работы:
- изучение понятия «инновация» и «инновационная деятельность», а также видов инноваций;
- рассмотрение путей стимулирования инновационной деятельности;
- анализ возможностей повышения конкурентоспособности путем внедрения инновационных технологий на примере ОАО Газпром.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Понятие и виды инноваций…………………………………………..6
Повышение инновационного потенциала, как фактор обеспечения конкурентоспособности………………………………………………………....11
Система использования и внедрения инноваций в «ОАО Газпром»...........................................................................................................17
Заключение…………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………....29
Приложения…..……………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 66.46 Кб (Скачать документ)

    - все большее отставание от  развитых стран из-за низкого  уровня технического и технологического  производства, что не способствует  повышению конкурентоспособности  продукции, производимой в регионе,  и выходу республиканских предприятий  на международные рынки.

    Для того, что быть полноправным субъектом  рыночной системы, предприятиям необходимо самостоятельно осуществлять поиск  источников финансирования, выбор эффективных  технологий, способных обеспечить конкурентоспособность  выпускаемой продукции, анализ рынков сбыта, установление связей с новыми поставщиками и другое.

    Достичь кротчайших сроков инновационного цикла  возможно через развитие малого предпринимательства  в науке и технологии, так как  производитель знания, в этом случае, становится участником превращения  своей идеи в товар. Этот производитель  очень динамичен, требует малых  капиталовложений и, кроме того, он массовый.

 

    

    Система использования и внедрения инноваций в «ОАО Газпром». 

    Инновационным является такое предприятие, которое  внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто  был автором инновации - работники  данной организации или внешние  агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и  местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

    Открытое  акционерное общество Газпром является крупнейшей компанией в России и крупнейшей газовой корпорацией в мире. По всей стране на предприятиях Газпрома работают 250 тысяч человек. Филиалы Газпрома расположены на всей территории России и в 70 городах Европы и Америки. Являясь фактическим монополистом по добыче газа на территории России, Газпром контролирует 95% российского газа и 25% всей газодобычи в мире, поставляя газ в 24 страны. В принципе, явление «монополизм» рассматривается большинством экономистов с негативной точки зрения. Основные доводы в пользу демонополизации сводятся к тому, что отсутствие конкуренции на национальном рынке порождает чрезмерно завышенные цены, и нежелание предприятия-монополиста улучшать качество своей продукции для привлечения покупателей. Рассмотрим монополизм Газпрома с этих позиций.

    Газпром не является полностью коммерческой организацией. Контрольный пакет акций Газпрома принадлежит государству, а большая часть акций передана на трастовых основаниях Рему Вяхиреву. Но в любой момент (как это показал август), контракт с Вяхиревым может быть расторгнут. Такое положение вынуждает руководство Газпрома поддерживать приемлемые цены, достаточно низкие по мировым меркам. Например, стоимость газа в России, не сопоставима с среднемировыми ценами – 50 – 70 центов за кубометр того же газа. Разумеется, следует отметить, что себестоимость газа в России ниже среднемировой и составляет примерно (4 цента). Но и добыча газа в Северном море обходится в иностранным компаниям не более, чем в 8-12 центов, так что сравнение актуально.

          Основные задачи в области научно-технической  политики сформулированы в одобренной Правлением ОАО Газпром Концепции, которая была разработана ведущими учеными и специалистами. Она предусматривает достижение следующих целей:

    •   обеспечение энергетической безопасности России;

    • удовлетворение потребностейшстраны в природном газе, расширение газификации;

    •   укрепление сырьевой базы газовой промышленности;

    •  обеспечение высокой надежности поставок газа;

    •   оздоровление экологической обстановки;

    • повышение прибыльности и конкурентоспособности ОАО Газпром на внутреннем и международном рынках.

          Более того, программа развития научно-технического потенциала организации заслуживает самого тщательного изучения и даже вынесена в самостоятельную главу, как отдельный принцип управления.

    В итоге, рассмотрев обе стороны монополизации/демонополизации  можно с уверенностью сказать: монополизм Газпрома пришелся к месту в такой  непредсказуемой стране, как Россия и позволил достичь высоких результатов  в газодобывающей отрасли.

    Самым непосредственным образом на основные направления научно-технического прогресса влияют особенности современного этапа развития газовой промышленности, связанные со структурой и размещением сырьевой базы, состоянием основных фондов, прогнозируемыми темпами развития отрасли и т.д.

    В связи с высокой степенью реализации начальных потенциальных ресурсов и последовательным уменьшением  размеров вводимых в разведку объектов, ростом глубин залегания продуктивных пластов, растущим преобладанием нетрадиционных форм газовых скоплений прогнозируется снижение эффективности поисково-разведочных работ.

    Для поддержания высокой степени  обеспеченности запасами газа необходимо на основе современных достижений науки  постоянно совершенствовать методы геологоразведочных работ. В частности, по таким перспективным направлениям как внедрение трехмерной сейсмики, новые технологии геофизических и гидродинамических исследований пластов, переход на прямые поиски залежей газа, совершенствование методов построения геолого-промысловых моделей и др.

    Поддержание достигнутого уровня добычи основных газодобывающих мощностей, расположенных в Тюменской области, и ее прирост будет обеспечиваться на первом этапе за счет месторождений Надым-пуртазовского региона, находящихся вблизи от действующих магистральных газопроводов. Недавно были введены в разработку Западно-Таркосалинское, Юбилейное и Ямсовейское месторождения. В 2000 г. начнется добыча газа на Губкинском и Заполярном месторождениях. Дальнейшее наращивание добычи газа связано с освоением газовых ресурсов полуострова Ямал. В более отдаленной перспективе намечается выход на полуостров Гыдан, расположенный к востоку от действующей группы месторождений.

    В целом можно сказать, что компенсация  падающей добычи газа и ее прирост  будут обеспечиваться за счет ввода  в эксплуатацию более сложных  месторождений, сопровождающегося  ростом капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Сдержать эту неблагоприятную  тенденцию возможно на основе новых  технических и технологических  решений, например, широкого внедрения  горизонтальных скважин. К настоящему времени на объектах ОАО Газпром завершено строительством 113 горизонтальных скважин, а в ближайшие годы предстоит увеличить их фонд более чем в 5 раз.

    Параллельно с наращиванием объемов строительства  скважин уже проводятся работы по совершенствованию технологии бурения, созданию отечественного комплекса  по контролю и управлению процессом  бурения горизонтальных скважин.

    В течение нескольких лет успешно  ведутся работы по подготовке к промышленному  внедрению технологии сайклинг-процесса – метода разработки газоконденсатных месторождений с обратной закачкой газа в пласт, который позволяет значительно увеличить отбор газового конденсата – ценного сырья для нефтепереработки. Эту технологию в ближайшие годы намечается реализовать на Ен-Яхинском месторождении на севере Тюменской области.

    ОАО Газпром, как обладатель контрольного пакета акций АО «Росшельф», финансирует подготовительные работы, связанные с созданием необходимой инфраструктуры для обустройства Шток-мановского и Приразломного месторождений, которые практически уже подготовлены к промышленной разработке.

    К наиболее фондоемкой подотрасли газовой промышленности относится магистральный транспорт газа. В настоящее время протяженность газопроводов составляет 152 тыс. км, из них 49 тыс. км диаметром 1420 мм рассчитаны на давление 7,4 МПа. В эксплуатации находятся 690 компрессорных цехов, в которых установлено более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов общей мощностью 40,7 млн. кВт.

    Для газоснабжения потребителей России и поставок газа на экспорт потребуется  дальнейшее развитие газотранспортных систем. В период до 2010 г. предстоит  построить около 20 тыс. км газопроводов большого диаметра. Кроме того, необходимо выполнить большой объем работ  по реконструкции газотранспортных систем. Только в ближайшие пять лет требуется реконструировать более 4 тыс. км газопроводов и 114 компрессорных  станций.

    Главными  задачами, на решение которых направлена научно-техническая политика, являются повышение надежности и экологической  безопасности, снижение эксплуатационных (в первую очередь, энергетических) затрат.

    ОАО Газпром разработана и реализуется программа создания нового поколения газоперекачивающих агрегатов, характеризующихся высокими КПД, надежностью и отличными экологическими характеристиками. В настоящее время ведется опытно-промышленная эксплуатация газопаровых агрегатов (ГПА) с парогазовым циклом. Применение парогазовых установок с агрегатами нового поколения даст возможность в ближайшей перспективе довести суммарный КПД компрессорной станции до 45-46%.

    Решение важнейшей задачи обеспечения высокой  надежности и безопасной эксплуатации Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов может быть достигнуто только за счет перехода на выборочные методы ремонта на основе результатов технической диагностики. При этом необходимые объемы ремонтных работ и, соответственно, затраты на эти цели могут быть сокращены, как минимум, в 3 раза. Поэтому основой технической политики ОАО Газпром в области поддержания проектных характеристик действующих газопроводов является создание комплексной и эффективной системы диагностического обслуживания магистральных газопроводов. Эта система строится на основе сочетания современных методов внутритрубной магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, космического мониторинга, дистанционного контроля параметров электрохимзащиты, определения напряженно-деформированного состояния трубопроводов и оценки их остаточного срока службы.

    Сейчас  главная задача – развитие и усовершенствование созданной системы, переход на аппаратурно-программные  средства нового поколения.

    Важнейшим средством создания необходимых  резервов в Единой системе газоснабжения  и регулирования сезонной неравномерности  его потребления является подземное  хранение газа: реконструкция и техническое  перевооружение действующих хранилищ с целью увеличения максимальных суточных отборов; создание новых хранилищ в истощенных газовых месторождениях, водоносных структурах и соляных  отложениях. Все эти работы будут  базироваться на новых технических  и технологических решениях с  применением современного оборудования и полной автоматизацией технологических  процессов.

    Развитие  газовой промышленности будет сопровождаться расширением сферы использования  газа. К наиболее освоенной технологии относится использование сжатого  газа в качестве моторного топлива. К настоящему времени в России построено около 200 автомобильных  газонаполнительных компрессорных  станций (АГНКС), позволяющих ежедневно  заправлять компримированным природным газом около 80 тыс. автомобилей и автобусов. Однако загрузка действующих АГНКС пока остается крайне низкой. Имеются все возможности в ближайшие годы значительно расширить масштабы использования природного газа в качестве моторного топлива транспортных средств. Для этого в числе других организационных и экономических мер потребуется совершенствование технических средств и оборудования во всех звеньях, включая компримирование газа, транспортировку и заправку автомобилей.

    Весьма  перспективным направлением диверсификации в использовании топливно-энергетических ресурсов может стать широкое  применение сжиженного природного газа (СПГ) – исключительно эффективного топлива для авиации и ракетной техники. Экспериментальный российский авиалайнер, двигатели которого работали на СПГ, успешно демонстрировался на международных выставках. В настоящее время идет работа над созданием аналогичного серийного самолета.

    Ведутся исследования и эксперименты по переводу на СПГ железнодорожного транспорта. Начаты работы по сжижению газа с использованием перепада давления на распределительных станциях для поставок его автотранспортом в отдаленные населенные пункты, куда экономически невыгодно строить газопроводы-отводы. Изучается экономическая целесообразность строительства на северной оконечности полуострова Ямал крупного завода по производству СПГ и вывоза продукции метановозами на экспорт. Завершение всех этих работ позволит существенно расширить рынок сбыта природного газа.

    Для увеличения поставок газа на европейский  рынок уже ведется строительство  системы газопроводов Ямал-Европа. Предусматривается реконструкция  действующих и строительство  новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Украины, Румынии, Болгарии, Турции и других стран. Начато проектирование системы газопроводов через Черное море для поставок газа в Турцию. Это будет совершенно уникальный объект, не имеющий аналогов в мировой практике. На протяжении почти 400 км двухниточный трубопровод будет проходить по дну моря, причем глубины здесь доходят до 2150 м.

Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности на примере ОАО "Газпром"