Экономика организации (на примере ОАО «МК-26»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проведение анализа интенсификации эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Механизированная колонна № 26», определение основных проблем предприятия и поиск путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
- изучить роль предприятий малого бизнеса в условиях рынка;
- дать экономическую оценку предприятия ОАО «Механизированная колонна №26»;
- дать оценку показателей интенсификации, и эффективности, выявление основных проблем, предложения по их решению.

Содержание

Введение
3
1. Роль малых предприятий в экономике 4
1.1. Место малых предприятий в экономике. Формы организации малых предприятий 4
1.2. Особенности экономики предприятий малого бизнеса 9
1.3. Развитие малого предпринимательства в России 13
2. Экономическая характеристика ОАО «МК-26» 20
3. Оценка эффективности использования ресурсов предприятия 24
3.1. Расчет и анализ динамики показателей интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности ОАО «МК- 26» 24
3.2. Пути повышения эффективности использования ресурсов предприятия
28
Выводы и предложения
33
Список использованных источников
35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)


              7

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Введение

 

3

1. Роль малых предприятий в экономике

4

1.1. Место малых предприятий в экономике. Формы организации малых предприятий

4

1.2. Особенности экономики предприятий малого бизнеса

9

1.3. Развитие малого предпринимательства в России

13

2. Экономическая характеристика ОАО «МК-26»

20

3. Оценка эффективности использования ресурсов предприятия

24

3.1. Расчет и анализ динамики показателей интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности ОАО «МК- 26»

24

3.2. Пути повышения эффективности использования ресурсов предприятия

 

28

Выводы и предложения

 

33

Список использованных источников

 

35

Приложения

37

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм — разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Малое предпринимательство занимает важное место в рыночной экономике. Предприятия малого бизнеса постоянно сталкиваются со множеством трудностей, которые заставляют их действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. К основным проблемам по развитию малого предпринимательства можно отнести: недостаточное финансирование, депрессивное налогообложение, проблемы кредитования, бюрократический беспредел и другие. Изучение роли малых предприятий в экономике является актуальным вопросом.

Целью курсовой работы является проведение анализа интенсификации эффективности хозяйственной деятельности ОАО «Механизированная колонна № 26», определение основных проблем предприятия и поиск путей их решения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.

- изучить роль предприятий малого бизнеса в  условиях рынка;

- дать экономическую оценку предприятия ОАО «Механизированная колонна №26»;

- дать оценку показателей интенсификации, и эффективности, выявление основных проблем, предложения по их решению.

Источником информации для проведения анализа является годовая бухгалтерская отчетность.

Для исследования и анализа вопросов, сформулированных в содержании курсовой работы, используются специальные методы научного исследования, такие, как: диалектический, формально-логический, монографический.

 


1. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ

 

 

1.1. Место малых предприятий в экономике. Формы организации малых предприятий

 

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются прежде всего количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие — до 50 занятых, средние — от 50 до 500, крупные — свыше 500, особо крупные — свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки — объем продаж, величина активов, полученная прибыль.

Мелкие предприятия имеют свои экономические преимущества перед крупными. Громоздкая организация крупного производства исключает возможность гибкого маневра, широкого экспериментирования, что особенно актуально в условиях современной научно-технической революции. Поэтому крупное производство нуждается в особом поисково-испытательном механизме, функцию которого и должны выполнять мелкие предприятия.

Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом.

Но у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелким предприятиям самостоятельно решить невозможно. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства, налоговые льготы, льготное кредитование, консультирование, подготовка кадров. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий [3].

В рыночных условиях значительное место занимают организации малого бизнеса. Отличительной чертой стран с развитой рыночной экономикой является высокая доля общественного продукта (от 40 до 60%), произведенного организациями малого бизнеса. Исходя из этого, Франция, Германия и другие европейские страны называют себя странами-лавочниками, многочисленные лавки которых открыты во многих случаях круглосуточно для потребителей. В США к малым фирмам относятся компании с активами до 2 млн долл., объемами продаж до 5 млн долл. и численностью персонала не более 200 чел. Численность малых фирм в США насчитывается примерно 7 млн ед., в которых заняты около 100 млн чел. В России по состоянию на 2000г. малых предприятий насчитывалось 890,6 тыс. ед. с численностью занятых 6,5 млн чел. В большинстве малых фирм, ос­бенно занятых в сфере высоких технологий, темпы роста активов фирмы обгоняют темпы роста нераспределенной прибыли.

Малые предприятия по сравнению с крупными предприятиями должны больше рассчитывать на собственный капитал, так как привлечение банковских кредитов для них более проблематично. Это связано с тем, что банкам выгоднее давать крупные кредиты и на длительный срок, что в большинстве случаев неприемлемо для предприятий малого бизнеса. Для банка себестоимость банковских услуг операционные расходы по выдаче крупных или мелких кредитов примерно одинаковы, а получаемые проценты по ним существенно отличаются. Выпуск акций для малых предприятий также проблематичен. Средние и крупные предприятия всегда стремятся к еще большему увеличению капитала, прибыли, а малое предприятие такой цели не ставит.

Крупные предприятия из-за эффекта масштаба производства могут существенно снизить себестоимость единицы продукции, в особенности из-за экономии на постоянных затратах, снизить складские расходы. Организации малого бизнеса являются крупными потребителями безработных, они быстрее и точнее выполняют небольшого объема научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, мелкие и единичные заказы потребителей, населения, например, ремонт старинных часов, приборов, выполнение которых для крупных предприятий является убыточным. Многочисленность малых предприятий способствует созданию высокой конкуренции, многие из которых ее не выдерживают и десятки тысяч разоряются. Но на смену им приходит новое поколение десятков тысяч предпринимателей, и производственный цикл создания и разорения организаций повторяется. Предпринимателю малого бизнеса некогда заниматься вопросами стратегического анализа и планирования, он больше занят вопросами ежедневного выживания. Основной недостаток организаций малого бизнеса — их слабая устойчивость при экономических и политических катаклизмах, поэтому они более, чем крупные предприятия, нуждаются в государственной поддержке.

В России остро стоит вопрос о создании в массовом количестве организаций на основе малого предпринимательства как среднего класса собственников, как главной силы и фундамента новой рыночной экономики. К сожалению, развитие организаций малого бизнеса в стране осуществляется слабо, а это одна из основных причин увеличения пропасти между бедными и богатыми. Например, по данным Госкомстата России, доходы 10% самых богатых граждан в 2003г. были в 14,3 раза выше доходов 10% наименее обеспеченных слоев общества (здесь не учитываются олигархи-аллигаторы, которым только и осталось скупать заморские футбольные клубы, замки, острова в Средиземном и других морях и океанах). В 2002г. эта цифра составляла 14,1 раза. Президент РФ В.В. Путин в конце 2003г. отметил, что за чертой бедности живут 31 млн россиян, или 21,5% населения страны. Если учесть не только «за чертой бедности», но и обе стороны «черты бедности», то получаем 62 млн. человек, а это уже серьезная цифра — чуть не половина населения России. Поэтому организация и развитие предприятий малого бизнеса серьезная государственная задача [5].

Формы организации и инфраструктуры малого предпринимательства:

- Сеть независимых самостоятельных организаций малого предпринимательства.

- Ассоциации организаций (предприятий) малого бизнеса (АМБ).

- Бизнес-инкубаторы по развитию организаций малого бизнеса.

- Технопарки или техноцентры, объединяющие организации малого бизнеса, по развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

- Франчайзинговая сеть малого бизнеса, когда головная чаще всего крупная фирма-франчайзер, например «Мак-Доналдс», передает тысячам малым предприятиям-франчайзи права на пользование известной торговой марки, способов организации и производства продуктов, в частности предприятиям быстрого питания, расположенных в десятках стран мира. За пользование торговой маркой, способами организации, производства и реализации продукции, пользующейся высоким спросом, франчайзи выплачивает франчайзеру роялти.

Одним из наиболее эффективных методов организации малого бизнеса, его проникновения и реализации продукции на новых рынках является франчайзинг. Под франчайзингом понимается система договорных правоотношений между основным предприятием, называемым франчайзером, и передаваемым другому предприятию-франчай-зи право пользования торговой маркой франчайзера при условии сохранения франчайзи экономической и юридической самостоятельности.

Основные характеристики франчайзинга:

- существование минимум двух субъектов правоотношений франчайзера как правообладателя товарного знака, патента и т.д.;

- франчайзи как право пользователя и реализатора товарной продукции франчайзера.

Франчайзинг может существовать в следующих видах: товарно-сбытовой (1), производственный (2), производственно-сбытовой (3), сервисный (4) и т.д.

Система франчайзинга имеет существенные преимущества как для франчайзера, так и для франчайзи.

Основные преимущества для франчайзера и франчайзи:

- Возможность проникновения на новые рынки сбыта, увеличения количества продаж, масштаба производства, используя национальные кадры, которые лучше знают требования и психологию покупателей данного региона, другой страны.

- Уменьшение налогового бремени за счет открытия предприя-тий-франчайзи в странах с льготным налогообложением, включая офшорные зоны.

- Увеличение доходов франчайзи за счет использования товарного знака и высокой деловой репутации франчайзера.

- Значительная экономия постоянных расходов за счет увеличения масштабов производства и реализации продукции. Предприятие - франчайзи начинает свой бизнес под руководством известного франчайзера, используя уже апробированные его планы и управленческие решения. При этом предприятие-франчайзи не теряет своей юридической самостоятельности.

- Система управления, планирования, подготовки нормативно-инструктивных материалов, профессионального развития персонала осуществляется в центральных офисах.

- Предприятие-франчайзи может вести переговоры с крупными клиентами от имени франчайзера, что увеличивает шансы на получение крупных и выгодных заказов [6].

Независимые самостоятельные организации малого предпринимательства создаются по мере подачи заявления в государственные органы управления об открытии организации малого предприятия. Ассоциации организаций (предприятий) малого бизнеса (АМБ) создаются муниципальными органами власти для управления развития малыми предприятиями в данном районе. Прежде всего это осуществление инструктивно-методического руководства, способствование выдачи льготных кредитов путем создания специализированного банка, проведение маркетинговых исследований рынка, консультаций, обучение и переподготовка персонала. Бизнес-инкубаторы создаются по наиболее важным, с точки зрения муниципальных органов, направлениям развития организаций малого бизнеса. На начальном этапе работы малого предприятия предоставляются аренда помещений, лизинг оборудования, автомашин, компьютеров, обучение, и после образования необходимого конкурентоспособного размера капитала малое предприятие покидает инкубатор и начинает вести самостоятельную экономическую жизнь. Примерно аналогичные функции выполняют технопарки или техноцентры, но с той лишь разницей, что они специализируются по развитию малых предприятий инновационного бизнеса (НИОКР).

Информация о работе Экономика организации (на примере ОАО «МК-26»)