Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура. Стратегический инновационный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание

Промышленные предприятия вынуждены искать новые формы кооперации, обеспечивающие возможность реализации долгосрочных производственных программ. В условиях инфляции перепрофилирование предприятий представляет значительную трудность с точки зрения привлечения долгосрочных инвестиций. Слабая договорная дисциплина, неопределенность результатов приватизации, окончательного перераспределения акций и консолидации контрольных пакетов делают поведение многих предприятий просто непредсказуемым.
Поэтому для предприятий идея формирования относительно стабильных образований с эффективной внутренней системой управления оказалась привлекательной. В рамках таких образований производители конечной продукции питают надежду на улучшение дисциплины и условий поставок комплектующих изделий, а поставщики надеются на их стабильный сбыт.

Содержание

1. Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура.
Причины появления финансово-промышленных групп.
Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами.
Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.
Участники финансово-промышленных групп.
Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.
Классификация финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленные группы и государственная поддержка.
Слабые стороны финансово-промышленных групп.
2. Стратегический инновационный маркетинг.
Значение инноваций в маркетинге.
Источники инноваций в маркетинге.


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)


 

 

Содержание

 

                                                                                                        

1. Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура.

  • Причины появления финансово-промышленных групп.                     
  • Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами.         
  • Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.       
  • Участники финансово-промышленных групп.                                      
  • Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.         
  • Классификация финансово-промышленных групп.                              
  • Финансово-промышленные группы и государственная поддержка.  
  • Слабые стороны финансово-промышленных групп.                            

2. Стратегический  инновационный маркетинг.

    • Значение инноваций в маркетинге.
    • Источники инноваций в маркетинге.

 

                                                                                       

      Список использованной литературы                                                                                                                                                                  

         

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансово-промышленные  группы: сущность, состав, структура.

 

 Причины  появления финансово-промышленных  групп

 

В настоящее время  в отечественной экономике возникли определенные условия, вызывающие необходимость  создания финансово-промышленных групп.

Структурные сдвиги в промышленности обуславливают активное перепрофилирование многих предприятий, формирование новых производственных кооперационных связей; вступили в действие рыночные механизмы финансирования производителей, обострилась конкуренция, в первую очередь с импортными товарами.

Работа в таких условиях требует реорганизации предприятий, их технологического перевооружения и соответственно концентрации инвестиционных ресурсов.

Промышленные предприятия  вынуждены искать новые формы  кооперации, обеспечивающие возможность  реализации долгосрочных производственных программ. В условиях инфляции перепрофилирование предприятий представляет значительную трудность с точки зрения привлечения долгосрочных инвестиций. Слабая договорная дисциплина, неопределенность результатов приватизации, окончательного перераспределения акций и консолидации контрольных пакетов делают поведение многих предприятий просто непредсказуемым.

Поэтому для предприятий  идея формирования относительно стабильных образований с эффективной внутренней системой управления оказалась привлекательной. В рамках таких образований производители  конечной продукции питают надежду на улучшение дисциплины и условий поставок комплектующих изделий, а поставщики надеются на их стабильный сбыт.

Также одной из причин, подтолкнувших Правительство к  созданию ФПГ, является недостаток финансовых ресурсов. Возможность повысить таким образом управляемость ресурсами, изыскать дополнительные средства для финансирования и развития предприятий, безусловно, привлекательна. Если будут созданы мощные ФПГ, когда большое количество вопросов можно будет решать не очень большими деньгами, а их правильным использованием, это даст реальный шанс смягчить ситуацию в экономике.

Что мешает созданию финансово-промышленных групп, привлечению инвестиций в  производственную сферу? Отвечая на этот вопрос, директора крупных российских предприятий к сдерживающим факторам относят следующее: отсутствие каких-либо гарантий на случай риска, отсутствие настоящей собственности на землю, орудия производства; рынка основных фондов как возможного залога под инвестиции.

Влияет также на невыгодность вложения денег в производство инфляция, отсутствие законов, защищающих инвесторов, нестабильная политическая обстановка, а в результате этого - неуверенность “держателя денег” в завтрашнем дне: лучше сделать короткие деньги, конвертировать их и откладывать. Купи-продай - это российский пик инвестиций.

По оценкам самих  российских банкиров, главные факторы, сдерживающие активность финансовых институтов, следующие: отсутствие надежных механизмов возврата кредитов, сформировавшегося  денежного рынка; несовершенство залогового права, процентной политики ЦБ РФ, системы страхования вкладов; неподготовленность клиентов к использованию услуг кредитных учреждений, а специалистов банка - к новому содержанию работы кредитных институтов. 

Вместе с тем, необходимость  участия банков в формировании ФПГ приобретает все более острый характер в связи с тем, что инвестирование важных проектов в промышленности, особенно в военно-промышленный комплекс, требует больших объемов капитала и под силу лишь крупным банкам.

Таким образом, при анализе нынешнего состояния промышленных предприятий становится очевидным, что основной трудностью для них является привлечение инвестиций. А отсутствие инвестиций не только тормозит подъем производства, но и способствует его дальнейшему спаду.

 

 

 Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами

 

Какие же еще проблемы можно решить с помощью формирования финансово-промышленных групп?

Прежде всего, считает  директор межведомственного аналитического центра А.К.Пономарев, это проблема роста издержек производства из-за неэффективности организационных структур и несовершенства экономических отношений между предприятиями. Это острейшая проблема для значительной части промышленности.

Далее. Нескоординированная  ценовая политика предприятий вызывает рост цен на конечную продукцию, растут неплатежи. Организационная несвязанность предприятий при взаимном недоверии увеличивает потребность в кредитах коммерческих банков под высокие проценты, что еще более взвинчивает цену и усиливает отток капитала из промышленности в сферу обращения.

Для многих предприятий  идея ФПГ представляет интерес с  точки зрения решения именно этих проблем.

Однако не все придерживаются мнения, что создание финансово-промышленных групп в нашей стране имеет  острую необходимость.

В качестве главного аргумента противников ФПГ выдвигается то, что объединение производства и капитала в крупных масштабах может сильно навредить климату конкуренции. В будущих ФПГ некоторые видят также мощные структуры, которые могут использовать свое влияние в целях получения льгот под неэффективные проекты и производство неконкурентной продукции.

И все-таки в России пока голоса “за” звучат убедительнее. Действительно, объединение капитала и производства дает возможности более интенсивного развития как индустриального, так  и финансового секторов экономики. Движущая сила создания финансово-промышленных групп - стремление обеспечить гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам и наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Сейчас сложилась ситуация, когда большая часть товаров на нашем рынке привезена из других стран, наши мелкие предприятия не могут выдержать иностранной конкуренции. Финансовый капитал разобщен. Денежные средства не попадают в производство, а аккумулируются в различных сегментах финансового рынка (рынок государственных краткосрочных облигаций, валютный рынок, рынок межбанковских кредитов). Финансовый рынок отделился от производства, а Центральный банк и Правительство РФ способствуют этому отрыву, поощряя финансовый капитал к чисто спекулятивным операциям. Гигантская пирамида государственного долга развращает финансистов, считает Л. Пайдиев. В 1995 г., говорит он, выровняли положение рубля, он постепенно укрепляется. Однако он не может защитить промышленность, так же как и пошлины и таможенные барьеры. Фактор иностранной конкуренции на сегодня является решающим. Мы уже потеряли множество отраслей - бытовую технику, радиоэлектронику, на очереди машиностроение. Выход в сложившейся ситуации один - создание крупных структур.

Подводя итоги по двум разделам, следует подчеркнуть следующее: создание финансово-промышленных групп в нашей стране имеет острую необходимость. Такие структуры способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитию отечественного производства.

 

 

 

 

 

Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп

 

В странах с высоко развитой рыночной экономикой ФПГ играют весьма важную роль и занимают значительное место в народном хозяйстве. Целью  их создания является стремление эффективно воздействовать на рынок посредством контроля над производственно-распределительным циклом из одного центра. К примеру, комплекс “Ривер-Руж”, хозяином которого был Генри Форд, в начале XX века охватывал весь процесс производства автомобилей - от выплавки стали до выпуска готовой машины.

Особенно интересным является регулирование деятельности ФПГ в развитых странах, которое  может принимать различные формы:

1. Координация деятельности  участников посредством холдинговой  компании. Пример - концерн Ф.Флика  (ФРГ). В его состав входит 49 компаний, в т.ч. 17 финансовых. Он представляет собой группировку крупных фирм олигополистического типа. Концерн располагает собственной банковской компанией и опирается в своей деятельности на “Немецкий банк”.

2. Роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк (группа Рокфеллера, например).

3. Единство участников  ФПГ обеспечивается через взаимное  владение акциями. Такая форма  распространена в Японии. Перекрестное  владение акциями предотвращает  захват со стороны иностранных  капиталистов. Центральный орган координации деятельности - совещания президентов фирм, проводящиеся секретно. Закрытость касается даже повестки дня.

Взаимоотношения участников ФПГ в развитых странах можно  свести к сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не устраняет возможности самостоятельного развития фирм, а, следовательно, и конкурентных противостояний между ими.

Состав участников ФПГ  с течением времени изменяется. Слияния  и поглощения крупнейших корпораций резко активизировались на Западе в 70 - 90-х годах. Некоторая часть слияний и поглощений происходит в рамках одной и той же ФПГ.

Обосновывая обязательность ФПГ нужно отправляться от особенностей российского производства и от мирового опыта. Мировая практика ФПГ показала: финансово-промышленные группы экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

Однако применительно  к сегодняшней России к формированию ФПГ следует отнестись осторожно. Неразвитость рыночных отношений и  конкуренции в результате создания таких групп может усугубиться. На Западе они формировались для того, чтобы ослабить негативные последствия рыночной стихии и ограничить конкуренцию; в Японии, плюс к тому, - еще и для предотвращения захвата корпораций иностранным капиталом. У нас такую мотивацию считать решающей явно нет оснований.

Но в то же время  формирование ФПГ в России целесообразно. Они служат обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то есть  решению проблемы, очень болезненной и важной для  отечественной экономики. Мировая  практика свидетельствует, что финансово-промышленные группы имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом.

 

 

 Участники  финансово-промышленной группы

 

Участники финансово-промышленной группы - юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ входят коммерческие и некоммерческие организации, в  том числе иностранные. Исключение составляют общественные и религиозные организации. Участие более чем в одной ФПГ не допускается.

Среди участников ФПГ  обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.

В состав участников ФПГ могут входить также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Финансово-промышленные группы обладают одной характерной  особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры. Исследуя связи и зависимости корпораций по составу пайщиков и их долям в акционерном капитале, по составу членов правлений, советов директоров и т.д., по характеру и условиям кредитных сделок, по систематическим контрактным соглашениям, можно приблизительно очертить границы той или иной ФПГ. Но нельзя, например, вчинить иск какой-нибудь ФПГ, такого ответчика не существует. Можно лишь иметь дело с отдельными фирмами, входящими в группу, но не с группой как таковой.

Крайняя запутанность и  разветвленность внутренней структуры  ФПГ вызвана стремлением максимально  запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а  также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.

Информация о работе Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура. Стратегический инновационный маркетинг