Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:13, реферат
Целью настоящей работы является оценка инвестиционного климата в Казахстане и разработка предложений по его улучшению. К задачам же отнесем проведение исследования экономической сущности и форм инвестиций, рассмотрение источников инвестиций, изучение методики оценки инвестиционного климата, оценку инвестиционного климата в Казахстане и разработку предложений по его улучшению.
Введение ……………………………………………………………………..…. 3
1. Экономическая сущность и формы инвестиций …………………………4
2. Внутренние и внешние источники инвестиций …………………………… 6
3. Оценка инвестиционного климата в стране ………………………………10
4. Инвестиционный климат в Казахстане и предложения по его улучшению ……………………………………………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы ………………………………………….…………………26
Соответственно, определение суверенного рейтинга является комплексной задачей, при решении которой эксперты Standard & Poor's рассматриваются следующие факторы:
1) Политические риски
2) Структура доходов населения
и структурная организация
3) Перспективы экономического
4) Степень гибкости налогово-
5) Бремя государственного долга
6) Стабильность цен
7) Гибкость платежного баланса
8) Внешний долг и ликвидность
На основании количественной и качественной оценки этих факторов странам присваиваются суверенные рейтинги. Наиболее высоким рейтингом «ААА» обладают такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция, Дания и т.д. Это означает, что эти страны отличаются долгосрочной политической стабильностью, взвешенной кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой и, следовательно, относительно низким уровнем инфляции и высокой степенью международной экономической интеграции.
Тот факт, что в странах бывшего СССР политические институты находятся на этапе становления, не позволяет присвоить им достаточно высокие рейтинги, даже несмотря на состояние их экономик. В то же время, в случае успешного завершения рыночных реформ в переходных странах Восточной Европы суверенные кредитные рейтинги по крайней мере некоторых из них могут в конечном итоге приблизиться к рейтингами западноевропейских стран, в которых существуют вековые рыночные традиции.
Правительство, которое в недавнем прошлом допустило дефолт, должно стремиться восстановить доверие к своей экономической политике, используя меньшие объемы привлеченных средств, чем правительство с безупречной историей обслуживания государственного долга. Например, Великобритания в течение столетий неизменно выполняла свои обязательства даже во время войн и финансовых кризисов, в то время как Аргентина ("ВВ" по обязательствам в иностранной валюте и "ВВВ-" по обязательствам в национальной валюте) все еще пожинает плоды многолетней бесхозяйственности, в том числе допущенных в прошлом дефолтов. Несмотря на то, что рейтинг Аргентины постепенно повышается, он еще отнюдь не так высок, как рейтинг Великобритании, хотя соотношение государственного долга к национальному доходу в Аргентине сейчас ниже.
4. Инвестиционный климат в Казахстане и предложения по его улучшению
Между инвестициями и экономической ситуацией в любой стране существует взаимообусловленная связь.
В стратегии Президента 2030 необходимость привлечения инвестиций описывается следующим образом:
«Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций. В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, - которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.
Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установление более либерального режима для иностранных инвесторов. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами.
Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций».
Несмотря на определенные результаты по стабилизации некоторых макропоказателей, состояние экономики остается в стране критическим, продолжается спад ВВП и индекса промышленного производства в целом. Спад производства сопровождался и спадом инвестиций.
Анализ динамики инвестиций показывает неравномерность спада инвестиций в различных отраслях. С позиции инвестиционных перспектив, по мнению журнала «Транзитная экономика», отрасли промышленности и иные сферы материального производства могут быть распределены на три группы:
К I группе относятся жизненно важные отрасли, которые являются приоритетными и не могут находится в частной собственности - электроэнергетика, тяжелое и транспортное машиностроение, транспорт.
Ко II группе относятся нефтегазовый комплекс, отрасли металлургической и химической промышленности.
К III группе относятся отрасли, которые в настоящее время являются убыточными из-за использования ими отсталых ныне технологий. Данные отрасли включают в себя первичную переработку, большую часть гражданского машиностроения, легкую и пищевую промышленность, производство тары.
Общий спад инвестиций, спад инвестиций в отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня как инвестиционный кризис.
Причины инвестиционного кризиса кроются в ряде объективных и субъективных факторов:
1. Радикальный
переход новой системе,
2. Не проводилась своевременная оценка основных фондов.
3. Резко понизилась роль амортизационного фонда, как источника накопления. Если в 1985 г. соотношение амортизационного фонда и капиталовложений составляло 36%, а в 1990 г. 41.2%, то уже в 1991 г. оно составляло 5.5%.
Другими словами, не обеспечивалось даже простое воспроизводство основных фондов и предприятия выходили из ситуации только с помощью роста цен на свою продукцию.
4. Действовавшая и вновь принятая налоговая система не стимулировала реализацию функции накопления прибылью (доходом). Прибыль (доход) в условиях высокого налогообложения выполняла только функцию текущего потребления.
К субъективным причинам инвестиционного кризиса следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве преобладал упрощенный и поверхностный подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.
Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).
При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:
1. Разрушение производственного аппарата. Износ его составил по промышленности сегодня 60%. Причем структурный инвестиционный спад способствовал тому, что наибольший износ основных фондов сегодня составляет в отраслях конечной и промежуточной продукции. Коэффициент выбытия оборудования в этих отраслях в течение последних лет был практически равен нулю.
2. Объем средств, направляемых на техническое перевооружение, катастрофически падает. Если в 1992 г. он равнялся 40% от объема инвестиций, то сейчас 5%. В республике все последние годы инвестиции, как производственные, так и не производственные, непрерывно сокращались.
3. Структура
экономики республики в
Вместе с тем, изменение структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:
1. Усилилась
тенденция повышения
2. Новые ценовые пропорции, отвечающие спросу и предложению, привели к стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;
3. Переход к
рыночным формам
4.Сформировалась новая рыночная инвестиционная инфраструктура в виде различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.
Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики. Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты).
Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны».
Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.
При рассмотрении
механизма государственно-