Сущность и виды инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:13, реферат

Описание

Целью настоящей работы является оценка инвестиционного климата в Казахстане и разработка предложений по его улучшению. К задачам же отнесем проведение исследования экономической сущности и форм инвестиций, рассмотрение источников инвестиций, изучение методики оценки инвестиционного климата, оценку инвестиционного климата в Казахстане и разработку предложений по его улучшению.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…. 3
1. Экономическая сущность и формы инвестиций …………………………4
2. Внутренние и внешние источники инвестиций …………………………… 6
3. Оценка инвестиционного климата в стране ………………………………10
4. Инвестиционный климат в Казахстане и предложения по его улучшению ……………………………………………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы ………………………………………….…………………26

Работа состоит из  1 файл

инвестиции виды кр.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Соответственно, определение суверенного рейтинга является комплексной задачей, при решении которой эксперты Standard & Poor's рассматриваются следующие факторы:

1) Политические риски 

  • форма правления и степень адаптируемости политических институтов;
  • степень участия широкого населения в управлении страной;
  • упорядоченность процедуры передачи властных полномочий (преемственность власти);
  • наличие широкого консенсуса относительно целей и задач экономической политики;
  • степень интеграции в глобальную торговую и финансовую систему;
  • внутренние и внешние угрозы национальной безопасности;

2) Структура доходов населения  и структурная организация экономики 

  • условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;
  • рыночная - нерыночная экономика;
  • наличие ресурсов и степень их диверсификации;

3) Перспективы экономического роста 

  • объем и структура сбережений и капиталовложений;
  • темпы и характер экономического роста;

4) Степень гибкости налогово-бюджетной  политики 

  • итоги фискальной деятельности национального правительства и сбалансированность бюджета;
  • конкурентоспособность системы налогообложения, степень гибкости в сфере повышения ставок налогообложения;
  • факторы, которые могут способствовать росту государственных расходов;

5) Бремя государственного долга 

  • финансовые активы национального правительства;
  • бремя государственного долга и процентных выплат по государственному долгу;
  • валютная структура государственного долга;
  • обязательства государства по выплате пенсий;
  • условные обязательства банковской системы, корпораций и других юридических лиц;

6) Стабильность цен 

  • тенденции развития ценовой инфляции;
  • темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования государственного бюджета;
  • курсовая политика;
  • степень независимости Центрального банка;

7) Гибкость платежного баланса

  • влияние налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на состояние счетов внешних операций;
  • структура счета текущих операций;
  • структура потоков капитала;

8) Внешний долг и ликвидность 

  • объем и валютная структура внешнего государственного долга;
  • объем условных обязательств, взятых на себя банками и другими государственными и частными субъектами под государственную гарантию;
  • сроки выплат в счет погашения государственного долга и бремя по обслуживанию долга;
  • объем и структура государственных резервов и других внешних активов;
  • исторические сведения по обслуживанию долга.

На основании  количественной и качественной оценки этих факторов странам присваиваются  суверенные рейтинги. Наиболее высоким  рейтингом «ААА» обладают такие  страны, как  США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция, Дания и т.д. Это означает, что эти страны отличаются долгосрочной политической стабильностью, взвешенной кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой и, следовательно, относительно низким уровнем инфляции и высокой степенью международной экономической интеграции.

Тот факт, что  в странах бывшего СССР политические институты находятся на этапе становления, не позволяет присвоить им достаточно высокие рейтинги, даже несмотря на состояние их экономик. В то же время, в случае успешного завершения рыночных реформ в переходных странах Восточной Европы суверенные кредитные рейтинги по крайней мере некоторых из них могут в конечном итоге приблизиться к рейтингами западноевропейских стран, в которых существуют вековые рыночные традиции.

Правительство, которое в недавнем прошлом допустило  дефолт, должно стремиться восстановить доверие к своей экономической политике, используя меньшие объемы привлеченных средств, чем правительство с безупречной историей обслуживания государственного долга. Например, Великобритания в течение столетий неизменно выполняла свои обязательства даже во время войн и финансовых кризисов, в то время как Аргентина ("ВВ" по обязательствам в иностранной валюте и "ВВВ-" по обязательствам в национальной валюте) все еще пожинает плоды многолетней бесхозяйственности, в том числе допущенных в прошлом дефолтов. Несмотря на то, что рейтинг Аргентины постепенно повышается, он еще отнюдь не так высок, как рейтинг Великобритании, хотя соотношение государственного долга к национальному доходу в Аргентине сейчас ниже.

 

4. Инвестиционный  климат в Казахстане и предложения по его улучшению

 

Между инвестициями и экономической ситуацией в  любой стране существует взаимообусловленная связь.

В стратегии  Президента 2030 необходимость привлечения  инвестиций описывается следующим образом:

    «Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций. В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций,  и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, - которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также  на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

Наша позиция  крупного межрегионального транспортного центра требует установление более либерального режима для иностранных инвесторов. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами.

Открытая и  либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций».

     Несмотря на определенные результаты по стабилизации некоторых макропоказателей, состояние экономики остается в стране критическим, продолжается спад ВВП и индекса промышленного производства в целом. Спад производства сопровождался и спадом инвестиций.

Анализ динамики инвестиций показывает неравномерность спада инвестиций в различных отраслях. С позиции инвестиционных перспектив, по мнению журнала «Транзитная экономика», отрасли промышленности и иные сферы материального производства могут быть распределены на три группы:

К I группе относятся жизненно важные отрасли, которые являются приоритетными и не могут находится в частной собственности - электроэнергетика, тяжелое и транспортное машиностроение, транспорт.

Ко II группе относятся нефтегазовый комплекс, отрасли металлургической и химической промышленности.

К III группе относятся отрасли, которые в настоящее время являются убыточными из-за использования ими отсталых ныне технологий. Данные отрасли включают в себя первичную переработку, большую часть гражданского машиностроения, легкую и пищевую промышленность, производство тары.

Общий спад инвестиций, спад инвестиций в отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня как инвестиционный кризис.

Причины инвестиционного кризиса кроются в ряде объективных и субъективных факторов:

1. Радикальный  переход новой системе, сопровождающийся  высокой инфляцией, повлек за собой ряд обстоятельств, затруднивших проведение инвестиционной деятельности.

2. Не проводилась  своевременная оценка основных  фондов.

3. Резко понизилась  роль амортизационного фонда,  как источника накопления. Если в 1985 г. соотношение амортизационного фонда и капиталовложений составляло 36%, а в 1990 г. 41.2%, то уже в 1991 г. оно составляло 5.5%.

Другими словами, не обеспечивалось даже простое воспроизводство основных фондов и предприятия выходили из ситуации только с помощью роста цен на свою продукцию.

4. Действовавшая  и вновь принятая налоговая  система не стимулировала реализацию функции накопления прибылью (доходом). Прибыль (доход) в условиях высокого налогообложения выполняла только функцию текущего потребления.

К субъективным причинам инвестиционного кризиса  следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве преобладал упрощенный и поверхностный подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.

Такой подход вовсе  не должен был означать смягчение  последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).

При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:

1. Разрушение  производственного аппарата. Износ  его составил по промышленности сегодня 60%. Причем структурный инвестиционный спад способствовал тому, что наибольший износ основных фондов сегодня составляет в отраслях конечной и промежуточной продукции. Коэффициент выбытия оборудования в этих отраслях в течение последних лет был практически равен нулю.

2. Объем средств,  направляемых на техническое  перевооружение, катастрофически падает. Если в 1992 г. он равнялся 40% от объема инвестиций, то сейчас 5%. В республике все последние годы инвестиции, как производственные, так и не производственные, непрерывно сокращались.

3. Структура  экономики республики в результате  сырьевой переориентации приобретает все утяжеленную и энергоемкую форму.

Вместе с  тем, изменение структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:

1. Усилилась  тенденция повышения капиталовложений  в сферу услуг. До недавнего времени удельный вес капиталовложений в сферу услуг в стране составлял не более 10% (в то время, как в США он доходил до 72%). В результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и банковской сферы услуг;

2. Новые ценовые  пропорции, отвечающие спросу  и предложению, привели к стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;

3. Переход к  рыночным формам хозяйствования  повысил долю самофинансирования капиталовложений. В 1994г. собственные средства предприятий в общей сумме капиталовложений составляли уже 62%, а в 1995 г. еще более - 90%. Удельный вес всех централизованных средств (из госбюджета, местного бюджета, централизованных фондов) составляет около 15%.

4.Сформировалась  новая рыночная инвестиционная  инфраструктура в виде различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.

Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики. Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты).

Очевидно, что  экономика сегодня хаотически следует  по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны».

Однако, в отличие  от России, которая практически также  пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.

При рассмотрении механизма государственно-правового  регулирования процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.

Информация о работе Сущность и виды инвестиции