Структура рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:43, контрольная работа

Описание

Функционирование рыночной экономики невозможно без развитого финансового рынка, регулирующего инвестиционные потоки и обеспечивающего оптимальную для предприятий и общества в целом структуру использования ресурсов. Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Разделение финансового рынка на эти две части определяется особым характером обращения финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, которые обеспечивают движение краткосрочных ссуд (сроком до одного года). На рынке капиталов осуществляется движение долгосрочных накоплений (сроком более одного года).

Содержание

Введение 3
1. Сегменты рынка ценных бумаг 5
2. Первичный внебиржевой рынок 10
3. Вторичный биржевой рынок (фондовая биржа) 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Структура рынка ценных бумаг.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

     Цикл  жизни ценных бумаг, обращающихся на рынке, состоит из трех фаз:

     1) конструирование нового выпуска  ценных бумаг;

     2) первичное размещение ценных  бумаг;

     3) обращение (купля-продажа) ценных  бумаг.

     Первые  две фазы объединяются понятием «первичный»  рынок ценных бумаг, третья охватывается понятием «вторичный» рынок ценных бумаг [2, с. 78-79].

     Итак, если попытаться дать самые общие определения, то «первичный рынок» используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен на денежные средства. Понятие «вторичный рынок» используют для описания случаев, когда вторые и последующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене; это также тот рынок, на котором обращаются ценные бумаги, которые раньше появились на рынке.

     Более наглядно структуру рынка ценных бумаг (РЦБ) можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Структура рынка  ценных бумаг

 

       2. Первичный внебиржевой  рынок

     Первичным рынком ценных бумаг является экономическое  пространство, которое ценная бумага проходит от ее эмитента до первого покупателя. Экономическим это пространство называется не только потому, что на нем действуют эмитент и инвестор, но и потому, что оно рационально организовано (для него характерно разделение труда, т.е. на нем функционируют специализированные брокерские и дилерские фирмы), выполняет определенную экономическую задачу - только в рамках этого пространства эмитент может получить необходимый ему капитал. Дальнейшее движение ценной бумаги, т.е. ее движение от 1-го к n-му покупателю, не может являться источником дохода для эмитента [2, с. 79-80].

     Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами, совершаемых  вне фондовой биржи. Через этот рынок  проходит:

     а) большинство первичных размещений;

     б) торговля бумагами худшего качества (в сравнении с зарегистрированными на бирже).

     Вместе  с тем существуют переходные формы, «прибиржевые» рынки, которые размывают  четкую границу между биржевыми  и внебиржевыми рынками. Это «вторые», «третьи», «параллельные» рынки, создаваемые  фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Такие рынки имеют более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, поддерживая при этом регулярность торговли, котировки и единство правил.

     До 1993 года российский внебиржевой рынок отличался спекулятивностью и большим количеством афер. Затем он стал приобретать оптовый характер: торговля крупными партиями акций для установления контролирующего влияния и развиваться по цивилизованному пути.

     Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. Существуют следующие основные группы участников:

     • эмитенты - те, кто выпускает ценные бумаги в обращение;

     • инвесторы - все те, кто покупает ценные бумаги, выпущенные в обращение;

     • фондовые посредники - торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг;

     • организации, обслуживающие рынок  ценных бумаг, - могут включать организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка), расчетные центры (Расчетные палаты, Клиринговые центры), регистраторов, депозитарии, информационные органы или организации;

     • государственные органы регулирования  и контроля - в РФ включают высшие органы управления (Президент, Правительство), министерства и ведомства (Минфин РФ и др.), Центральный банк РФ [3, с. 27-28].

     Основной  мотив, которым руководствуется эмитент, выпуская ценные бумаги, - это привлечение капитала (денежных ресурсов). Кроме того, продажа ценных бумаг дает возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путем приватизации; позволяет провести секъюритизацию задолженности. Инвестор - покупатель ценных бумаг, основная цель которого - заставить свои средства работать и приносить доход. В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые, так или иначе, имеют отношение к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты» или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая» жизнь часто лежит вне рынка ценных бумаг. Эмитенты обращаются к нему, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы, инвесторы обращаются к нему для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и преумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них - часть «внешней деловой среды», а не профессия.

     Вторую  группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, те, кого называют брокерами и дилерами.

     Это - организации, а в ряде стран - и граждане, для которых торговля ценными бумагами - основная профессиональная деятельность. Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг для всех пользователей фондового рынка. Всю совокупность этих организаций еще именуют «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регистраторы [3, с. 28-29].

     Основой рынка ценных бумаг служит первичный  рынок; именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития. Однако объемы первичных рынков в развитых странах в настоящее время существенно различаются. Выпуск акций на первичный рынок с целью финансирования инвестиций в производственную деятельность связан исключительно с учреждением новых компаний и реорганизацией частных компаний различных отраслей в сфере «высоких технологий», использующих рисковый или венчурный капитал. Источником венчурного капитала являются крупные денежные фонды, которые могут позволить себе рисковать. Большинство мелких фирм, возникающих в традиционных отраслях экономики не попадают на первичный рынок, поскольку не имеют реальной возможности достичь размеров, которые позволили бы им выпускать акции.

     Выпуск  акций в развитых странах в  настоящее время обусловлен финансированием  поглощения (слияния) компаний, необходимостью снижения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций. Поглощения осуществляются в форме обмена акций поглощаемых компаний на акции, поглощающих; поглощающие компании активно выходят на первичный рынок ценных бумаг, производя эмиссию новых акций.

     В некоторых странах соотношение  между собственным и заемным  капиталом устанавливается законом. Однако независимо от наличия закона в каждой стране имеется четкое представление  о предельных размерах заемных средств. Переход за эту грань сопряжен со значительным риском для компании и ее акционеров. В этой ситуации корпорация регулирует структуру своего капитала путем эмиссии новых акций, замещая ими свои долговые обязательства [4, с. 64-65].

     Следует добавить, что существует несколько методов листинга ценных бумаг на организованном первичном рынке. В их число входят следующие.

     1. Прямое приглашение компанией. Компания приглашает общественность подписаться на ее ценные бумаги по фиксированной цене через опубликование проспекта эмиссии; все необходимые формальности и андеррайтинг (гарантия выпуска) выполняются эмиссионной компанией (обычно инвестиционным банком/компанией по работе с ценными бумагами).

     2. Предложение к продаже. Этот метод может использоваться в ситуации, когда кто-то из первоначальных или существующих акционеров хочет предложить свои акции населению. Компания может организовать синдикат банков и брокерских фирм, которые приобретают весь выпуск для распространения среди своих клиентов. Старые акционеры могут получить право первыми приобрести предлагаемые акции. Инвестору предлагается участвовать в конкурсе на приобретение акций по минимальной цене. После последнего срока подачи заявок финансовые советники компании рассчитывают «цену исполнения», которая позволит компании-эмитенту привлечь максимально требуемое финансирование; цена исполнения может быть занижена, если компания нацеливает эмиссию на особенно широкий круг акционеров (большое число акционеров, владеющих небольшим количеством акций каждый). В результате подачи конкурсных заявок компания может приобрести гораздо больше средств, чем, если бы она позволила спекулятивным инвесторам заработать на премии за торги первого дня, а такое может произойти, если цена выпуска была занижена. Если по выпуску кто-то выступает в качестве андеррайтера, то тогда он будет распродан по минимальной цене тендера.

     3. Частное размещение. Метод, при котором инвестиционный банк подписывается на предлагаемые акции, предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем перепродаст акции. Или же инвестиционный банк может использоваться в качестве агента и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента. Этот метод часто бывает дешевле для компании, чем публичное предложение, т.к. даже, несмотря на то, что цена может быть несколько занижена для клиентов (для того чтобы сделать инвестиции более привлекательными и компенсировать их потенциальную неликвидность), все-таки это будет меньше, чем стоимость андеррайтинга, который в данном случае не является необходимостью [2, с. 83-84].

     4. Обратное поглощение путем обусловленного выпуска ценных бумаг. Метод, при котором частная компания может добиться листинга в ситуации, когда открытое акционерное общество предлагает свои акции в обмен на возможность покупки активов частной компании; если контрольный пакет переходит к частной компании, то фактически может считаться, что она имеет привилегии с точки зрения привлечения средств, т.к. она получила листинг.

     5. Допуск акций к котировке на бирже. При использовании этого метода нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но акционерный капитал компании должен быть достаточно оплачен для того, чтобы получить доступ к листингу или котировке на бирже. Следует понимать, что при такой форме предложения компания не привлекает никаких новых средств. Компания должна предоставить документ о допуске, но, как правило, от нее не требуется предоставления проспекта эмиссии, за исключением тех случаев, когда вслед за допуском компания планирует дополнительный выпуск акций или действия по привлечению средств [2, с. 85].

     Таким образом, современное же состояние первичного рынка ценных бумаг в России можно охарактеризовать как определяемое в первую очередь предложением ценных бумаг, исходящим от коммерческих банков, других акционерных обществ и от государства.

     Перспективы развития первичного рынка ценных бумаг достаточно благоприятны. Новые акционерные общества, возникающие в отраслях высокой технологии, большую часть инвестиций на развитие производства получают с помощью выпуска ценных бумаг. В странах Запада и в России первичный рынок является важным источником привлечения средств для осуществления программ приватизации государственных предприятий. Однако наблюдается и противоположная тенденция. В последние 30 лет в ряде ведущих стран отмечались периоды, когда изъятие акций из обращения превышало их эмиссию [5, с. 260]. Происходило это тогда, когда вследствие снижения размера банковского процента акционерные общества предпочитали выпуску акций привлечение средств с рынка банковских кредитов.

     В последние годы активно идет процесс  интернационализации рынков ценных бумаг, в том числе первичного. Становясь участниками российского рынка ценных бумаг, западные инвесторы привносят передовые методы анализа его конъюнктуры, традиции и культуру торговли фондовыми ценностями.

 

      3. Вторичный биржевой рынок (фондовая биржа)

     Итак, на первичном рынке осуществляется продажа ценных бумаг их первым владельцам (инвесторам). Все последующее движение ценных бумаг происходит на вторичном рынке. Вторичный рынок ценных бумаг - это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичного размещения. Нужно иметь в виду, что эмитенты ценных бумаг получают средства на первичном рынке. На вторичном рынке происходит лишь смена владельцев ценных бумаг (акционеров или кредиторов), а средства от продажи ценных бумаг поступают не эмитентам, а бывшим владельцам ценных бумаг.

Информация о работе Структура рынка ценных бумаг