Страновые рыски ПИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение страновых рисков прямых иностранных инвестиций, а так же оценка страновых рисков.
В процессе работы выполняются следующие задачи:
- изучение причин появления страновых рисков;
- возможные пути защиты от страновых рисков.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………4
1 Страновые риски ПИИ…………………………………………………………6
1.1Сущность и виды страновых рисков……………………………….6
Оценка страновых рисков………………………………………...14
Регулирование прямых иностранных инвестиций……………...18
Оценка инвестиционных проектов………………………………………....27
2.1 Характеристика основных показателей инвестиционных проектов………………………………………………………………………27
2.2 Пример оценки инвестиционных проектов………………….......31
3 Рекомендации по привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………….……………………...36
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 74.07 Кб (Скачать документ)

- общее определение ПИИ;

- формы двустороннего сотрудничества;

- этапы осуществления положений соглашения;

- механизмы защиты инвестиций. Ключевое значение в соглашениях принадлежит механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.

Однако, как правило, условия  допуска ПИИ в экономику определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных  инвесторов, распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством  или были одобрены компетентными  органами принимающей страны. В BITs редко  уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству. Хотя BITs нацелены главным образом  на стимулирование ПИИ, в них иногда затрагиваются и портфельные  инвестиции.

Процесс заключения BITs в  последние десятилетия резко  интенсифицировался. К концу 2000 г. количество этих соглашений составило почти 2000, причем 2/3 из них были заключены в 1990-е гг. Первоначально BITs заключались  преимущественно между развитыми  странами. Однако по мере улучшения  в них инвестиционного климата, устранения барьеров на пути движения капиталов актуальность такого рода соглашений уменьшилась. В то же время  резко усилился процесс заключения BITs, в которых стали принимать  участие развивающиеся страны. С  одной стороны, они заключают  эти соглашения друг с другом, с  другой - с развитыми странами. Для последних важны определенные гарантии, поскольку именно в развивающихся странах инвестиционный климат менее благоприятный. В то же время и сами развивающиеся страны стали смягчать политику в отношении ПИИ. Некоторые из этих стран превращаются в экспортеров капитала в наименее развитые страны.

Другой тип двусторонних соглашений в сфере ПИИ - соглашения об избежании двойного налогообложения. Число таких соглашений перевалило к 2001 г. за 1900. Как и в случае BITs, основными участниками таких соглашений являются развивающиеся страны. Причины этого аналогичны.

Попытки заключить всеобъемлющее  соглашение по стимулированию ПИИ, которое  затрагивало бы большинство стран  мира, еще не принесло успеха. Такие  попытки предпринимались в рамках ОЭСР с 1995 г., где предлагалось заключить  Многостороннее соглашение по инвестициям (Multilateral Investment Agreement, MAI), но проект этого  соглашения так и не был одобрен. Одной из наиболее существенных причин явился предполагаемый запрет на использование  определенных требований к характеру  деятельности иностранных фирм (performance requirements).

Многие национальные правительства  вырабатывают условия допуска иностранных  инвесторов в свою экономику, которые  могут быть подразделены на следующие основные категории:

- требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объеме продаж на национальном рынке;

- обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы;

- установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране;

- требования по передаче технологии;

- обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Введение таких требований означало бы существенное ограничение полномочий национальных правительств по регулированию ПИИ в своих странах, что устраивает далеко не всех.

Многосторонние соглашения по стимулированию ПИИ заключаются  или разрабатываются в основном на региональном уровне. Среди них  можно упомянуть рамочное соглашение об инвестиционной зоне ASEAN, проект соглашения о стимулировании и защите взаимных инвестиций группы центрально-азиатских  стран ECO (Economic Cooperation Organization), протокол о финансах и инвестициях Южноафриканского сообщества развития SADC (South African Development Community) и некоторые другие. В рамках этих соглашений декларируются общие цели инвестиционной политики, а также предусматриваются некоторые меры по согласованию режимов ПИИ.

Примерами могут служить: унификация правил по регулированию ПИИ; ускорение процессов приватизации и стимулирования создания совместных частно-государственных фирм; обеспечение большей свободы для движения капиталов, технологий, квалифицированной рабочей силы и специалистов; обеспечение национальным и иностранным инвесторам равных правовых условий для деятельности; выработка мер по компенсации ущерба, наносимого иностранным инвесторам, и др.

Существенную роль на межгосударственном уровне для стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в  развивающиеся страны, призвано играть Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Agency Guaranteed Investment, MAGI), которое является одним из членов Группы Всемирного банка. Конвенция  об учреждении этого Агентства вступила в силу в 1988 г.

Основная функция Агентства  заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении  инвестиций, осуществляемых в одной  из стран-членов. Гарантии предоставляются  Агентством либо самостоятельно, либо совместно с другими организациями. Наряду с первыми гарантиями иностранных  инвестиций MAGI осуществляет перестрахование  некоммерческих рисков. Агентство особенно стремится к предоставлению гарантий под капиталовложения, под которые  аналогичное покрытие на разумных условиях не предоставляется частными страховщиками  или перестраховщиками.

К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии, относятся: ограничения на перевод валюты; экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения; нарушения договоров; война или гражданские беспорядки.

Помимо сознательных действий в стране, принимающей инвестиции, которые приводят к убыткам у  иностранных инвесторов, гарантии MAGI распространяются также на случаи бездействия  национальных правительств в ситуациях, когда их вмешательство было необходимо. Вместе с тем предусмотрены различного рода оговорки, которые позволяют  трактовать негативные последствия  в деятельности иностранных инвесторов как следствия общеэкономической  ситуации. Например, иностранный инвестор должен доказать, что убытки у него возникли в результате дискриминационной  политики принимающего правительства, а не общеэкономических мер регулирования  экономики.

Гарантии предоставляются  только на случай рисков, возникающих  в развивающихся странах  членах MAGI. Объектом гарантий являются прямые иностранные инвестиции, в том  числе осуществленные через покупку  акций компаний на территории принимающей  страны. Агентству в форме цессии уступаются инвестором права или  требования, связанные с гарантированным  капиталовложением.

Агентство должно также способствовать устранению барьеров на пути движения капиталов, в том числе подписанию одно и многосторонних соглашений по стимулированию ПИИ, урегулированию споров между инвесторами и принимающими странами.

За последние два десятилетия  многие развивающиеся страны вслед  за развитыми стали либерализовывать режимы регулирования иностранных  инвестиций в своей стране, стремясь привлечь ПИИ в условиях обострившейся  конкурентной борьбы на мировых рынках. При этом они вынуждены считаться  с возможными негативными последствиями  от деятельности иностранных инвесторов, которые связаны с так называемой ограничительной практикой крупных  корпораций, приводящей к «эффекту вытеснения» (crowding out). Данный эффект имеет  две основные формы. Первая связана с тем, что крупные иностранные корпорации, пользуясь конкурентными преимуществами, могут вытеснить на товарных рынках национальные компании. Другая форма заключается в оттягивании такими корпорациями значительной доли ресурсов на национальных рынках, в том числе финансовых. Хотя крупные иностранные корпорации используют и свои собственные средства для осуществления ПИИ, национальные банки предпочитают их в силу высокой платежеспособности национальным компаниям при предоставлении займов.

На национальном уровне во многих странах, в том числе в  России, действует принцип защиты иностранных инвестиций. Он основан  на документах Международной торговой палаты «Руководящие принципы для международных  инвестиций» (1972 г.), а также ОЭСР «Кодекс либерализации движения капитала» (1971 г.) и «Декларации о  международных капиталовложениях  и многонациональных предприятиях» (1976 г.). В этих документах странам  рекомендуется распространять национальный режим и на капиталовложения из других стран.

Деятельность иностранных  инвесторов в развитых странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными  процедурами. Национальное законодательство таких стран, как правило, не проводит различия между иностранными и национальными  компаниями. Поэтому в большинстве  развитых стран отсутствуют специальные  законы и кодексы для иностранных  инвесторов, а существуют лишь некоторые  постановления.

Зарубежные предприниматели  могут основывать свои компании и  хозяйствовать на тех же условиях, что и национальные производители  товаров и услуг; они могут  избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму  ведения хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают доступ к местным финансовым, научно-техническим, трудовым ресурсам и с ограничениями к природным ресурсам.

В конституциях развитых стран  гарантируется неприкосновенность собственности и обычно оговаривается, что экспроприация может совершаться  только в общественных интересах  с гарантией рассмотрения споров и установлением компенсации  в случае несогласия иностранного инвестора  с фактом экспроприации. Инвестиционные споры регулируются подготовленной Всемирным банком и подписанной  в 1969 г. в Вашингтоне Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами  и гражданами других стран. Иностранные  инвесторы могут обращаться для  защиты своих прав в Международный  центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в соответствии с Конвенцией в 1966 г. в составе  Группы Всемирного банка. На него возложены  функции международного арбитра  по устранению разногласий между  иностранным инвестором и принимающей  страной. Положения, предусматривающие  решения таких споров в рамках МЦУИС, стали стандартным пунктом  международных инвестиционных соглашений и споров.

Защита прав иностранных  инвесторов предусмотрена также  в отдельных сферах. В частности, имеются международные соглашения и национальные законодательные  акты, регулирующие охрану прав владельцев интеллектуальной собственности, товарных знаков, авторских прав, результатов  научно-технических и художественных разработок.

Несмотря на то что в  развитых странах придерживаются в  целом принципа национального режима по отношению к иностранным инвесторам, в них существуют определенные ограничения  для иностранных предпринимателей по сравнению с национальными. Ограничения  иностранных инвестиций в развитых странах носили достаточно жесткий  характер до Второй мировой войны  и некоторый период после нее. Однако затем в этих странах стал происходить процесс либерализации  движения капиталов и снятия большинства ограничений на иностранные инвестиции, который продолжается и в настоящее время.

Наиболее часто используют следующие меры по регулированию  иностранных инвестиций в развитых странах:

- предварительное разрешение на осуществление ПИИ;

- ограничения на ПИИ в определенных отраслях и сферах;

- ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний вплоть до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль;

- требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.

Предварительное разрешение требуют при вложении иностранного капитала в определенные отрасли  и сферы деятельности, при значительных объемах ПИИ. В некоторых странах  даже для уже действующих компаний с иностранным капиталом требуют  предварительное разрешение, в частности  при расширении своей деятельности, слияниях и поглощениях.

Ограничения или запрет ПИИ  различаются для отдельных стран. Чаще всего это военная и добывающая промышленность, некоторые отрасли  сферы услуг, особенно банковское и  страховое дело, транспорт и связь. Некоторые из этих отраслей полностью  закрыты для иностранных инвесторов, в других  возможен доступ после  предварительного разрешения. Кроме  того, доступ в ряд сфер невозможен из-за того, что в них разрешается  создание только государственных организаций  и компаний. Преимущественно это  почта, телеграф, телефон, энергетика, теле и радиовещание, транспорт, энергетика, вино-водочная промышленность.

Требование взаимности означает, что страна, принимающая ПИИ, готова предоставить иностранным инвесторам определенные права при условии, что и в их странах такие  права предусмотрены. Примером является позиция стран ЕС в отношении  открытия иностранных компаний в  финансовой сфере и размещения ценных бумаг на биржах стран ЕС.

Существуют также неформальные ограничения в отношении иностранных  инвесторов, которые часто оказывают  на их деятельность даже более негативное воздействие, чем прямые и открытые ограничения. К таким неформальным ограничениям относят, например, затягивание  и многоступенчатость процедуры  получения разрешений, бюрократизацию механизма регулирования деятельности компаний с иностранным участием уже после их создания.

Информация о работе Страновые рыски ПИИ