Страновые рыски ПИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение страновых рисков прямых иностранных инвестиций, а так же оценка страновых рисков.
В процессе работы выполняются следующие задачи:
- изучение причин появления страновых рисков;
- возможные пути защиты от страновых рисков.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………4
1 Страновые риски ПИИ…………………………………………………………6
1.1Сущность и виды страновых рисков……………………………….6
Оценка страновых рисков………………………………………...14
Регулирование прямых иностранных инвестиций……………...18
Оценка инвестиционных проектов………………………………………....27
2.1 Характеристика основных показателей инвестиционных проектов………………………………………………………………………27
2.2 Пример оценки инвестиционных проектов………………….......31
3 Рекомендации по привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………….……………………...36
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 74.07 Кб (Скачать документ)

Риск ставки процента — это риск того, что изменение  ставок процента на рынке приведет к колебаниям цен долговых обязательств. Риск процентной ставки влияет на такие долговые обязательства, как государственные, корпоративные и муниципальные облигации. Риск ставки процента имеет большее воздействие на долгосрочные облигации, чем на краткосрочные. Если ставка процента повышается, то цена долгосрочных облигаций снижается больше, чем цена краткосрочных. Если ставка процента снижается, то цена долгосрочных облигаций поднимается больше, чем цена краткосрочных.

Иностранные инвесторы  или кредиторы допускаются обычно не ко всем долговым обязательствам страны. Но для тех обязательств, по которым такой допуск осуществлен, процентный риск имеет для нерезидентов существенное значение. Часть страновых обязательств, например, в форме еврооблигаций, распространяется на международных финансовых рынках, на которых формируются иные, чем в стране-эмитенте, экономические условия и, соответственно, возникают другие риски.

Для минимизации  риска ставки процента инвестор может  приобрести либо краткосрочные ценные бумаги, либо долговые обязательства с меняющейся ставкой процента. Меняющаяся ставка процента снижает риск ставки процента определенного выпуска долговых обязательств. При общем повышении ставок процента ставка процента конкретного выпуска облигаций также увеличивается. Так как ставка процента облигаций увеличилась, рыночная цена облигаций не снизится так же, как цена облигаций с фиксированной ставкой процента.

Риск инфляции или покупательной способности  — это риск того, что деньги потеряют свою покупательную способность через некоторый период времени. Наиболее подвержены этому риску ценные бумаги с фиксированным доходом. Если, к примеру, инвестор приобрел государственные облигации номинальной стоимостью в 1000 руб. со сроком погашения через 10 лет и купонной ставкой 20%, то реальные доходы, которые он будет получать в течение этого срока, составят приблизительно разницу между фиксированной купонной ставкой и темпом инфляции. Погашенные через 10 лет облигации принесут ему номинальную сумму в 1000 руб., приведенная стоимость которой может быть найдена путем дисконтирования. Наименее чувствительны к риску покупательной способности обыкновенные акции, подверженные, однако, инвестиционным рискам.

Идентификация наличия  страновых рисков — неоднозначная  задача, и в определенной мере ее решение носит субъективный характер.

В интересах создания четкой правовой базы законодательства большинства стран определяют политические страновые риски хотя и в достаточно широком, но все же завершенном смысле. Так, например, в Германии используется классификация политических рисков по потерям, которые могут возникнуть в связи со следующими причинами: национализация, экспроприация, вмешательства высокого уровня (правительственные) или, напротив, противозаконное бездействие в случаях, когда вмешательство было необходимо (в целом трактуется как случай экспроприации); война или прочие вооруженные споры, революция или волнения; запрет на платежи или моратории (случай моратория); невозможность конвертации или трансферта денежных сумм, которые были выплачены в Германии.

Сложным является вопрос об определении обязательств о возмещении ущерба. На практике предпосылки  для обязательств о возмещении ущерба страной можно считать выполненными лишь при наличии поведения высших инстанций, которое в такой мере затрагивает предприятие с иностранным капиталом, что его нормальное функционирование становится невозможным или ему причинен значительный вред. Имеющие место на практике обстоятельства, например уменьшение прибыли по сравнению с ожидавшимся уровнем, нельзя отнести к таким случаям.

Также и изменения  в законах, которые неблагоприятным  образом подействовали на предприятие  с иностранным участием, не представляют, как правило, основания для обязательной компенсации ущерба. Только если иностранному инвестору были представлены гарантий против изменения каких-либо законов, например в сфере налогов, пошлин и концессий, или заранее определен порядок и размеры возмещения ущерба в случае каких-либо изменений, можно ожидать с большой вероятностью устранение отрицательных последствий.

Причины политических рисков точно так же многослойны и включают, по сути, два фактора: «внешнюю политику» и «внутреннюю политику». В то время как внешнеполитические риски могут возникнуть из-за вступления страны в политический альянс или из враждебного поведения других государств по отношению к стране осуществления инвестиций (что затем ведет, например, к ограничению экспортной деятельности иностранной единицы ТНК) внутриполитические риски имеют различный сценарий, причины чего часто следует искать в идеологических трениях партий. Кроме того, сюда относятся политические риски из-за социальных волнений, слабости правительств, недобросовестной администрации и из-за неэффективной правовой защиты товаров.

С понятием странового риска тесно связано понятие  инвестиционного климата в стране. Он показывает привлекательность страны для уже действующих и потенциальных инвесторов с точки зрения законодательства, политики, налогов (условно субъективные факторы). Его рассматривают в совокупности с обеспеченностью страны ресурсами, необходимыми для реализации проектов (объективные факторы). Первая группа факторов оказывает в первую очередь влияние на степень риска вложений в проект, вторая — на доходность проекта. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на привлечение ПИИ:

- географическое распределение ресурсов и рынков;

- конкуренция  цен на ресурсы; 

- долгосрочный потенциал и размер рынка;

- политическая стабильность;

- политический  либерализм;

- стабильная правовая система;

- развитая инфраструктура;

- социально-культурная близость.

Первые три  фактора относятся ко второй группе, а остальные — к первой.

Применительно к  России исследования показали, что  иностранных инвесторов здесь привлекают (в порядке уменьшения привлекательности):  величина рынка сбыта; наличие квалифицированной рабочей силы; издержки на оплату труда в соответствии с развитыми странами.

Величина рынка  сбыта определяется платежеспособным спросом потребителей. В России этот фактор имеет большое значение, поскольку иностранные предприятия, создаваемые здесь, ориентированы в основном на продажу продукции на местном рынке.

 

1.2 Оценка страновых рисков

 

Дри оценке странового риска важное значение имеет анализ его причин. Для этой цели чаще всего  используются экспертные опросы. При таких опросах выявляется перечень имеющихся у инвесторов факторов риска. Вместе с тем недостаток экспертной формы оценки кроется в отсутствии во многих случаях «взвешивания» существенности факторов и случайном отборе социально-экономических переменных.

Шёллхаммер предложил  систематический анализ политического  риска для пяти измеримых переменных с различными весами: демонстрации протеста (вес фактора— 1), волнения (1,5), вооруженные нападения (2), смертельные случаи из-за политической борьбы (2,5) и меры принуждения правительства (3). Простым суммированием с учетом весов определяется итоговый результат, который затем рассчитывается на душу населения или сопоставляется с доходом на душу населения. Прослеживание изменений найденных показателей за длительный период времени позволяет с помощью трендового анализа грубо установить меру политического странового риска. Описанный подход позволил установить закономерность: высокий доход на душу населения и относительно высокая равномерность распределения доходов уменьшают стимулы для политических изменений. И наоборот: чем ниже доход в стране, тем выше вероятность политического потрясения в стране, т. е. политического риска. Преимуществом данной модели является то, что анализ относительно малого числа измеримых переменных и привлечение актуальной информации делает возможной интегральную оценку политического риска.

Широкую известность  для оценки страновых рисков получил  индекс ВЕRI, который был разработан College of Business and Economics (University of Delaware, США). Этот индекс риска окружающей среды бизнеса базируется на опросе постоянной коллегии из 100 экспертов различных стран, которые трижды в году оценивают хозяйственный климат стран с помощью 15 основных и дополнительных критериев, а также весов последних.

Финансовым следствием установленных  страновых рисков является осуществление иностранных инвестиций по частям в странах с одинаково оцененными социальными, экономическими и политическими проблемами, что позволяет диверсифицировать риск в смысле портфельной стратегии.

Схема оценки индекса  ВЕRI выглядит так. Сначала рассматривают 15 факторов, среди них:

- политическая стабильность (вес фактора — 3,0);

- отношение к иностранным инвестициям и трансферту прибыли (1,5);

- тяга к национализации (1,5);

- инфляция(1,5);

-  экономический  рост (2,5);

- издержки на заработную плату/производительность (2,0);

- состояние платежного баланса (1,5);

- конвертируемость валюты (2,5);

- бюрократические препоны (1,0);

- соблюдение деловых договоренностей и возможность их осуществления (1,5);

- качество услуг и надежность партнеров по договорам (0,5);

- качество местного менеджмента (1,0);

- транспортные коммуникации (1,0);

- доступность краткосрочных кредитов на локальных рынках (2,0);

- доступность долгосрочных займов / инвестиционного капитала (2,0).

Затем по каждому  из факторов производится оценка баллов (пунктов) – от 0 (неприемлемое состояние) до 4 (чрезвычайно благоприятное  состояние). В заключение путем перемножения баллов и весов с последующим  суммированием находится итог. Если он оказался выше 70 баллов, то страна признается стабильной, при 55—70 баллах — страна с умеренным риском и определенными затруднениями в повседневной деятельности, от 40 до 55 баллов — высокий риск и плохой деловой климат для иностранных предприятий, при оценке ниже 40 баллов страна признается непригодной для иностранных инвестиций.

Легко видеть, что  в индексе ВЕRI производится совокупная оценка как политических, так и экономических рисков, т. е. оценивается страновой риск в широком смысле слова.

Имеется множество  и других интегральных экспертных оценок странового риски. Среди них можно  отметить модели, используемые Bank of America, журналом Euromoney, International Country Rick Guideи др. Общим для этих методов является отбор ряда экономических и политических составляющих странового риска, их экспертной оценки и построения интегрального показателя.

Еще один подход к оценке совокупного риска страны состоит построении квадранта с двумя осями, по одной из которых в баллах откладывается степень риска, по другой, также в баллах — уровень шансов. Каждая страна получает двойную оценку внутри квадранта виде точки, которая может из года в год перемещаться с изменением оценок. Критическими являются области квадранта с различными сочетаниями двух указанных оценок, например «высокий риск и низкие шансы» или «высокий риск и высокие шансы» и т. д.

В последнее время  при оценке странового риска широко стали применять принцип селективного подхода. Он означает, что эксперты банков и фирм при оценке страновых рисков учитывают не только общий уровень риска, который отражается часто в суверенных рейтингах страны, определяемых известными мировыми агентствами (Standard&Poor’s, Fitch IBCA, Moody’s Investor Services и др.), но и дифференцированные уровни риска по видам заемщиков, операциям, объемам кредитования и т. д.

Одновременно  это означает и оценку микроэкономических страновых рисков. Использование принципа селективности требует построения множественной системы рейтинговых оценок риска.

На практике часто  используют метод «выравнивания» риска, состоящий в том, что при установлении нормативной величины рентабельности использования инвестиций в странах с повышенным риском производится добавление премии за риск в ставку дисконта, о чем будет сказано ниже при оценке международного инвестиционного проекта ТНК. Но этот метод выглядит как имеющий лишь расчетное значение для учета риска по проекту, и не может рассматриваться как надежный для долгосрочных инвестиций, так как большая вероятность наступления крайних последствий типа экспроприации нейтрализует всякие надбавки в виде премий. Кроме того, метод введения премии за риск проблематичен из-за предположения о постоянном риске в течение всего периода осуществления инвестиций. К тому же сама премиальная надбавка устанавливается интуитивно, а не исходя из расчета риска.

 

1.3 Регулирование прямых иностранных инвестиций.

 

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном  уровнях. Основной формой регулирования  ПИИ на международном уровне выступают  международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными.

Участниками МИС выступают  национальные правительства и иногда  межправительственные экономические  организации, например Всемирная торговая организация (ВТО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международная  организация труда (МОТ) и др.

Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (bilateral investment treaties, BITs). Первые BITs были заключены в 1950-х гг., но с  тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось.

Основными элементами BITs выступают:

- декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;

Информация о работе Страновые рыски ПИИ