Страновые рыски ПИИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение страновых рисков прямых иностранных инвестиций, а так же оценка страновых рисков.
В процессе работы выполняются следующие задачи:
- изучение причин появления страновых рисков;
- возможные пути защиты от страновых рисков.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………4
1 Страновые риски ПИИ…………………………………………………………6
1.1Сущность и виды страновых рисков……………………………….6
Оценка страновых рисков………………………………………...14
Регулирование прямых иностранных инвестиций……………...18
Оценка инвестиционных проектов………………………………………....27
2.1 Характеристика основных показателей инвестиционных проектов………………………………………………………………………27
2.2 Пример оценки инвестиционных проектов………………….......31
3 Рекомендации по привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………….……………………...36
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 74.07 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение……………………………………………………………………………4

1 Страновые риски ПИИ…………………………………………………………6

             1.1Сущность и виды страновых рисков……………………………….6

    1. Оценка страновых рисков………………………………………...14
    2. Регулирование прямых иностранных инвестиций……………...18
  1. Оценка инвестиционных проектов………………………………………....27

         2.1 Характеристика основных показателей инвестиционных        проектов………………………………………………………………………27

         2.2 Пример оценки инвестиционных проектов………………….......31

3 Рекомендации по привлечению  прямых иностранных инвестиций  в Россию…………………………………………………………………………...33

Заключение……………………………………………….……………………...36

Список использованной литературы…………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Использование иностранных  инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия  экономики страны в международном  разделении труда и переливом  капитала в отрасли, свободные для  предпринимательства.

Конечно, на сегодняшний  день инвестиционный климат в стране, как для отечественных, так и  для иностранных капиталовложений, нельзя назвать идеальным. Его улучшению  не способствовало, как предполагалось, повышение  уровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономической  деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За годы реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономику России.

Одна из важнейших проблем  реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных  инвестиций. Учитывая серьезное технологическое  отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим  иностранный капитал, который мог  бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике  начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых  технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных  иностранным капиталом.

Опыт многих стран “третьего  мира”, особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные  условия для работы иностранных  компаний внутри страны приводят к  необходимости внешних государственных  займов и возрастанию внешнего долга  страны. Причем, поскольку государственные  займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в т.ч. в области защиты внутреннего рынка.

Целью данной работы является рассмотрение страновых рисков прямых иностранных инвестиций, а так  же оценка страновых рисков.

В процессе работы выполняются  следующие задачи:

- изучение причин появления  страновых рисков;

- возможные пути защиты  от страновых рисков.

Тема страновых рисков является актуальной, так как высокие  риски влияют на привлечение зарубежного  капитала в Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Страновые риски  прямых иностранных инвестиций.

 

1.1Сущность и виды страновых рисков.

Понятие «страновой риск» до сих пор не имеет однозначной трактовки. В 1970-е гг. широко использовали понятие «суверенный риск» — риск кредитования правительства суверенной страны. В этот период многие коммерческие банки столкнулись с рисками финансирования частных заемщиков из развивающихся стран, не входивших в группу ОПЕК (страны — экспортеры нефти). В конце XX в. резко обострились долговые проблемы развивающихся государств, финансовые кризисы затронули интересы иностранных инвесторов, многие из них столкнулись с проблемой дискриминационного отношения со стороны национальных правительств. Это привело к введению понятия странового риска, которое стали употреблять часто на интуитивном уровне, без четкого определения.

Итак, под страновым риском понимается любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках.

Некоторое представления  о величине страновых рисков дает табл. 1, где приведены оценки рисков при осуществлении инвестиционных проектов в сталелитейной отрасли.

Таблица 1 - Индексы странового риска при ведении проектов (в %)

Страна

Индекс риск-фактора

Страна или регион

Индекс риск-фактора

Страна или  регион

Индекс риск-фактора

Канада

1

Европа

2

Юж. Африка

6

Австралия

1

Перу

3

Индонезия

9


 

(продолжение  таблицы 1)

 

Чили

1

Мексика

4

Россия

14

США

2

Бразилия

4,5

   

 

Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого. В первом случае речь идёт об убытках иностранного инвестора или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором — об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности фирмы.

На практике, однако, коммерческие и страновые  риски тесно взаимосвязаны и их не всегда можно однозначно разделить. Так, если коммерческая фирма в стране, принимающей инвестиции, не осуществила платеж иностранной фирме из-за каких-либо неблагоприятных событий в этой стране, то такой риск считается политическим. Если же неплатеж есть следствие ошибок в хозяйственной деятельности первой фирмы, то риск не считается страновым. Однако определить истинную причину неплатежа не всегда возможно.

Сложности возникают  и в случаях стихийных бедствий, которые влекут убытки у иностранных инвесторов. Обычно при повторяющихся стихийных бедствиях иностранные инвесторы включают возможные потери в оценку странового риска.

Страновые риски  в целом можно разделить на экономические и политические. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т.е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.

Дискриминация состоит  в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям. Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т. п. Хотя в этих случаях речь в основном идет об экономических мерах правительства, они причисляются к политическим рискам.

Под экспроприацией имеется в виду полное лишение  иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенсация убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51%)

Иногда страновой риск отождествляется только с политическим. В этом случае можно говорить страновых рисках в узком смысле слова.

Экономические страновые  риски влекут за собой риск убытка не только для нерезидентов, но и резидентов, особенно тех из них, которые ведут экспортно-импортные операции, поскольку эти риски вызваны неблагоприятными событиями на рынке. Это же относится к стихийным бедствиям.

Целесообразно риски осуществления  прямых инвестиций разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т. д. Эти классы рисков ТНК может более надежно идентифицировать и оценить, а также воздействовать на их уменьшение.

К макроэкономическим страновым рискам можно отнести:

- валютный риск;

- процентный риск;

- риск инфляции;

- риск неконвертируемости;

- риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений: трансфертный риск; мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.

Валютные риски  возникают из-за того, что при  существовании подвижных валютных курсов происходят изменения стоимости  обязательств и требований (включая объем капитала, инвестированного за границей) дочерней компании по отношению к материнской, а также ТНК в целом. Если в стране используют фиксированные валютные курсы, то правительство может периодически осуществлять их пересмотр либо в сторону повышения (ревальвация), либо в сторону понижения (девальвация). В этом случае говорят о рисках изменения паритетов (риск девальвации и ревальвации).

Как правило, нерезиденты  стремятся к нейтрализации валютного  риска, и лишь в спекулятивных случаях — к возможному использованию изменений валютного курса. Так как при долгосрочных прямых инвестициях хеджирование валютного риска с использованием срочных валютных сделок невозможно и обратный трансферт вложенных средств большей частью не предусматривается, оценка курсового риска ограничивается главным образом его возможными воздействиями на трансферт прибыли дочерними компаниями материнской.

Как правило, прямые инвестиции, предпринятые в определенной стране на перспективу, не терпят краха из-за риска изменения валютного курса. С другой стороны, инвестиция за рубежом может вообще быть вынужденной вследствие непрерывной ревальвации валюты экспортирующей страны (экспорт становится при этом невыгодным), а именно тогда, когда конкурентоспособность экспортирующего предприятия подвергается существенной угрозе на соответствующем рынке, и благодаря основанию производственной единицы за рубежом удается восстановить статус-кво.

Исходным моментом для оценки валютного риска являются определенные общеэкономические показатели страны предполагаемых инвестиций, например уровень инфляции в текущем году и его изменения, а также степень импортной зависимости страны размещения инвестиций и объем экспортной доли страны, к которой принадлежит данное предприятие. Последний индикатор важен потому, что, несмотря на перемещение производства потенциального инвестора в другую страну экспорт других предприятий может возрастать и далее, и это может привести к дальнейшему росту валютного курса по отношению к другим странам и вызовет, безусловно, снижение стоимости прибылей, переводимых филиальными отделениями, в страну материнской компании, выраженной в национальной валюте.

Отказ от признания  долга или отказ (полный или частичный) от его дальнейшего обслуживания как разновидности кредитного риска имеют для иностранных фирм и инвесторов наиболее тяжелые последствия. При этом отказ от признания долга осуществляется часто на государственном уровне, что влечет за собой и невыплаты по долгам фирмами и банками данной страны. Примером является отказ СССР от выплаты по царским долгам. Некоторые развивающиеся страны, получив крупные займы от международных финансовых организаций, прекратили обслуживание своих долгов.

Пересмотр условий  погашения долга, в том числе  сроков его погашения, т.е. мораторий, являются более мягкими формами  кредитного риска. При этом пересмотр  условий погашения долга может  включать также снижение ставки процента, непогашение части основного  долга. Случай моратория вкупе с  пересмотром условий погашения  долга имел место при отсрочке в 1998 г. Россией выплат долгов по ГКО, причем как резидентам, так и нерезидентам, с конвертацией ГКО в новые валютные бумаги.

Трансфертный  риск заключается в невозможности  или затрудненности перевода средств (прибыли, процентных платежей и т. д.) за рубеж частными фирмами и лицами. Он вызывается валютными ограничениями в стране, которые могут относиться либо ко всем валютным ценностям, либо к их части, например, только к средствам, полученным от финансовых операций.

Информация о работе Страновые рыски ПИИ