Проблема привлечения иностранной валюты в национальную экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: объяснить, что представляют собой инвестиции и какие выгоды они за собой влекут для нашей экономики. Для осуществления поставленных целей были использованы различные методы. Один из них, и, пожалуй, главный – это метод литературного обзора. Мною были изучены некоторые источники, такие как интернет, статьи и работы других авторов, нормативно-правовые документы, относящиеся к моей теме. Также был использован метод анализа и синтеза. Я разбила тему на мелкие составляющие для более подробного изучения, далее собрала всё это воедино и сделала вывод, который позволил ответить на главный вопрос моей курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ИНВЕСТИЦИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..5

1.1 Сущность и объекты иностранных инвестиций………………………5
1.2 Классификация иностранных инвестиций и их формы……………...6
Факторы и критерии, инвестиционной привлекательности Республики Беларусь ……………………...................................................9

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......................................................................................12

Кривая спроса на инвестиции………………………………………….12
Участие РБ в процессах международного инвестирования………...14
2.3Приоритетные сферы и направления иностранного инвестирования в РБ……………………………………………………………………………...18

ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..21

Инвестиционная политика и ее особенности в РБ………………......21
3.2 Проблемы привлечения иностранного капитала…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..28

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 575.13 Кб (Скачать документ)

Активы сектора  нефинансовых организаций и домашних хозяйств (другие секторы) составили 5 020,9 млн. долларов, или 28,9 % (на 1 января 2011 г. – 35,8 %). Активы данного сектора  за 2011 год увеличились на 834,3 млн. долларов, что объясняется значительным ростом дебиторской задолженности  по внешнеторговым операциям (с начала 2011 года – на 20,3 %), которая заняла наибольший удельный вес в общем  объеме иностранных активов нефинансовых организаций (82,7 %).

Иностранные активы банков составили 2 285,2 млн. долларов, или 13,2 % (на 1 января 2011 г. – 12,8 %) и были представлены главным образом средствами на счетах и депозитах в банках за рубежом. Активы данного сектора  по сравнению с 1 января 2011 г. выросли  на 790,7 млн. долларов, или на 52,9 %.

На 1 января 2012 г. иностранные активы сектора  органов государственного управления составили 0,3 млн. долларов (рис.2.6).

Рисунок 2.6 - Структура иностранных активов Республики Беларусь по секторам экономики на 1 января 2007–2012

Примечание – Источник: составлено по[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Приоритетные сферы и направления иностранного инвестирования в  Республике Беларусь

 

 

Сегодня во многих отраслях белорусской экономики имеются хорошие возможности для международных компаний, для инвестиций.

Подтверждением  этому может служить проведение 12-13 ноября 2009 г. Белорусского инвестиционно-экономического форума, ставшего главным экономическим событием года. В работе форума приняли участие более 700 человек, в том числе свыше 450 иностранных участников, представляющих более 60 стран мира (Россия, Германия, Великобритания, Франция, Индия, Польша, Чехия, Канада и др.). Форум проводился при поддержке Правительства Беларуси в целях презентации инвестиционного потенциала республики, укрепления положительного имиджа Беларуси как надежного делового партнера, налаживания прямых контактов белорусских организаций с иностранными инвесторами.

Мероприятие было направлено на привлечение внимания деловой зарубежной аудитории к  происходящим в Беларуси процессам  в области либерализации экономики  и формирования благоприятных условий  для ведения бизнеса и привлечения  инвестиций, содействие развитию инвестиционного  сотрудничества между зарубежными  партнерами и предприятиями из Беларуси, в том числе посредством рекламы  крупных белорусских бизнес-проектов.                

Программа форума включала дискуссию по таким темам, как вхождение Беларуси в тридцатку  государств по условиям ведения бизнеса, оценка мер по улучшению инвестиционного  климата в стране, перспективы  нашего сотрудничества со странами Европейского союза, задействование научно-технического потенциала для привлечения инвестиций.  По итогам форума:                                                                                                     

Бельгийская компания AOI подписала с правительством Беларуси инвестдоговор о создании логистического центра. По экспертным оценкам, стоимость инвестпроекта по созданию масштабного логистического центра в районе Национального аэропорта Минск составит около $300 млн. Логистический парк будет сформирован на основе универсальной инфраструктуры, которая позволит обрабатывать грузы, перевозимые железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. В ходе выполнения проекта планируется построить международный транспортно-логистический центр, который сможет обеспечить комплексное логистическое обслуживание процесса доставки, таможенного оформления и обработки воздушных, железнодорожных и автомобильных грузов с предоставлением сопутствующих услуг.            

Французская компания "Данон" рассматривает  возможность организации производства молочной продукции в Беларуси, т. к. здесь имеются хорошие условия  для такого производства: качественное сырье, дисциплинированные люди.                                                                                  

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. Кунявского и ПРООН предлагают создать в Белоруссии гарантийный  фонд поддержки малого бизнеса.                                  

Беларусь  намерена создать собственный торговый морской флот с помощью привлечения  инвесторов, что позволит увеличить  эффективность экспорта за счет снижения транспортной составляющей. В частности, предполагается приобретение двух морских  сухогрузных судов грузоподъемностью  до 35 тыс. т. Говоря о  прогнозных показателях  деятельности, ежегодно планируется  перевозить около 600 тыс. т. грузов, ежегодная  выручка составит около $24 млн. при  средней фрахтовой ставке $30 за 1 т. Валовая прибыль предполагается на уровне $5-7 млн. Срок окупаемости  проекта предположительно составит 9-10 лет.                                             

В Беларуси намерены создать транспортно-логистический  центр (ТЛЦ) в Орше (Витебская обл.) на базе РУП "Оршанский авиаремонтный  завод", что позволит привлечь часть  международных транспортных потоков  по направлениям Китай-Европа, Индия-Европа, которые в настоящее время  идут, в основном, через Москву. Привлечение  этих потоков планируется за счет более низких цен на услуги и близкого географического положения к  Европе. Реализация проекта позволит существенно увеличить транзитный поток через территорию Беларуси и извлечь дополнительные доходы, связанные с приемкой и обслуживанием  грузов и транспортных средств. Предполагается привлечение инвестиций в размере $11,62 млн., при этом Оршанский авиаремонтный  завод намерен инвестировать $5,91 млн. собственных средств.

Строительство нового дрожжевого производства планируется  на Слуцком сахаро-рафинадном заводе. Проект оценивается в 32 млн. евро. Форма  его реализации - создание СП со Слуцким  сахаро-рафинадным заводом. Внедрение  в республике нового технологического дрожжевого производства позволит получить высококонкурентную продукцию.

Инвестиции  в реализацию новой программы  развития ОАО "Нафтан" на 2010-2015 годы составят более $1,3 млрд. Российские компании "Лукойл" и "Роснефть" готовы участвовать в приватизации ОАО "Нафтан".                                                                                            Известная компания KNAUF заинтересована инвестировать в стройиндустрию Беларуси.       

Компания Siemens заинтересована в инвестировании в  энергетику Беларуси. Результаты исследований позволили определить эффект, который  может быть достигнут в Беларуси от внедрения энергоэффективных  и энергосберегающих технологий, применяемых сегодня в европейских  странах. Если эти технологии применить  в Беларуси в таких сферах, как  транспорт, строительство, передача энергии, то экономия потребления достигнет 43%. Если же взять самые передовые  технологии, то общая экономия достигнет 79% [9].

В Беларуси определен перечень нормативно-правовых актов, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. В ближайших планах Правительства Беларуси также расширить национальную электронную систему таможенного декларирования, либерализировать сферу международной торговли, прорабатываются меры по дополнительному упрощению процедур в строительстве, сокращение сроков из осуществления. 

Большое значение будет уделяться инфраструктурным проектам, в частности строительству  делового центра "Минск-Сити" стоимостью $5 млрд. и другим. С Всемирным банком и французскими компаниями прорабатывается  вопрос финансирования реконструкции  автомобильных дорог.

Выполнение  данных проектов поможет сформировать модернизированную экономику, а  также восстановить устойчивый темп экономического роста и  соответственно повысить уровень жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и способы привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь

 

3.1. Инвестиционная политика и ее особенности в РБ

 

 

Пока, по мнению Президента, инвестиционная политика — наиболее слабое звено в нашей экономической стратегии и тактике, уровень инвестиций еще остается низким. Неблагоприятная обстановка в инвестиционной сфере во многом, как отметил Александр Лукашенко, объясняется низким уровнем организационно–экономической работы органов государственного управления и квалификации кадров, а зачастую прямой безответственностью и ведомственной ограниченностью подходов к разработке инвестиционных проектов. Нехватка собственных средств предприятий на инвестиции во многом вызвана недостатками в системе реализации продукции.

Вместе с тем нынешняя ситуация радикально улучшилась по сравнению  с 1991–1994 годами, когда были созданы  предпосылки для деградации всего  производственно–экономического потенциала республики. Беларусь одна из первых в  СНГ смогла преодолеть тенденции  экономического спада. Однако следует  от количественных показателей переходить к показателям эффективности — такую задачу ставит Глава государства.

Требуется совершенно иной подход в  реализации инвестиционной политики — первостепенное внимание нужно уделить науке, обеспечивающей ускоренное обновление наиболее перспективных отраслей народного хозяйства.

Президент в очередной раз подчеркнул, что нужно переходить от практики ”латания дыр“, закапывания средств  в фундаменты новых помещений  к концентрации их на окупаемых и  наиболее значимых объектах, на обновлении основных фондов, следует снижать  стоимость и сокращать сроки  строительства.

По мнению Александра Лукашенко, начинать совершенствование инвестиционной деятельности необходимо с наведения  элементарного порядка — в разработке инвестиционных проектов и бизнес–планов, в использовании инвестиционных ресурсов.

Проводя импортную политику, стратегическая линия должна быть направлена на поддержку  отечественного производителя.

Положительно оценивая тот фактор, что в нашей стране сформированы основные принципы инвестиционной политики, создана нормативно–правовая база, вместе с тем Александр Лукашенко  потребовал обеспечить стабильность и  устойчивость законодательства в этой сфере.

Беларусь проводит многовекторную инвестиционную политику, привлекаются кредиты международных финансовых организаций, создаются совместные предприятия с зарубежными партнёрами, формируются промышленно–финансовые объединения. Однако инвестиции — не самоцель, отметил Александр Лукашенко. Он согласился с позицией большинства выступавших на семинаре, что главная цель привлечения инвестиций состоит не только в замещении дефицита национального капитала, но и в создании условий для его более динамичного роста [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Проблемы привлечения иностранного капитала

 

 

Наряду с недооценкой  инвесторами потенциала инвестирования в экономику нашей республики значительную роль в том, что объем  прямых инвестиций остается на относительно низком уровне, сыграли недостаточные  подвижки в формировании инвестиционного  климата, в создании благоприятной  для прямых иностранных инвестиций деловой среды.

Недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций связан со следующими проблемами:

  1. Провалы законодательства

Любая инвестиция – это чья-либо собственность, нуждающаяся  в законодательной защите государства. Нестабильность законодательства, наличие  большого количества нормативных актов  по одному и тому же вопросу настораживают  иностранных инвесторов.

В нашей стране с 2001 года действует  Инвестиционный кодекс (ИК). Как отдельно взятый документ, он заслуживает высокой  оценки, но деятельность иностранных  инвесторов регулируется не только ИК. На инвесторов, кроме некоторых моментов, распространяется режим, общий для  всех инвесторов страны, и поэтому  решающее значение имеет общее состояние  законодательства.

Поэтому существует необходимость  в разработке нормативно-правовых актов, которые бы могли работать долгое время без постоянного внесения всяческих изменений и дополнений; а также выявление в действующем  законодательстве взаимоисключающих  или дублирующих друг друга положений.

2. Жесткая система налогообложения

Нельзя уклониться и от налогового вопроса, ведь налоговый климат является одним из определяющих факторов привлекательности  страны. Налоговый климат непосредственно  влияет на рентабельность инвестиционного  проекта, срок его окупаемости. Чем  жестче налоговая система, тем хуже эти показатели, а вместе с тем, и низкая степень заинтересованности инвестора. Абсолютная величина налогов, сложность и запутанность налоговой  системы, таможенных процедур – проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвесторам в нашей стране.

Требуется упрощение системы налогообложения, процедуры таможенного оформления товаров; приведение правил ведения  финансовой отчетности к международным  стандартам.

3. Пассивность приватизационных процессов

Медленное проведение программы приватизации порождает недостаточность объектов для инвестиций. В сфере приватизации остается острым вопрос о частных  правах на собственность.

  1. Недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, осложняющий адаптацию зарубежных проектов к новой среде
  2. Наличие избыточных ограничений в системе ценообразования

 6. Непрестижность страны на международной арене 

Недостаточная включенность Республики Беларусь в международные структуры, такие как ВТО, ЕС, негативный имидж за рубежом снижают возможность привлечения иностранного капитала.

Информация о работе Проблема привлечения иностранной валюты в национальную экономику Республики Беларусь