Проблема привлечения иностранной валюты в национальную экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: объяснить, что представляют собой инвестиции и какие выгоды они за собой влекут для нашей экономики. Для осуществления поставленных целей были использованы различные методы. Один из них, и, пожалуй, главный – это метод литературного обзора. Мною были изучены некоторые источники, такие как интернет, статьи и работы других авторов, нормативно-правовые документы, относящиеся к моей теме. Также был использован метод анализа и синтеза. Я разбила тему на мелкие составляющие для более подробного изучения, далее собрала всё это воедино и сделала вывод, который позволил ответить на главный вопрос моей курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1 ИНВЕСТИЦИ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..5

1.1 Сущность и объекты иностранных инвестиций………………………5
1.2 Классификация иностранных инвестиций и их формы……………...6
Факторы и критерии, инвестиционной привлекательности Республики Беларусь ……………………...................................................9

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......................................................................................12

Кривая спроса на инвестиции………………………………………….12
Участие РБ в процессах международного инвестирования………...14
2.3Приоритетные сферы и направления иностранного инвестирования в РБ……………………………………………………………………………...18

ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..21

Инвестиционная политика и ее особенности в РБ………………......21
3.2 Проблемы привлечения иностранного капитала…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..28

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 575.13 Кб (Скачать документ)

Приводимый в законодательных  актах перечень форм иностранных  инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие  «инвестиции» охватывает все виды имущественных  ценностей, которые иностранный  инвестор вкладывает на территории принимающей  страны. В этот перечень входят: движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные  права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации  или любые другие формы участия  в товариществах, предприятиях, в  тои числе и совместных; право  требования по денежным средствам, которые  вкладываются для создания экономических  ценностей, или услугам, имеющим  экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права  на интеллектуальную собственность; права  на осуществление хозяйственной  деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая права  на разведку и эксплуатацию природных  ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Факторы и критерии, инвестиционной привлекательности Республики Беларусь     

 

 

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным  инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая  свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и  огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствует так же положительная  динамика переговорного процесса по присоединению страны к всемирной  торговой организации, улучшение отношений  с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

      Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ,        принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ,   регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

 В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси.

С целью увеличения объемов  привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП  «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций [22].

 Но, прежде всего, принимая решение о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает прежде всего риски данной страны, которые определяются при помощи критериев индекса BERI. (см. Талицу 3.1). Они определяются трижды в год по более чем пятидесяти странам на основании 15 оценочных критериев.

 

Таблица 3.1 – Критерии индекса BERI

Критерии индекса  BERI

Удельный вес, %

1.

Политическая стабильность

12

2.

Отношения к иностранным  инвестициям и прибыли

6

3.

Национализация

6

4.

Девальвация

6

5.

Платежный баланс

6

6.

Бюрократические вопросы

4

7.

Темпы экономического роста

10

8.

Конвертируемость валюты

10

9.

Возможность реализации договора

6

10.

Расходы на заработную плату  и производительность труда

8

11.

Возможность использования  экспертов и услуг

2

12.

Организация связи и транспорта

4

13.

Местное управление и партнеры

4

14.

Краткосрочный кредит

8

15.

Долгосрочный кредит и  собственный капитал

8

Итого

100

Высокое количество баллов свидетельствует о стабильности страны, напротив, низкие показатели – о неблагоприятном инвестиционном климате. Следовательно, стремясь получать максимальную выгоду от привлечения капитала из-за рубежа, государство должно проводить инвестиционную политику, направленную на улучшение показателей по всем или хотя бы по большинству вышеуказанных критериев [11, С.21-25].

Важное значение имеет  международное инвестиционное сотрудничество, которое предполагает: заключение двухсторонних  соглашений о поощрении и защите инвестиций, избегании двойного налогообложения; создание в мире благоприятного имиджа страны-реципиента. Перспективной формой расширения международного сотрудничества является заключение соглашений между  фирмами, позволяющих объединить ограниченные ресурсы для совместных производственных, исследовательских и других целей [16, С.38].

Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие  льготы и преференции:

· освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;

· освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

· безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

· свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

· свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

· сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений [22].






 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ инвестиционной  деятельности в Республике Беларусь

 

 

2.1. Кривая спроса на  инвестиции

 

 

Инвестиции являются вторым компонентом  совокупных расходов - это расходы  на строительство заводов, оборудование с длительным сроком службы и т.д.

Уровень чистых расходов на инвестиции определяется двумя основными факторами:

а) ожидаемой нормой чистой прибыли;

б) реальной ставкой процента (это  цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый  для приобретения реального капитала). Если ожидаемая норма чистой прибыли  превышает ставку процента, инвестирование будет прибыльным - это определяют по реальной, а не по номинальной  ставке процента (например: если ставка процента - 10%, то инвестиции будут осуществляться, если ожидаемая норма прибыли - 12% или 11%, или 10.1%). Если мы сведем вместе инвестиционные объекты и расположим их по нисходящей в соответствии с ожидаемой прибылью от них, а также учтем то, что  инвестиции будут выгодными до точки, при которой реальная ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли, мы получим кривую спроса на инвестиции (рисунок 2.1), которая отражает обратную зависимость между ставкой процента и уровнем совокупных инвестиции.

Рисунок 2.1 - Кривая спроса на инвестиции

Примечание – Источник: составлено по[24]

 

На величину спроса на инвестиции влияют, кроме ставки процента, и  другие факторы. Изменение этих факторов, вызывающее прирост ожидаемой нормы  чистой прибыли сместит кривую инвестиций вправо, а уменьшение—влево. К таким  факторам относятся:

1. Издержки, на приобретение, эксплуатацию  и обслуживание оборудования (если  расходы растут - ожидаемая прибыль  падает и наоборот).

2. Налоги на предпринимателей.

3. Технологические изменения (являются основным стимулом для инвестирования, так как снижение издержек производства увеличивает ожидаемую прибыль).

4. Излишние производственные мощности.

5. Ожидания производителей.

Зависят ли инвестиции от дохода? Нет, ведь из нашего графика следует, что  инвестиции будут определяться ожидаемой  нормой чистой прибыли. Поэтому инвестирование автономно (независимо от уровня текущего года после уплаты налога) (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Взаимосвязь инвестиций и текущего уровня доходов

Примечание – Источник: составлено по[24]

 

Величина инвестиций может изменяться с изменением ЧНП так как:

1. Крупные инвестиции финансируются  из прибыли, поэтому, когда  прибыль (ЧНП) растет, растут и  инвестиции.

2. При низком уровне ЧНП в  предпринимательском секторе будут  больше неиспользуемые мощности, а это уменьшит стимулы к  инвестированию.

Расходы на инвестиции подвержены большим  изменениям, что объясняется следующим:

1. Неопределенности срока службы  инвестиционных товаров.

2. Нерегулярность инноваций (новые  технологии появляются нерегулярно).

3. Изменчивость прибылей (инвестиции осуществляются только при благоприятном прогнозе в отношении ожидаемой нормы чистой прибыли, однако прибыль сама по себе изменчива, что придает неустойчивый характер инвестициям).

4. Изменчивость ожиданий (они могут  изменяться в зависимости от  изменения политической обстановки, развития НТП и т.д.) [24].

 

 

 

 

 

 

2.2. Участие РБ в процессах  международного инвестирования

 

 

Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 января 2012 г. сложилась отрицательной в размере 28723,6 млн. долларов (52,6 % годового ВВП). Это означает, что в таком объеме обязательства перед внешним миром превысили имеющиеся у страны внешние активы.

За 2011 год отрицательная  величина международной инвестиционной позиции увеличилась на 2 879,7 млн. долларов (на 11,1 %). Обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром выросли на 8 551,8 млн. долларов (на 22,8 %) и составили 46 077,5 млн. долларов. Внешние активы увеличились на 5 672,1 млн. долларов (на 48,6 %) и сложились в размере 17 353,9 млн. долларов (рис.2.3).

Рисунок 2.3 – международной инвестиционной позиции Республики Беларусь

на 1 января 2007–2012 годов

Примечание – Источник: составлено по [23]

 

Международная инвестиционная позиция характеризует  соотношение накопленных запасов  внешних финансовых активов и  обязательств страны за отчетный период и, кроме запасов, отражает: операционные изменения – в результате операций с различными финансовыми инструментами; стоимостные – вызванные курсовыми  и ценовыми колебаниями; прочие –  произошедшие в результате пересмотра классификации, списания безнадежных  долгов, различного охвата респондентов и т.д.

Прямые инвестиции. Сальдо по операциям с прямыми инвестициями сложилось положительным в размере 3 928,4 млн. долларов (7,2 % ВВП), в то время как за 2010 год чистое поступление прямых инвестиций в страну составило 1 352,4 млн. долларов (2,5 % ВВП) (рис.2.4).

Рисунок 2.4 - Изменение потоков прямых инвестиций за 2007–2011 годы

Примечание – Источник: составлено по [23]

 

Портфельные инвестиции. Сальдо по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 854,1 млн. долларов, что на 28 % ниже уровня 2010 года.

Активы резидентов Республики Беларусь, размещенные главным  образом в долговых ценных бумагах иностранных эмитентов, увеличились на 10,8 млн. долларов (за 2010 год – на 59,4 млн. долларов).

Рост обязательств перед нерезидентами по ценным бумагам  белорусских эмитентов составил 864,9 млн. долларов. В том числе Министерством финансов Республики Беларусь в январе 2011 года на международном финансовом рынке размещены государственные долгосрочные облигации Республики Беларусь на сумму 800 млн. долларов. Банки по операциям с ценными бумагами (главным образом долговые ценные бумаги) увеличили свои обязательства на 63,3 млн. долларов, другие секторы (включая ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале) – на 1,6 млн. долларов.

Другие инвестиции. По операциям, проведенным с коммерческими и другими кредитами, займами, счетами и депозитами, прочими иностранными активами (кроме резервных) и обязательствами, зафиксирован чистый приток капитала в экономику страны в размере 2 634,8 млн. долларов, что на 37,7 % меньше, чем за 2010 год ( рис.2.5).

Иностранные активы резидентов Республики Беларусь по другим инвестициям увеличились на 2 722,7 млн. долларов (за 2010 год – на 1 178,4 млн. долларов), что обусловлено главным образом увеличением активов банковской системы Республики Беларусь, размещенных в иностранных банках, а также ростом дебиторской задолженности по коммерческим кредитам перед резидентами Республики Беларусь.

Рисунок 2.5 – Изменение внешних активов резидентов Республики Беларусь по разделу «Другие инвестиции» за 2007–2011 годы

Примечание – Источник: составлено по[23]

 

Иностранные активы. Общий объем иностранных активов Республики Беларусь на 1 января 2012 г. составил 17 353,9 млн. долларов (31,8 % годового ВВП) и увеличился за 2011 год на 5 672,1 млн. долларов, или на 48,6 %.

В общем объеме иностранных активов наибольший удельный вес занимали внешние активы сектора органов денежно-кредитного регулирования. Активы данного сектора  в размере 10 047,5 млн. долларов, представленные главным образом резервными активами и средствами на счетах в иностранных  банках, занимали в общем объеме иностранных активов страны 57,9 % (на 1 января 2011 г. – 51,3 %). С начала 2011 года иностранные активы сектора  денежно-кредитного регулирования  увеличились на 4 050,5 млн. долларов, или  на 67,5 %, что связано со значительным ростом резервных активов страны (увеличились с начала года на 57,4 %) .

Информация о работе Проблема привлечения иностранной валюты в национальную экономику Республики Беларусь