Планирование экономической и социального развития Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение стратегия социально -экономического развития Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
обозначить понятие социальное и экономическое развитие региона
ознакомится с процессом создания стратегии экономического и социального развития региона
на примере Свердловская области рассмотреть стратегию экономического и социального развития региона

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Теоретические основы социально -экономического развития региона........3
1.1 Понятие и сущность стратегии экономического и социального развития региона......................................................................................................................3
1.2. Критерии социально-экономического развития региона.............................4
1.3 Особенности региональных инвестиционных процессов.............................5
2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года...................................................................................................................8
2.1 Краткая характеристика Свердловской области...........................................8
2.2 Основные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области.............................................................................................9
2.3 Приоритетные направления развития Свердловской области....................12
Заключение.............................................................................................................18
Приложение
Список источников

Работа состоит из  1 файл

Курсова РЭ.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

Инвестиционный  фонд Свердловской области, задачами которого являются бюджетная поддержка инвестиционной деятельности, финансирование создания инфраструктуры под приоритетные региональные проекты и предоставление государственных  гарантий инвесторам.

Корпорация  развития, которая будет производить  инициацию и софинансирование инвестиционных проектов, подготовку площадок для  инвесторов, а также поддержку  венчурных проектов.

     Второе  важное направление повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области  – развитие транспортно-логистического комплекса Свердловской области. Также  планируется модернизация энергетического  комплекса региона, усовершенствование банковской системы и дальнейшее развитие инфраструктуры делового сотрудничества.

2.2 Основные цели  и задачи социально-экономического  развития Свердловской  области

     Миссия  Свердловской области видится в  сохранении роли региона в качестве "локомотива" развития России, преобразовании в социально ориентированный  регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.

     Главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении  современных стандартов материального  и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте  экономики, эффективном государственном  управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных  возможностей и традиционных ценностях.

     Образ Свердловской области в 2020 году:

  • регион - "локомотив" развития России;
  • сформированный устойчивый средний класс;
  • пространство новой экономики;
  • один из важнейших инфраструктурных центров Евразии;
  • эффективное местное самоуправление.

     Сценарии  долгосрочного социально-экономического развития.

     Применительно к долгосрочному развитию Свердловской области на период до 2020 года выделены три целевых сценария:

    1. Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).

     Данный  сценарий развития, в основном, соответствует  Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. Следуя ему, к 2020 году Свердловская область выйдет на уровень развития европейских стран 2007 года.

     В логике этого сценария достаточно поддерживать сложившуюся динамику основных показателей  социально-экономического развития. Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые  будут преимущественно направляться на модернизацию и технологическое  обновление традиционного сектора  экономики. Однако это приведет к  консервации структуры экономики  и сохранению доли высокотехнологичного сектора на уровне 19 процентов.

     Такая экономика, при условии сохранения федеральной бюджетной и налоговой  политики, не позволит Свердловской области  сформировать бюджет, обеспечивающий создание социальной инфраструктуры, соответствующей требованиям завтрашнего  дня. Средняя заработная плата к 2020 году не превысит 42,3 тыс. рублей.

     При таких условиях доля среднего класса в численности населения области  составит не более 50 - 55 процентов.

    1. Инновационный сценарий (инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).

     Данный  сценарий предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей  стран "Большой семерки" уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной  способности).

     Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они  должны быть направлены в высокотехнологичный  и инфраструктурный сектора экономики  региона. В этих условиях изменится  структура экономики региона - к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора - 22 процента, долю инфраструктурного  сектора - 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40 - 50 процентов, доля инновационной  продукции в общем объеме выпуска - до 25 - 35 процентов.

     Это позволит сформировать бюджет, грамотно используя который могут быть решены следующие задачи создания социальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующей  минимальным стандартам:

     1) достижение нормативных показателей  обеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры, спортивными сооружениями;

     2) строительство необходимого количества  детских садов для обеспечения  местами всех детей дошкольного  возраста;

     3) обеспечение односменного обучения  в пределах транспортной доступности  всех детей в общеобразовательных  школах, оснащенных современной  техникой и учебными пособиями;

     4) газификация всех населенных  пунктов Свердловской области.

     Средняя заработная плата увеличится до 54,2 тыс. рублей и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойное  существование работнику и его  семье. При этих условиях в 2020 году 65 - 70 процентов населения Свердловской области можно будет отнести  к среднему классу.

    1. Оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).

     Данный  сценарий развития региона предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран "Большой семерки" также  по минимальному варианту, но по обменному  курсу валют. Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить  приток инвестиций в экономику региона  и, прежде всего, в высокотехнологичный  сектор, доля которого к 2020 году может  составить 24 процента.

     Такой вариант развития обеспечит формирование регионального бюджета, позволяющего выйти на мировые показатели обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой.

2.3 Приоритетные направления развития Cвердловской области

     Важнейшими  направлениями развития региона  на сегодняшний момент являются:

    1. Преодоление сложившихся негативных демографических тенденций.
    2. Повышение размера реальной заработной платы во всех видах деятельности экономики, в организациях всех форм собственности, особенно в социальных отраслях, превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье, рост инвестиционного потенциала населения.
    3. Обеспечение доступности жилья для граждан с различными доходами, соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения. Содействие созданию и развитию различных институтов жилищного кредитования населения: системы ипотечного жилищного кредитования граждан коммерческими банками, в том числе кредитования граждан, участвующих в долевом строительстве; жилищно-накопительных кооперативов; корпоративных фондов жилищного строительства, привлекающих средства бюджетов и предприятий на строительство жилья для населения в рассрочку.
    4. Создание комфортной среды проживания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства.
    5. Повышение качества и доступности медицинской помощи на основе глубокой структурной и технологической модернизации, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, рост средней продолжительности жизни населения и снижение смертности. Создание условий для своевременной профилактики заболеваний, возможности и стремления поддержания здоровья людей путем занятия физической культурой и спортом.
    6. Ориентация образования на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, создание условий для самореализации личности.
    7. Создание высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы услуг.
    8. Создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации всех членов общества, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий. Обеспечение единого культурного пространства, доступности услуг учреждений культуры для социально уязвимых групп населения, поддержка многообразия культурной жизни и культурных инноваций.
    9. Улучшение качества окружающей среды.
    10. Снижение уровня преступности.
    11. Устойчивое развитие сельских территорий, сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории области с помощью мер социальной и региональной политики.
    12. Завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом:
  • опережающее развитие минерально-сырьевой базы;
  • в металлургическом производстве - освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного и мирового машиностроения, встраивание в международные технологические цепочки;
  • в лесном комплексе - увеличение глубины переработки древесины, внедрение безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки;
  • в строительной индустрии (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) - обеспечение выпуска современных качественных и конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Свердловской области, но и соседних регионов;
  • в химическом комплексе - ввод в действие современного производства по глубокой переработке газа, являющегося одним из инновационных направлений в переработке и использовании первичной сырьевой составляющей (природного газа), что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов и обеспечить диверсификацию российского сырьевого экспорта; на базе развития фундаментальных и прикладных научных исследований по созданию высокотехнологичной медицинской продукции освоение производства новых видов лекарственных средств, создание сети отечественных фармацевтических предприятий с полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций, заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств.
  1. Развитие потребительского сектора экономики с целью максимально полного удовлетворения растущих потребностей населения в товарах и услугах, соответствующих мировым стандартам качества:
  • в сельскохозяйственном производстве - обеспечение выпуска экологически чистой, полезной для здоровья продукции с учетом природно-климатических условий и территориальных особенностей проживания;
  • в производстве пищевых продуктов - рост объема производства продуктов питания, сбалансированных по составу и содержанию белков, жиров и углеводов, обогащенных витаминами, минеральными веществами, микроэлементами.
  1. Многократный рост производительности труда.
  1. Экологизация промышленного производства, внедрение экологически чистых (безотходных) технологий, применение современных высокоэффективных систем очистки воды и воздуха, утилизации отходов производства.
  2. Реализация эффекта межотраслевого взаимодействия, выстраивание стабильных диверсифицированных связей, обеспечивающих устойчивость региональной экономики.
  3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
  4. Формирование сектора "новой экономики" в машиностроительном комплексе и обеспечение его приоритетного развития.
  5. Создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам.
  6. Выход на среднемировой уровень по производительности труда.
  7. Глубокая переработка ресурсов Свердловской области, энергосберегающие технологии, информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, применение новых материалов и химических технологий.
  8. Рациональное природопользование.
  9. Интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.
  10. Расширение базы экономического роста путем стимулирования малого и среднего бизнеса, создание комфортных условий для реализации предпринимательских инициатив, участие значительной части населения в предпринимательской деятельности.
  11. Развитие Свердловской области в качестве транспортно-логистического центра, связывающего и распределяющего грузопассажирские, информационные и финансовые потоки, территории взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культуры и образования, участие в формировании интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития.
  12. Формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала территории области.
  13. Укрепление и дальнейшее развитие устойчивой и конкурентоспособной банковской инфраструктуры на основе различных групп кредитных организаций (самостоятельные банки области, филиалы и представительства банков других регионов) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах, обеспечивающих развитие инновационной социально ориентированной региональной экономики.
  14. Достижение уровня развития сферы услуг гостеприимства, необходимого для выполнения функций делового туризма и отдыха, повышение обеспеченности гостиничными услугами на территории области за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям.
  15. Реализация проектов комплексного развития сферы потребительского рынка с ориентацией на общемировые тенденции формирования инфраструктуры торгового обслуживания населения и инновационные технологии.
  16. Формирование гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности как основы поступательного развития общества.
  17. Консолидация усилий властных и общественных структур в целях повышения эффективности управления социальными процессами.
  18. Развитие потенциала молодых граждан, создание условий для социализации и участия молодежи в социально-экономическом развитии Свердловской области, обеспечение максимального использования потенциала социально активных, талантливых молодых граждан.

При разработке стратегии учитывалась такая  важная цель, как развитие производительных сил. Поэтому за основу стратегии  была взята "Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года как  ключевой фактор обеспечения долговременного  экономического роста". Также с  учетом современных тенденций мировой  экономики основу стратегии составили  такие важные аспекты, как развитие малого предпринимательства и потребительского рынка, а также рост научного и  инновационного потенциала в регионе.

Стратегия включает в себя блок концептуальных документов, касающихся проблем поддержки  малого предпринимательства, продовольственной  и экологической безопасности, развитие горнорудной промышленности и др.

Стратегия разрабатывалась при активном участии  предпринимательских сообществ  с учетом интересов хозяйствующих  субъектов.

В качестве главной долгосрочной цели стратегией определено создание многоотраслевой  социально ориентированной экономики, базирующейся на новом научно-техническом  укладе и информационно-индустриальных технологиях.

Для реализации стратегии правительство области  ежегодно рассматривает и утверждает перечень объектов технического и технологического перевооружения, реконструкции, строек в отраслях материального производства. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Стратегия экономического и социального развития региона должна быть ориентирована на долгосрочные цели и реализовываться в процессе текущей хозяйственной деятельности. Формирование стратегии региона представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий развития региона, конъюнктуры рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Свердловская область входит в число самых развитых российских регионов и является одной из наиболее благоприятных в Российской Федерации территорий для инвестирования.

     Свердловская  область, несмотря на трудности, связанные  с общей макроэкономической ситуацией, представляет собой динамично развивающийся  регион, а свердловские предприятия  продолжают реализовывать проекты  модернизации и развития.

     За  период реализации Программы будут  заложены основы для дальнейшей реализации стратегических направлений развития экономики и социальной сферы  Свердловской области.

Информация о работе Планирование экономической и социального развития Свердловской области