Планирование экономической и социального развития Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение стратегия социально -экономического развития Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
обозначить понятие социальное и экономическое развитие региона
ознакомится с процессом создания стратегии экономического и социального развития региона
на примере Свердловская области рассмотреть стратегию экономического и социального развития региона

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Теоретические основы социально -экономического развития региона........3
1.1 Понятие и сущность стратегии экономического и социального развития региона......................................................................................................................3
1.2. Критерии социально-экономического развития региона.............................4
1.3 Особенности региональных инвестиционных процессов.............................5
2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года...................................................................................................................8
2.1 Краткая характеристика Свердловской области...........................................8
2.2 Основные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области.............................................................................................9
2.3 Приоритетные направления развития Свердловской области....................12
Заключение.............................................................................................................18
Приложение
Список источников

Работа состоит из  1 файл

Курсова РЭ.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение...................................................................................................................2

1. Теоретические основы  социально -экономического развития региона........3

1.1 Понятие  и сущность  стратегии экономического  и социального развития региона......................................................................................................................3

1.2. Критерии  социально-экономического развития  региона.............................4

1.3 Особенности региональных инвестиционных процессов.............................5

2. Стратегия  социально-экономического развития  Свердловской области до 2020 года...................................................................................................................8

2.1 Краткая характеристика Свердловской области...........................................8

2.2 Основные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области.............................................................................................9

2.3 Приоритетные  направления развития Свердловской  области....................12

Заключение.............................................................................................................18

Приложение

Список  источников 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Для всех регионов на данный момент является актуальным вопрос планирование экономической и социального развития.  Объектом исследования данной курсовой работы выступает Свердловская область, ее уровень ее социального и экономического развития. Предметом – стратегия экономического и социального развития региона, ее цели, задачи и приоритетные направления развития.

     Целью настоящей работы является рассмотрение стратегия социально -экономического развития Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.

    Для раскрытия  этой темы нужно рассмотреть следующие  разделы:

  • обозначить понятие социальное и экономическое развитие региона
  • ознакомится с процессом создания стратегии экономического и социального развития региона
  • на примере Свердловская области рассмотреть стратегию экономического и социального развития региона
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Теоретические основы  социально -экономического развития региона.

1.1.  Понятие и сущность  стратегии экономического  и социального  развития региона.

     Стратегии экономического и социального развития региона многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.

     Основной  целью социально-экономического развития региона является повышение качества жизни и благосостояния населения  на основе устойчивого роста экономики .

     Социально-экономическое  развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан;
  • обеспечение социальной стабильности в обществе;
  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • развитие институтов гражданского общества
  • увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения.

     В настоящее время основной целью экономического развития регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • создание условий, способствующих росту экономической активности людей, активное привлечение инвестиции, создание условий для развития малого бизнеса;
  • увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

1.2. Критерии социально-экономического развития региона.

     Основными критериями социально-экономического развития региона являются: 

  • Валовой региональный продукт - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов. Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).
  • Производительность труда в экономике - мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время.
  • Объем отгруженной продукции в промышленности - стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде потребителям
  • Доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, работ, услуг
  • Валовая продукция сельского хозяйства
  • Численность постоянного населения
  • Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Особенности региональных инвестиционных процессов 

     Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные  права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской  или иной деятельности в целях  получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

     Виды  инвестиций:

     1) государственные (обеспечивают условие  эффективного функционирования  экономики страны) и частные (с  помощью них получают дополнительную  прибыль на вложенные средства),

     2) реальные (прямые вложения  в   прирост реального  капитала  в  какой-либо отрасли экономики)  и финансовые (вложения капитала  в ценные бумаги),

     3) внутренние (осуществляются за счет  средств резидентов) и иностранные  (осуществляются за счет средств  нерезидентов).

     Наиболее  привлекательные регионы для  отечественных инвесторов:

     Первая  группа регионов характеризуется наиболее социальной и устойчивой реакцией на рыночные преобразования. В эту группу входят регионы, в которых реформы  осуществляются самыми быстрыми темпами. Этому способствуют относительно благоприятные  стартовые условия вхождения  в рынок, выгодное геополитическое  положение, диверсифицированная структура  производства, преимущественная федеральная  поддержка по политическим мотивам. Эта группа включает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самарскую область  и др.

     Для второй группы регионов характерна достаточно сильная, но не устойчивая реакция на рыночные преобразования, подверженная колебаниям вследствие преимущественно внешних причин. В эту группу регионов входят те, которые имеют ярко выраженную сырьевую специализацию и тем самым обладают широкими, но регулируемыми рыночной конъюнктурой экспортными возможностями. К таким регионам относятся Тюменская, Иркутская области, Красноярский край. Оренбургская область. Республика Башкортостан, Республика Коми, Мурманская, Архангельская области.

     Третью  группу образуют регионы со средней  или подавленной реакцией на рыночные реформы. Для этих регионов характерны моноструктура производства и высокая  доля промышленности, специализирующейся на выпуске оборонной продукции  или тяготеющей к обеспечению  общероссийских потребностей в продукции  тяжелой индустрии. К их числу  относятся Курганская, Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия, Тульская, Липецкая, Ярославская, Московская области, Ленинградская, Волгоградская, Ульяновская, Пензенская области.

     Четвертая группа регионов характеризуется наиболее слабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования. В  экономике этих регионов присуща  моноструктура, преобладание аграрного  сектора или отраслей легкой промышленности, которые при рыночном реформировании испытывают наибольшие сложности. Для  ряда регионов этой группы актуальны  экологические проблемы, прежде всего  обусловленные последствиями Чернобыльской  катастрофы или высокой вероятностью стихийных бедствий. В настоящее  время к полностью депрессивным с точки зрения качества инвестиционного  климата относятся Ивановская, Брянская, Калужская области, большинство  регионов Центрального Черноземного района. Республика Калмыкия, Северо-Кавказский район (за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области), Магаданская, Сахалинская  области.

     В зависимости от факторов определяющих привлекательность для иностранных  инвесторов, регионы страны можно  разбить на три группы:

     с относительно благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых  экономических структур: Москва и  Санкт-Петербург, области Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Красноярский край. На них приходится около 80% всех иностранных инвестиций.

     регионы промежуточного типа, с менее благоприятным  инвестиционным климатом, невысокой  деловой активностью, средними темпами  экономических преобразований. В  эту группу входит почти половина регионов России, в том числе: области  Белгородская, Оренбургская. Новосибирская, Камчатская, вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская; Приморский и Краснодарский  края, Республика Коми, Удмуртская республик. Республика Дагестан;

     регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых  экономических структур. Группу составляют примерно 15 регионов, в том числе  области Центрально-Черноземного района. Республики Северного Кавказа, Калмыкия, Тыва, Алтай; Чукотский автономный округ. Еврейская автономная область. 
 
 
 
 

2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года.

2.1 Краткая характеристика Свердловской области

     Свердловская  область входит в число самых  развитых российских регионов и является одной из наиболее благоприятных  в Российской Федерации территорий для инвестирования.

     Регион  демонстрирует уверенный и стабильный экономический рост, превышающий  средний по России. Традиционными  преимуществами для инвесторов, приходящих в область, являются высокий кадровый и научный потенциал, наличие  развитой инновационной инфраструктуры, наличие долгосрочной стратегии  развития, законодательства об инвестиционной деятельности и большого количества инвестиционных проектов.

     Стоит отметить, что Свердловская область, несмотря на трудности, связанные с  общей макроэкономической ситуацией, и сегодня представляет собой  динамично развивающийся регион, а свердловские предприятия продолжают реализовывать проекты модернизации и развития.

     В стратегических планах Свердловской области  сделан акцент на инновационном обновлении традиционных секторов экономики и  структурной диверсификации экономики  на основе инновационного технологического развития.

     Важным  элементом благоприятного инвестиционного  климата является новая промышленная инфраструктура. Для поддержки деловой  активности и создания условий для  ведения бизнеса в регионе, формируются  так называемые Институты развития:

     Территории  инновационного развития - муниципальные  образования с особым статусом.

Зоны  опережающего развития - исторически  сложившиеся и естественно-природные  территории, формирующие основной вклад  в развитие экономики региона (одна из таких зон – город Нижний Тагил).

Территориально-производственные кластеры – машиностроительный (на базе предприятий г. Нижний Тагил), химический на базе ОАО «Уралхимпласт» в г. Нижний Тагил, фармацевтический на базе ГК «Медсинтез»  в г. Новоуральск, деревообрабатывающий (г. Алапаевск), сельскохозяйственный (Ирбитский  и Михайловский районы) и металлургический‏.

     Технопарки. Уже сейчас функционирует 3 индустриальных и 7 научно-технологических технопарков, в разработке находятся еще 10 технопарков.

Особые  экономические зоны регионального  уровня - это территории, на которых  действует особый режим осуществления  предпринимательской деятельности. На данный момент разработаны проекты  двух промышленно-производственных и  одной портовой зоны.

Информация о работе Планирование экономической и социального развития Свердловской области