Оценка инвестиционной привлекательности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является проведение оценки инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения цели курсового проекта были поставлены следующие задачи:
исследование теоретических аспектов инвестиционной привлекательности региона;
на базе теоретических исследований провести оценку инвестиционной привлекательности региона и указать пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности региона 5
1.2. Управление инвестиционной привлекательностью регионов 8
1.3. Зарубежный опыт управления инвестиционной
привлекательности региона 13
1.4. Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 20
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Краткая характеристика региона 29
2.2. Характеристика инвестиционного климата региона 30
2.3. Оценка инвестиционной привлекательности региона 33
2.4. Рекомендации по повышению инвестиционной
привлекательности региона 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

кп по инвест стратегии 2011.doc

— 770.50 Кб (Скачать документ)

     Продолжение таблицы 1

1 2 3 4
Научно-техническая база Развитая сфера образования и научно-исследовательских разработок

«Преимуществом Республики Татарстан для ПИИ является развитая научная база: большое число университетов, НИИ (особенно в Казани), также в Казани будет проходить Универсиада»:

  • мощная образовательная база (86 вузов);
  • размещение на территории Республики более 120 НИИ, специализирующихся, в основном на химии и нефтехимии, то есть на традиционных для региона секторах
13% 4
Размер доступного рынка потребительских товаров Республика Татарстан характеризуется высоким уровнем внутреннего спроса, подкрепленного относительно высоким уровнем жизни населения

Численность постоянного населения 3,8 млн. человек (по состоянию на 2010г.) с тенденцией к росту в последние несколько лет

Среднедушевой доход на 20% выше медианы по двенадцати рассматриваемым регионам (по данным на 2009 год)

13% 4
Размер доступного рынка промышленных товаров Исторически в регионе наиболее развитыми отраслями экономики являются машиностроение и химия

Основу экономики региона составляет машиностроение (включая производство транспортных средств) - около 30% промышленного производства

  • отрасль представлена крупными предприятиями: ОАО «КамАЗ», ОАО «ЗМА», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «КМПО» идругие

Другой развитой отраслью промышленности является химическая - обеспечивает около 20% промышленного производства

  • отрасль представлена крупными предприятиями: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казанский завод синтетического каучука» идругие

Интерес для иностранных инвесторов может представлять обслуживание крупнейших предприятий в этих отраслях

  • экономика Республики Татарстан довольно сконцентрирована: около 100 предприятий производят более 80% всей добавленной стоимости
  • дополнительные возможности найти бизнес-партнеров (поставщиков сырья, потребителей готовой продукции) открываются по мере заполнения ОЭЗ «Алабуга»

Дополнительный интерес для иностранных инвесторов представляет емкий внутренний рынок стройматериалов

Доля вида деятельности «Строительство» в ВРП Республики 11%, что выше среднероссийского уровня на 7%

17% 5
Суммарный индикатор относительного потенциала (a) 100% 4,1
 

     Оценка инвестиционного потенциала показала, что в Республике Татарстан существуют значительные барьеры, препятствующие повышению инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.

     Опишем их более подробно.

 

      1. Административные и законодательные барьеры

     1.1. Отсутствие комплексного стратегического подхода к привлечению и сопровождению иностранных инвесторов на уровне региона:

  • в Республике нет единого центра ответственности за результаты государственного стимулирования ПИИ;
  • в настоящее время за инвестиционную политику в Республике отвечают одновременно два министерства: Министерство промышленности и торговли и Министерство экономики, - также работает Консультативный совет по иностранным инвестициям, который призван содействовать налаживанию диалога инвесторов с властью и решать текущие и стратегические проблемы::
  • распределение полномочий между министерствами не всегда понятны инвестору;
  • отсутствует система «одного окна» в ее классическом понимании, так как министерства действуют несогласованно;
  • методологическая и организационная поддержка не достаточна;
  • только крупные иностранные инвесторы имеют возможность обращаться за помощью к высшему руководству региона при возникновении каких-либо затруднений при осуществлении инвестиционных проектов;
  • сопровождение со стороны администрации происходит до момента начала инвестирования или начала строительства;
  • несмотря на наличие «Путеводителя инвестора», в регионе отсутствует четкая программа по привлечению инвесторов, в частности иностранных;
  • недостаточно четко прописанные/ регламентированные критерии и процедуры получения фискальных преимуществ (налоговых льгот, субсидирования ставок и прочих).

     1.2. Высокая степень вовлеченности правительства Республики в региональную экономику:

  • правительство региона участвует в управлении компаний через владение пакетом акций и долей важнейших предприятий региона;
  • механизмы участия, а также возможные риски недостаточно прозрачны для иностранных инвесторов;
  • жесткий контроль государства в лице региональной власти в отношении дивидендной политики и опционов

     1.3. Отсутствие механизмов реализации гарантий прав инвесторов:

  • существующее законодательство не предполагает заключение предварительных соглашений, в которых были бы четко прописаны права и обязанности сторон (инвестора и государства);
  • несогласованность действий таможенных органов и администрации области может привести к невыполнению льготных положений, предусмотренные специальным законодательством для инвесторов, осуществляющих ПИИ на территории региона

     1.4. Согласно исследованию Группы Всемирного банка, бюрократические проблемы являются наиболее острыми аспектами ведения бизнеса в регионе:

  • после публикации исследования Всемирного банка в 2009 году президентом Республики было дано поручение снизить сроки выдачи разрешений на строительство с официально разрешенных 360 дней в 2 раза; на данный момент сроки реально снижены только на 40 дней;
  • конфликт интересов между местной и федеральным властями приводит к затягиванию сроков в оформления прав на земельные участки и получения разрешений на строительство для иностранных инвесторов;
  • большое число инстанций для получения разрешения на строительство и оформление земельных участков;
  • для иностранных инвесторов не прозрачна законодательно-нормативная среда.

     2. Экономические барьеры

     2.1. Низкая доступность подходящих площадок для строительства новых производств вне специальных индустриальных зон - все коммуникации на предлагаемых площадках brownfield характеризуются высоким уровнем износа и не соответствует требованиям иностранных компаний, а на площадках greenfield инфраструктуры нет - все расходы по ее строительству берет на себя инвестор

     2.2. Высокий уровень изношенности основных средств - изношенность основных средств в промышленности составляет до 50%, энергосистемы - приближается к 70%

     2.3. Сложности в регулировании технологического подключения к энергоресурсам - внутренними силами созданы специальные условия для инвесторов, - так как обеспечение проектов энергоинфраструктурой может доходить до 30% от стоимости всех инвестиций

     3. Социально-экологические факторы

     3.1. Экологическая нагрузка в регионе / Экологические требования к инвесторам - отдельные зоны на территории Республики Татарстан - такие как Нижнекамская, на территории которой располагается ряд нефтехимических производств, - характеризуются высоким уровнем экологической нагрузки, в связи с чем регион вынужден предъявлять достаточно жесткие экологические требования к инвесторам при открытии новых производств

     3.2. Социальные требования к инвесторам - вменение добровольно-принудительной социальной ответственности инвесторам со стороны администрации Республики.

     Дефицит квалифицированных кадров в некоторых районах региона - многие готовые индустриальные площадки расположены на значительном расстоянии от Казани (города Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны; каждый из них находится на расстоянии около 200 км от столицы Республики). 

     2.4. Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона 

     В данном пункта представим комплекс мер, предпринимаемых региональной администрацией для улучшения инвестиционного климата в регионе, а также приведем мнения иностранных инвесторов.

 

      Таблица 2

Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона

Направления Предпринимаемые меры Мнения инвесторов
1 2 3
Стратегия социально-экономического развития Задачей программы социально-экономического развития на 2005-2010 годы являлось создание инновационной экономики
  • Основная задача программы социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы формирование новой экономики. Мы смогли выполнить эту задачу: именно в это время в РТ появилась база для развития инноваций и малого бизнеса: технопарк "Идея", КИП "Мастер" и другие».

В настоящее время разрабатывается новая программа социально-экономического развития на период после 2010 года

  • Главной задачей новой программы заявлено «создание основы для формирования новых высокотехнологичных секторов экономики»
Программа развития региона на 2005-2010 годы не содержала специальных мер для иностранных инвесторов
  • Интерес для иностранного инвестора может представлять созданная в рамках программы социально-экономического развития на 2010-2013 годы ОЭЗ «Алабуга» - с точки зрения обеспечения инфраструктуры для локализации производства
Оптимизация организационной структуры взаимодействия с инвесторами Организация взаимодействия с инвесторами через единый центр
  • В 2010 году стало началом работы ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» как единого органа по работе с инвесторами
Иностранные инвесторы отмечают, что снижение забюрократизированности инвестиционного процесса способствовало бы привлечению большего объема ПИИ
  • Отсутствует определенная политика по взаимодействию, координации работы и распределению полномочий между Агентством и министерствами, в настоящее время отвечающими за инвестиционную политику в Республике

Правительство Республики проявляет инициативу по выявлению проблем, возникающих у инвесторов в ходе подготовки и реализации проектов

Маркетинговая программа Активное позиционирование региона среди международных инвесторов
  • Через представительства Татарстана в разных странах (всего около 25)
  • Путем межрегиональных соглашений о сотрудничестве и отдельных соглашений с инвесторами и зарубежными партнерами
  • Путем участия в мероприятиях с участием иностранных инвесторов (конференции МИД, отраслевые конференции и прочие)
  • Через работу с этнической диаспорой и национальные связи

Реализация политики «активных продаж» инвестиционных проектов потенциальным инвесторам

  • Администрация напрямую связывается с компаниями, потенциально заинтересованными в инвестировании в Россию и предлагает разместить производство на территории Республики

Проведение крупных международных конференций и форумов на территории Республики

Активная политика администрации в части привлечения иностранных инвесторов достаточно эффективна
  • В результате успешных двусторонних переговоров между представителями Администрации Татарстана и инвесторами из Турции в рамках совместного сотрудничества в мае 2010 году в ОЭЗ «Алабуга» начато строительство заводов двух турецких компаний
  • Политика «активных продаж» приносит определенные результаты
 

     Продолжение таблицы 2

1 2 3
Финансовое и налоговое стимулирование Для иностранных инвесторов законодательно предусмотрен налоговые льготы и финансовая поддержка
  • Предоставление льгот по региональным налогам и сборам
  • Предоставление бюджетных кредитов через субсидирование процентной ставки
  • Предоставление государственных гарантий

Для резидентов ОЭЗ «Алабуга» предусмотрены специальные условия

  • Налоговые льготы, способные значительно снизить издержки инвесторов
  • Режим свободной таможенной зоны
Предоставляемая система финансовых мер поддержки инвестиционных проектов не является критическим фактором выбора региона для инвестирования, так как процент экономии не всегда является существенным, а механизмы их получения не всегда понятны
  • Налоговые льготы касаются в первую очередь налога на имущество - основными реципиентом налоговых льгот за последние четыре года были предприятия нефтехимии и нефтедобычи, то есть в большей степени российские инвесторы
  • Субсидирование процентной ставки предоставляется только малым и средним компаниям
  • По факту государственные гарантии последние 5 лет не выдаются

Размещение новых производств на территории ОЭЗ «Алабуга» частично ограничено, так как большая часть площадок уже распределена

Программа инновационного развития В августе 2010 года утверждена стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы
  • Стратегия направлена на кадровое и научно-техническое обеспечение инновационного развития Республики через повышение эффективности образовательной системы в сфере общего и профессионального образования

Принята стратегия развития Казанского научного центра РАН до 2025 года

  • Планируется создание в составе КазНЦ РАН филиалов ведущих институтов РАН; дальнейшее развитие научно-образовательного кластера КазНЦ РАН; активное участие Центра в создании в Казани федерального университета естественнонаучного и гуманитарного профиля

С 2008 года в регионе действуют Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года

  • Одними из стратегических направлений развития выделены содействие развитию международной технологической интеграции региональных компаний, а также создание эффективной инновационной инфраструктуры
  • Татарстан имеет репутацию инновационного региона в сообществе инвесторов
Модернизация системы образования будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности области за счет повышения квалификации рабочей силы, но только в долгосрочной перспективе

Вводимые законом инструменты стимулирования инновационной деятельности могут дать определенный эффект

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности региона