Оценка инвестиционной привлекательности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является проведение оценки инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения цели курсового проекта были поставлены следующие задачи:
исследование теоретических аспектов инвестиционной привлекательности региона;
на базе теоретических исследований провести оценку инвестиционной привлекательности региона и указать пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности региона 5
1.2. Управление инвестиционной привлекательностью регионов 8
1.3. Зарубежный опыт управления инвестиционной
привлекательности региона 13
1.4. Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 20
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Краткая характеристика региона 29
2.2. Характеристика инвестиционного климата региона 30
2.3. Оценка инвестиционной привлекательности региона 33
2.4. Рекомендации по повышению инвестиционной
привлекательности региона 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

кп по инвест стратегии 2011.doc

— 770.50 Кб (Скачать документ)

     Если  говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.

     Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.

     Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

     К объективным предпосылкам относятся  те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

     Инвестиционный  потенциал территории могут составлять:

  • выгодное географическое положение;
  • транспортная доступность;
  • наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;
  • состояние окружающей природной среды;
  • уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
  • "цена" рабочей силы;
  • наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;
  • уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;
  • деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

     Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

     Подход  к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время  существенно отличается от советского периода, когда такие решения  принимались на уровне Госплана. Сейчас же этот процесс носит стихийный  характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

     Придание  процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует  использования современных маркетинговых технологий. Одним из шагов к достижению поставленной цели может стать создание регионального инвестиционного комплекса.

     Инвестиционный  комплекс - совокупность организационных  структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.

     Организационные структуры представлены органами государственного управления на уровне субъектов Федерации, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий и учреждений, а также сетью аккредитованных государственных и негосударственных юридических лиц - участников финансового, фондового и других рынков.

     Весь  этот набор хозяйственных и некоммерческих юридических лиц действует в инвестиционной системе в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.

     Организационные структуры комплекса добиваются целей и решают задачи инвестиционной системы, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности - финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные и другие.

     Весь  процесс инвестиционной деятельности осуществляется обученными и практически  владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми ресурсами. Инвестиционная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики региона, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности - методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений.

     Финансирование проектов не понимается организационными структурами инвестиционного комплекса в узком понимании, как перевод денежных средств от инвестора к заёмщику. Прежде всего финансирование проектов в рамках инвестиционной системы - это сложная высокотехнологичная процедура сопровождения проектов с целью высокой гарантированности соблюдения параметров затрат, сроков и качества реализации, проектов.

     Организационная модель функционирования инвестиционного  комплекса базируется на порядке  и процедурах отбора, финансирования и контроля за реализацией инвестиционных проектов.

     Анализ  научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет  сформулировать ряд основных направлений  ее реализации на региональном уровне:

  • формирование благоприятного инвестиционного климата;
  • поиск источников финансирования структурных преобразований;
  • повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;
  • усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;
  • снижение инвестиционных рисков и т.д.

     Немаловажное  значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

     Использование вышеназванных инструментов, на мой  взгляд, позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала. 

     1.3. Зарубежный опыт управления инвестиционной привлекательности региона 

     Рассмотрев  факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного климата региона, нельзя не отметить, что, прежде всего, необходимо целостное представление государства с точки зрения инвестиционной привлекательности на мировой арене. Стратегия продвижения инвестиционного имиджа имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен опыт Ирландии – страны, которая добилась успеха за счет четко сформулированной активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.

     Ирландское  агентство по развитию начало искать потенциальных инвесторов еще в 60-х гг., когда требовалось заполнить пробелы в промышленной структуре экономики.

     Исследования, опирающиеся на опыт 50 промышленно  развитых и развивающихся стран, показали, что маркетинговые расходы на поощрение инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный на продвижение инвестиционного имиджа, мог принести прибыль, чистая приведенная (дисконтированная) стоимость которой достигла 4 доллара.

     Исследование  работы отдельных инвестиционных агентств выявило, что наиболее эффективным  являются инвестиции, четко ориентированные  на те или иные сектора, в совокупности с активной маркетинговой стратегией, разработанной под конкретных потенциальных клиентов данной страны.

     Также в Ирландии есть государственное  ведомство, которое занимается привлечением инвестиций, называется Агентство по индустриальному развитию Ирландии (Industrial Development Agency of Ireland). Агентство одновременно лоббирует политику, которая помогает привлекать иностранные инвестиции (к примеру, Ирландия имеет один из самых низких налогов на торговлю в Европе – 12,5%) и информирует зарубежных инвесторов об экономической ситуации в стране. Особые усилия прилагаются для привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, где инвесторам предлагаются выгодные налоговые условия.

     Агентство напрямую ведет переговоры с такими крупными корпоративными гигантами как Microsoft, который на сегодняшний день имеет главное региональное представительство именно в Ирландии. Агентство также оказывает помощь отсталым в экономическом плане районам страны путем предоставления специальных льгот для инвесторов, которые открывают в них филиалы своих компаний. В результате успешной работы агентства, прямые иностранные инвестиции в Ирландию увеличились от 1 миллиарда долларов США в 1994 году до 25 миллиардов в 2006 году.

     В составе основных направлений государственной  политики, ориентированной, в том числе, на улучшение инвестиционного климата, заслуживают внимания следующие:

  • поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий;
  • создание технопарков и инновационных кластеров;
  • формирование инфраструктурных и финансовых условий, благоприятных для иностранных инвесторов. В их числе: предоставление им земельных участков для строительства промышленных помещений, грантов на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, капитальных субсидий для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий, налоговых льгот;
  • формирование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. Так, для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере информационных технологий реализуются проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений.

     Опыт  США. В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных для целей данной работы положений:

     1) Создание благоприятного инвестиционного  климата определяется как одно  из ключевых направлений деятельности  территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному  обеспечению притока иностранных инвестиций. С этой целью, например, в конце 90-х годов ХХ века в 25 штатах США организованы специальные международные торговые подразделения по стимулированию экс порта и привлечению иностранного капитала в рамках агентств по экономическому развитию.

     В настоящее время на уровне местных  органов власти действуют около 6 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие  нефинансовые льготы для иностранных  инвесторов. В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами.

     К числу важнейших рычагов воздействия  на инвестиционную активность предпринимательских структур относятся: развитие за счет средств органов власти штатов производственной и социальной структуры; подготовка в инженерном отношении мест для возможного промышленного строительства; создание специально оборудованных для этого промышленных   парков,  технополисов,  научно-технологических  парков  и т. д.

     Финансовое  стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется посредством льготного налогообложения, предоставления дешевых кредитов, субсидий, дотаций, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

     Властями  штатов, муниципалитетов и других административно-территориальных образований  широко используется и информационно-рекламный  метод привлечения промышленных инвестиций через средства массовой информации, породивший явление, именуемое «конкуренцией бургомистров». Они обеспечивают инвесторов подробной информацией о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе налогообложения, энергетике, ценах на здания и сооружения и пр.

     Правительства штатов осуществляют информирование инвесторов об издержках приобретения земли и строительства, транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспективах развития рынков сбыта.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности региона