Оценка инвестиционной привлекательности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является проведение оценки инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения цели курсового проекта были поставлены следующие задачи:
исследование теоретических аспектов инвестиционной привлекательности региона;
на базе теоретических исследований провести оценку инвестиционной привлекательности региона и указать пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности региона 5
1.2. Управление инвестиционной привлекательностью регионов 8
1.3. Зарубежный опыт управления инвестиционной
привлекательности региона 13
1.4. Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 20
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Краткая характеристика региона 29
2.2. Характеристика инвестиционного климата региона 30
2.3. Оценка инвестиционной привлекательности региона 33
2.4. Рекомендации по повышению инвестиционной
привлекательности региона 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

кп по инвест стратегии 2011.doc

— 770.50 Кб (Скачать документ)
  • полная, качественно-однородная нормативно-правовая база;
  • широкий пакет мер и стимулов государственного регулирования;
  • зрелая и разнообразная инфраструктура поддержки инвестиций;
  • высокая деловая активность частного сектора.

     Региональное  законодательство создает для потенциальных  отечественных и зарубежных инвесторов режим «максимального благоприятствования».

     Данное  обстоятельство послужило одной из главных причин того, что Казань стала столицей XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года. В ходе её проведения будут задействованы 64 спортивных сооружения, 36 из которых – новые.

     Подготовка  к Играм придаст дополнительный импульс процессам развития научно-образовательного комплекса Татарстана. Трем крупнейшим высшим учебным заведениям республики – КГУ, КАИ и КХТИ, недавно получившим высокий статус федерального университета и национальных исследовательских центров, будет передана часть деревни Универсиады.

     В Татарстане компании-инициаторы 30 инвестиционных проектов общей стоимостью 12 млрд. долларов США выступают в роли реципиентов  налоговых льгот. Это позволило  им мобилизовать почти 9 млрд. долларов капиталовложений, произвести продукции на 7 млрд. долларов и создать свыше 8 тыс. новых рабочих мест.

     Главной особенностью татарстанской модели государственного стимулирования инвестиционной сферы является наличие обширной сети институтов развития. Центральное место в её конфигурации принадлежит Особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Алабуга».

     Таможенные  и фискальные преференции, предоставляемые  резидентам зоны, позволяют снизить  производственные издержки в среднем  на 25%. Это превратило ОЭЗ «Алабуга»  в центр локализации многочисленных хозяйствующих субъектов, реализующих проекты в базовых кластерах экономики. К настоящему времени в качестве резидентов зоны зарегистрировано 13 предприятий, мобилизовавших 470 млн. долларов частных капиталовложений.

     Предполагается, что уже в среднесрочной перспективе численность резидентов ОЭЗ «Алабуга» возрастет до 30 единиц, которые создадут 10 тыс. новых рабочих мест и аккумулируют 5 млрд. долларов инвестиций. Помимо зоны в состав субъектов региональной инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности входит технополис «Химград», КИП «Мастер», технопарк «Идея», «IT-парк».

     Крупнейший  «отраслевой» центр содействия капиталовложениям  в химической и нефтехимической промышленности – технополис «Химград». Общая площадь зданий и сооружений технополиса превышает 500 тыс. кв. метров. Предприятиям, локализованным на его территории, предоставляются широкие фискальные преференции. Это позволило технополису привлечь свыше 250 малых компаний, функционирующих в инновационной сфере.

     Главная задача индустриального парка «Мастер» заключается в формировании комплекса условий для гармоничного развития производства автокомпонентов. В настоящее время общая площадь помещений КИП «Мастер» составляет около 300 тыс. кв. метров. Численность предприятий, локализованных на его площадях, приближается к отметке в 140 единиц.

       Технопарк «Идея» призван способствовать  интенсификации инновационной активности во всех без исключения отраслях народного хозяйства. В настоящее время на территории этого института развития совместно с ГК «РОСНАНО» создается современный нанотехнологический центр стоимостью – 120 млн. долларов США.

     Самый «молодой» субъект региональной инфраструктуры стимулирования инвестиций – «IT-парк». В процессе его развёртывание было освоено порядка 100 млн. долларов США бюджетных средств. На территории «IT-парка» общей площадью 30 тыс. кв. метров может одновременно разместиться около 80 инновационно-активных предприятий-резидентов.

     Передовое инвестиционное законодательство, современная  инфраструктура стимулирования капиталовложений, широкомасштабная государственная поддержка обеспечили формирование в Татарстане благоприятных условий для наращивания инвестиционной активности.

     В настоящее время в экономике  республики на разных стадиях реализации находятся более 400 проектов стоимостью примерно 37 млрд. долларов США.

     Объем накопленных иностранных инвестиций в Татарстане в 2010 году составил 4,9 млрд. долларов США.

     Норма накоплений в Татарстане превышает  отметку в 30%. Это примерно в 1,5 выше, чем в среднем по России. По данному показателю Татарстан вплотную приблизился к таким динамично развивающимся странам, как Словения, Южная Корея и Сингапур. 

     2.3. Оценка инвестиционной привлекательности региона 

     Анализ текущего состояния инвестиционного климата выбранных регионов проведен на основе исследования показателей инвестиционной привлекательности региона и изучения доверия иностранных инвесторов

     На сегодняшний день основным показателем высокой инвестиционной привлекательности того или иного региона является ориентированность на иностранного инвестора. Это предполагает, что органы государственной власти на всех уровнях должны создать для него благоприятные условия и оказывать услуги, удовлетворяющие его основным ожиданиям

     В ходе исследования весь процесс осуществления ПИИ был рассмотрен сточки зрения иностранного инвестора

     По сути, данный подход поэтапно совпадает с подходом иностранного инвестора при принятии решении об инвестировании

     Для всестороннего анализа в рамках исследования был также изучен международный опыт - лучшие и худшие практики - с целью выявления ключевых факторов успеха и причин неудач, результаты которого будут представлены в обобщенной версии исследования 

     Рис. 1. Этапы и результаты исследования 

     Инвестиционная привлекательность региона анализировалась с точки зрения соотношения его инвестиционного потенциала и существующих барьеров для иностранных инвесторов

     Регионы, обладающие высокой привлекательностью, имеют высокий инвестиционный потенциал и низкие барьеры для инвесторов по сравнению с другими регионами

     Рис. 2. Анализ инвестиционной привлекательности регионов 

     Относительная оценка инвестиционного потенциала и барьеров для инвесторов по каждому региону была сформирована на основе результатов программы интервью

     Инвестиционный потенциал региона

     По результатам анализа интервью с иностранными инвесторами были выделены следующие ключевые факторы инвестиционного потенциала региона:

  • географическое положение
  • природные ресурсы
  • инфраструктура
  • трудовые ресурсы
  • научно-техническая база
  • размер доступного рынка потребительских товаров
  • размер доступного рынка промышленных товаров

     Суммарный индикатор относительного инвестиционного потенциала региона получен как сумма оценок инвесторов каждого фактора в данном регионе относительно других регионов, включенных в исследование, взвешенных по удельному весу в данном регионе среди всех факторов:

  • качество каждого фактора в каждом из исследуемых регионов оценивалось инвесторами на основе текущего состояния факторов с учетом влияния ожидаемых изменений, по шкале от одного до пяти, с точки зрения преимуществ и недостатков для целей ПИИ, которые он имеет относительно соответствующего фактора в других регионах;
  • удельный вес каждого из факторов в суммарной оценке инвесторов инвестиционного потенциала представляет собой долю этой оценки в сумме всех факторных оценок по региону.

     На основе интервью с иностранными инвесторами были выделены следующие области возникновения барьеров для ПИИ (в скобках указан удельный вес для каждой категории барьеров по степени значимости):

  • политические и законодательные (35%);
  • экономические (25%);
  • социально-экологические (15%);
  • обеспеченность трудовыми ресурсами (25%).

     Суммарный индикатор уровня барьеров для инвесторов получен как сумма относительных оценок барьеров инвесторами по каждой из категорий по сравнению с другими исследуемыми регионами (по пятибалльной шкале), взвешенных по удельному весу среди всех категорий барьеров

     Анализ репутации региона в инвестиционном сообществе

     Помимо инвестиционной привлекательности региона иностранные инвесторы изучают «репутацию» региона, сложившуюся в инвестиционном сообществе. При этом прежде всего инвесторы фокусируются на двух основных критериях: предсказуемость власти, то есть наличие «четких правил игры», а также успешный опыт реализации проектов ПИИ в регионе

     Анализ разрывов

     В ходе проведенных интервью c иностранными инвесторами были озвучены их ожидания, соответствие которым существенно могло бы повысить инвестиционную привлекательность того или иного региона и повлиять на их выбор. Ожидания инвесторов были сопоставлены с текущими мерами, принимаемыми региональными органами власти

     В случае выявления разрывов между ожиданиями и результатами от реализуемых мер по результатам исследования будут предлагаться рекомендации по их устранению и достижению взаимовыгодного сотрудничества с точки зрения лучших мировых практик

     В таблице 1 представлен анализ факторов инвестиционного потенциала региона, проведенный по результатам интервью с иностранными инвесторами, исследования публичных источников информации и материалов, предоставленных администрацией региона

     Оценка потенциала по каждому из факторов отражает мнения инвесторов относительно текущего состояния фактора с учетом влияния всех ожидаемых изменений (оценка по 5-ти балльной шкале, где 1- самый низкий, 5- самый высокий). Удельный вес каждого из факторов в суммарной оценке инвесторов инвестиционного потенциала представляет собой долю этой оценки в сумме всех факторных оценок по региону

     Результатом анализа является суммарный индикатор инвестиционного потенциала региона.

     Таблица 1

     Оценка инвестиционного потенциала

Факторы Описание Удельный вес Оценка потенциала
1 2 3 4
Географическое положение Удобное расположение региона относительно ключевых межрегиональных и международных транспортных путей с точки зрения логистики
  • Республика граничит с 8 другими регионами России
  • Территория Татарстана представляет собой связующее звено маршрута Западная Европа - Россия - Казахстан - Китай
10% 3
Природные ресурсы Богатая ресурсная база для нефтехимической промышленности

Главным природным ресурсом Татарстана является нефть:

  • в регионе добывается 6.5% общероссийской нефти (по состоянию на 2007 год)
  • в будущем добыча топливно-энергетических полезных ископаемых будет больше ориентирована на добычу природных битумов, что приведет к еще большему развитию химической отрасли

Нефть является основным сырьем для различного вида продукции нефтехимической промышленности.

Нефтяной сектор в Республике оценивается как передовая отрасль, которая может представлять интерес для иностранных инвесторов, в том числе с точки зрения заимствования технологий

  • нефтяные компании Татарстана обладают обширным опытом по добыче нефти в промышленных масштабах из труднодоступных месторождений с применением специальных технологий, которыми не обладают иностранные компании, добывающие нефть из более доступных месторождений
13% 3
Инфраструктура Регион обладает развитой транспортной и логистической инфраструктурой
  • через территорию Татарстана проходят пять федеральных трасс, соединяющих регион с Центром, Северо-Западом, Югом и Уралом России
  • развитая сеть железнодорожных путей: совокупная протяженность железнодорожных путей общего пользования на территории Республики составляет 848 км

В 2006 году в регионе основана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга»

  • на территории ОЭЗ подготовлена транспортная, энергетическая и социальная инфраструктура;
  • сейчас на территории ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 11 резидентов, к 2012 году запланировано открыть производства более десяти новых компаний, что частично ограничивает строительство новых производств на территории ОЭЗ

С 2004 года на территории Республики действует инновационный технопарк «Идея-Юго-Восток» и индустриальный парк «Мастер»

  • на территории парков создаются условия для развития новых производств малого и среднего бизнеса
17% 5
Трудовые ресурсы Значительная численность квалифицированных трудовых ресурсов

В Татарстане почти 2 млн. человек экономически активного населения, из них 25% - с высшим образованием

Особенно развита квалификация в ключевых для региона нефте-химической и машиностроительной промышленности

17% 4

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности региона