Инвестиционная стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Инвестиции это процесс вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы……………………………………………………...5
Инвестиционная стратегия, как элемент общей стратегии предприятия……………………………………………………………….5
Принципы инвестиционной стратегии предприятия…………………..8
Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия…………12
2. Проблемы развития и инвестирования российских предприятий…..….15
2.1.Особенности развития корпоративного управления в РФ…………….15
2.2 Российские предприятия как открытые и закрытые системы……..….17
3.Финансово-инвестиционная стратегия предприятия……………………21
Заключение ……………………………………………………………..….…53
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.docx

— 132.85 Кб (Скачать документ)

Хотя основное целевое  назначение квазиинвестиционных ресурсов состоит в пополнении оборотных средств предприятия, отдельные их формы могут являться источниками роста и расширения предприятий. Так, средства, накопленные на счетах дочерних фирм, могут служить базой для технического перевооружения, НИОКР и расширения крупных предприятий, осуществлявших долгое время накопление этих средств (Егорова, Майн, 2009). Однако в практике российского предпринимательства такие ситуации являются эпизодическими. В большинстве случаев содержание «потайных карманов» расходуется в сфере потребления для обогащения директората предприятий и лишь в экстремальных случаях возвращается в сферу производства.

К числу таких экстремальных  ситуаций относятся, например, следующие.

1. Острое социальное напряжение, вызванное долговременной невыплатой  долгов по зарплате. В том случае, если указанные факты получают  большой общественный резонанс, а проводимая работниками забастовка  наносит значительный экономический  ущерб в масштабах страны, директорат  предприятий идет на компромисс  и использует накопленные резервные  средства.

2. Официальное установление  неплатежеспособности предприятия.  Поскольку это грозит директору  потерей должности (а, следовательно,  и потерей будущих доходов), то  под угрозой увольнения принимаются  меры по восстановлению платежеспособности  предприятия (находятся «забытые»  банковские счета, изыскиваются ресурсы дочерних предприятий, и, таким образом, финансовые средства возвращаются в производство).

3. Возможность получения  иностранных кредитов. В большинстве  своем зарубежные инвесторы не  приемлют «двойную бухгалтерию»  и «карманные структуры». Поскольку  серьезный инвестор не станет  вкладывать свои средства без  тщательной аудиторской проверки, тесные связи основного предприятия  со структурами «второй экономики»  становятся ему известны. При заинтересованности в иностранных инвестициях директор предприятия может заблаговременно использовать средства «карманной структуры» для создания благополучной картины развития.

Таким образом, хотя рассмотренные  выше формы квазиинвестиционных ресурсов и широко применяются в современных условиях, однако эти источники характеризуются, как правило, недостаточной емкостью, большой рискованностью и неустойчивостью (эпизодичностью) доступа к ним. Эти источники носят временный характер и по мере стабилизации экономики их роль будет уменьшаться. Так, развязка «гордиева узла» неплатежей будет происходить по мере стабилизации денежного обращения в целом и, в частности, может лежать в русле развития вексельного и коммерческого кредита, которое будет рассмотрено ниже более подробно.

В связи с этим далее  рассмотрим главные финансовые источники  инвестирования и возможности их использования современными предприятиями.

Следует заметить, что проблема выбора источника привлечения средств  в условиях нехватки собственных  финансовых ресурсов является достаточно типичной проблемой, встающей перед  предприятием. Лишь единицам преуспевающих  фирм (в нефтяной, газовой промышленности, в отраслях связи и некоторых  других) удается осуществлять самофинансирование проектов собственного развития. Большинство предприятий попадает в «порочный круг». Кризисное состояние, с одной стороны, побуждает их обращаться к внешним ресурсам, а с другой, – является главным препятствием получения финансовых средств, так как оно обусловливает большие риски невозврата вложений и неэффективного их использования.

Однако проблема привлечения  внешних средств характерна и  для стабильной экономики, и в  этом смысле она является классической. В связи с этим можно считать, что различные комбинации источников финансирования и стратегических решений, касающихся различных проектов развития предприятия, формируют структуру  финансово-инвестиционной стратегии предприятия. На рис. 3, где приведен пример взаимодействия финансово-инвестиционной стратегии и проектных решений, эти возможные комбинации обозначены стрелками. Заметим, что ресурсы и стратегические решения должны быть увязаны не только по приоритетам, но и по объемам и срокам.

 

Рис. 3. Пример формирования финансово-инвестиционной стратегии предприятия

На рис. 3 финансово-инвестиционная стратегия предприятия включает в себя три проекта его развития (обозначенные контуром), предполагающие: 
a) технические (I) и маркетинговые (II) стратегические решения (проект технического перевооружения предприятия в связи с переходом его на выпуск новой продукции); 
b) социальные (III) стратегические решения, обусловленные данным переходом (проект переобучения трудовых ресурсов предприятия); 
c) социальные (III) и управленческие (IV) стратегические решения (автономный проект организационной перестройки предприятия).

При этом финансирование предполагается осуществлять из следующих источников: а) из собственных фондов предприятия (1), средств, полученных в рамках интеграции (3) и банковских кредитов (5) (для реализации первых двух проектов); б) из государственных  инвестиций (6) и кредитов (7) (для третьего проекта). В данном примере стратегическое решение (II), реализуемое в рамках проекта (a), требует инвестиций в  размере W£ V, поступающих из 3-го источника финансирования, стратегическое решение (IV), реализуемое в проекте (с), - инвестиций W£ V+ V, финансируемых из источников 6 и 7. В то же время решения (I) и (III) реализуются одновременно в двух проектах и потому предполагают распределение средств между проектами. Это выражается неравенствами  W1+ W1£ V и W3+ W3£ V+ V.

Логика построения финансово-инвестиционной стратегии может быть двоякой: ресурсной (идущей от ресурсов к их реализации) или целевой (от целей к ресурсам для их реализации) и зависит от приоритетов, принятых при формировании стратегий (рис.4). Обычно процесс формирования стратегии является итеративным, причем в ходе этого процесса происходит корректировка исходных вариантов и по ресурсам и по целям, а его начальная точка определяется наибольшей достоверностью, проработанностью решений (либо это сфера источников финансирования, либо это некоторая совокупность целей).

 

Рис. 4. Целевой а) и ресурсный б) подходы при формировании финансово-инвестиционной стратегии

В зависимости от структуры  источников финансирования деятельности и развития предприятия, а также  от реализуемых инвестиционных проектов можно выделить наиболее характерные  типовые варианты финансово-инвестиционной стратегии (Клейнер, Тамбовцев, Качалов, 2007). Приводимая далее типология стратегий достаточно условна, так как не охватывает полного их набора, однако она представляется тем не менее весьма полезной для понимания основных закономерностей инвестиционного поведения предприятий, действующих в условиях рынка.

Тип 1. «Сам себе голова». Предполагает использование преимущественно собственных средств предприятия для инвестирования обычно ограниченного круга небольших инвестиционных проектов. Соответствует «веерной» структуре финансово-инвестиционной стратегии, при которой стрелки рис. 3 направлены из одного (первого) финансового источника на весь спектр стратегических решений (I) – (IV). Применение этой стратегии ограничено, так как предполагает самодостаточность предприятия и значительные возможности самофинансирования, которые имеются лишь у крупных (в редких случаях средних) компаний. При среднем уровне эффективности данная стратегия характеризуется высокой надежностью, так как ее реализация почти полностью зависит от деятельности самого предприятия (при условии его стабильности и стабильности внешней среды). Наиболее характерна для зрелой экономики и сложившихся рынков реализации товара, не требующих радикальной перестройки деятельности предприятия.

Тип 2. «Любимое чадо». Предполагает использование преимущественно централизованных источников (государственных инвестиций и кредитов). Так же, как и первый тип, характеризуется «веерной» или «квазивеерной» структурой, ориентированной на реализацию стратегических решений (I) – (IV), однако основание этого веера находится у шестого и седьмого источников финансирования (см. рис.3.). Стратегия имеет весьма узкую область применения ввиду дефицита государственных средств и недоступности их для подавляющего числа предприятий. Реализация этой стратегии в значительной степени зависит от политических рисков и структурно-промышленной политики. Наибольшее распространение имела в дореформенный период; может быть использована для реализации крупномасштабных проектов предприятий, имеющих статус особо важных и стратегических. В настоящее время реализуется в ситуациях, где руководители предприятия имеют тесные личные связи с представителями властных структур федерального или местного уровня. При удачном «раскладе» может обеспечить высокую эффективность.

Тип 3. «Консолидация». Предполагает использование более широкого спектра финансовых источников: собственного капитала (1) и внешних инвестиций (2), получаемых за счет акционирования, банковских и коммерческих кредитов (3) и (4) и др. Структура стратегии характеризуется особым конусообразным расположением стрелок рис 4.6.3; при этом образуется один–два конуса, каждый из которых имеет вершину, направленную на реализуемое стратегическое решение (проект). Данная стратегия предполагает консолидированный способ финансирования, требующий значительной предварительной подготовки для своего осуществления. Используется для крупномасштабных стратегических решений при нехватке собственных средств. Имеет широкое применение среди значительного круга современных предприятий, действующих по принципу «с мира по нитке». Эффективность и надежность стратегии зависит от структуры привлекаемых источников и может колебаться в значительных диапазонах.

Тип 4. «Консорциум». Предполагает консолидированное финансирование из различных источников, но в отличие от стратегии типа «консолидация» характеризуется партнерским принципом деятельности, предполагающим интеграцию усилий нескольких предприятий ( фирм, банков и т.д.) в реализации одного или нескольких крупных проектов. При этом происходит диверсификация рисков предпринимательской деятельности, согласование интересов участников сформированной группы как по горизонтали, так и по вертикали. Так как в крупномасштабном проекте обычно реализуется весь спектр стратегических решений (I) – (IV) и привлекаются самые различные источники финансирования (1) – (7), структура стратегии имеет характер «сетки», образуемой взаимным пересечением стрелок, ведущих от инвестиционных источников к стратегическим решениям.

Данная стратегия используется при наличии у предприятия  интеграционных возможностей для радикального изменения своего положения на товарном или ресурсном рынке, при внедрении  инноваций. Встречается достаточно редко, но является перспективной, так как обеспечивает снижение рисков и увеличение эффективности.

Тип 5. «Пирамида». Представляет собой наиболее последовательный вариант реализации стратегии «консолидация». В этом случае в консолидированное финансирование попадают все инвестиционные источники, а усилия концентрируются на реализации одного стратегического решения или узкоспециализированного проекта развития предприятия. Структура стратегии образует при этом пирамиду. Данная стратегия берется на вооружение, например, в тех случаях, когда фирма реализует маркетинговую политику, ориентированную на достижение лидерства на своем рынке. Применяют в основном крупные фирмы, имеющие существенный стартовый капитал, так как значительное привлечение инвестиционных ресурсов невозможно без предоставления гарантий в форме имущества.

Информация о работе Инвестиционная стратегия предприятия