Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
2) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации
3) определить роль инвестиций на примере Республики Карелия

Содержание

Введение
Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие инвестиционной политики государства и её значение
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные аспекты инвестиционной политики
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач 1.docx

— 57.27 Кб (Скачать документ)

 

Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного  воздействия, повысить роль правовой регламентации  хозяйственной жизни, создать эффективную  систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к  использованию нормативных методов  регулирования экономики.

 

Широкое применение нормативных  методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических  нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного  резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной  деятельности, критериев конкурсов  инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

 

Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит  решить, очевидно, что для инициирования  устойчивого инвестиционного подъема  необходимы согласованные меры по обеспечению  благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов  экономического регулирования, учитывающих  реальную инвестиционную ситуацию.

 

 

3. Региональные аспекты  инвестиционной политики

 

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве  во многом зависит от того, насколько  при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы  и стратегически сориентированы на достижение общих экономических  результатов интересы центра и регионов.

 

3.1 Причины активизации  инвестиционной политики регионов                             

 

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная  региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах  децентрализации инвестиционного  процесса. Реализация этого курса  на практике применительно к регионам явилась основой возрастания  их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной  инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета  в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 16,6% в 1992 г. до 6,6% в 1999 г.) доля бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов продолжала держаться  на уровне немногим выше 10%.

 

Вместе с тем активизация  собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного  законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать  более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

 

Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного  климата, создании зон наибольшего  благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной  поддержки Инвестиций, В 1993—1994 гг. над  формированием собственного инвестиционного  законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности.

 

В целом процесс формирования регионального инвестиционного  права был направлен на совершенствование  и дополнение в рамках компетенции  региональных органов власти федеральной  нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных  актах: если первые законодательные  акты были нацелены в основном на привлечение  иностранных инвестиций, последующие  документы определяли условия, благоприятные  для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных  инвестиций, как правило, следует  за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных  и стабильных условий в стране.

 

Имел возможность в  рамках существующего федеративного  устройства России вести собственную  инвестиционную политику, создавать  и реализовывать различные схемы  стимулирования инвестиций региональные власти накопили за период рыночного  реформирования значительный опыт в  сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее  время все усиливается.

 

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие  основные элементы:

 

·        разработка и принятие пакета законодательных  и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

 

·        предоставление гарантий сохранности частного капитала; предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

 

·        создание организационных структур по поддержке, инвестиционной деятельности;

 

·        содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

 

·        выдача гарантий и поручительств коммерческим 6aнкaм, финансирующим инвестиционные проекты;

 

·        мобилизация  средств населения посредством  выпуска муниципальных ценных бумаг;

 

·        содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

 

3.2 Проблемы согласования  инвестиционной политики федерального  центра и регионов

 

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд  проблем, связанных с углублением  межрегиональных противоречий. В  их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней  социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно  взаимосвязаны.

 

Российские регионы характеризуются  высокой степенью экономической  неоднородности, а следовательно, и  различием возможностей привлечения  инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует  о неравномерном распределении  средств: предпочтения инвесторов связаны  в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой  платежеспособностью населения, а  также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности  регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение  инвестиционного капитала путем  предоставления более благоприятных  условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

 

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов  стимулирования инвестиций; отсутствие унифицированных схем продвижения  проектов затрудняют активизацию инвестиционного  процесса. Анализ фактологического и  статистического материала свидетельствует  о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных  инвестиций и т.д.

 

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства  в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются  в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств  стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы  максимальные налоговые льготы, сколько  в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

 

3.3 Инвестиционная политика  в Республике Карелия

 

Основными документами, регламентирующими  инвестиционную деятельность в Республике Карелия  является  “Программа инвестиционной политики правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы “, а  также  ежегодно принимаемые республиканские  бюджет.

 

Общий объем финансирования по инвестиционным проектам и предложениям - 56463 млн. руб. (подробнее в Приложении 4)

 

Важнейшие социально-значимые проекты, финансируемые с участием средств республиканского и федерального  бюджетов, внебюджетных источников на 2003- 2006 годы и перспективу до 2010 года                                                                            1311,5 млн. рублей

 

Основной отраслью инвестирования является лесной комплекс, в него направлена большая часть государственных  прямых инвестиций. Самыми крупными по объему инвестирования являются: развитие целлюлозно-бумажной промышленности (реконструкция  Сегежского ЦБК, техническое перевооружение ОАО Кондопожского), в горнопромышленном  комплексе промышленное освоение Аганозерского  месторождения хромитов в Пудожском  районе,

 

Одним из главных конкурентных преимуществ республики выступают  ее природные ресурсы: лес, минеральное  сырье, вода. Это создает возможности  для глубокой переработки сырьевых ресурсов и развития экономики в  данном направлении.

 

Республика Карелия также  продвинулась в совершенствовании  своего инвестиционного климата. В  республике действуют Закон Республики Карелия «Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия» и ряд других нормативных актов, определяющих систему  преференций и прямого финансирования инвестиционных проектов. За предыдущий плановый период выполнена программа  «Инвестиционная политика Правительства  Республики Карелия на 1999-2002 годы», утвержденная постановлением Правительства  Республики Карелия от 3 апреля 2000 года № 90-П, реализован целый ряд мероприятий, направленных на привлечение инвестиций.

 

Однако, пока ни субъекты рыночной инфраструктуры, ни предприниматели, ни органы республиканской и местной  власти в целом не готовы к широкому приему инвестиций. При общем улучшении ситуации с инвестиционным климатом в республике имеется целый ряд проблем, требующих решения:

 

- отсутствует развитая  инфраструктура по обслуживанию  и подготовке инвестиций (консалтинговых  фирм по разработке технико-экономических  обоснований (ТЭО) проектов, бизнес-планов, фирм, оказывающих услуги по продвижению  и согласованию проектов и  т.п.);

 

- низок информационный  уровень обеспечения инвесторов: инвестор сталкивается с проблемой  отсутствия легкодоступной информации  по лесосырьевым ресурсам, наличию  свободных земельных участков  промышленного назначения, производственных  помещений, трудовых ресурсов  и т.д.;

 

- не отработана система  сопровождения наиболее значимых  инвестиционных проектов, отсутствуют  специалисты в области инвестиционного  менеджмента как на предприятиях, так и в республиканских органах  исполнительной власти, а также  органах местного самоуправления. 

 

Республика Карелия имеет  достаточно большой инновационный  потенциал по численности научно-технических  организаций и предприятий. В  общей сложности таких организаций  насчитывается около 70. Среди них: Петрозаводский государственный университет, Карельский государственный педагогический университет, Карельский научный центр  Российской академии наук. Однако инновационные  рейтинги республики свидетельствуют  о низком использовании научного потенциала в инновационной сфере.

 

Банковское кредитование

 

Определенное оживление  процессов, происходящих в экономике, способствует росту финансовых ресурсов банковского сектора республики. К концу 2002 года ресурсы кредитных  организаций, расположенных на территории Республики Карелия, превысят 6 млрд. рублей. Однако по-прежнему сохраняется низкая инвестиционная активность банковских учреждений в финансировании реального  сектора экономики. По данным кредитных  организаций за 2001 год выдано 14 инвестиционных кредитов на 296,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2002 года - 11 на 201,6 млн. рублей. По состоянию  на 1 ноября 2002 года кредитные вложения, предоставленные на срок свыше одного года, составляли 23% общего объема кредитных  вложений.

 

Недостаток долгосрочных ресурсов восполняется средствами, поступающими из головных банков, филиалы которых  расположены на территории Республики Карелия. За счет этих средств выдано более трети всех кредитов. Наличие  в регионе филиалов крупных столичных  банков открывает доступ потенциальным  ссудозаемщикам к ресурсам, масштабы которых ограничиваются, в основном, степенью платежеспособности клиента и его способностью реализовать проектные решения.

 

Со стороны предприятий  препятствием для получения инвестиционных кредитов является недостаточный опыт у специалистов по стратегическому  планированию, разработке бизнес-планов, отсутствие собственных средств, ликвидных  залогов и гарантий. Непрозрачность бизнеса и неустойчивое финансовое положение являются характерной  чертой многих предприятий республики. Такие предприятия не занимаются реструктуризацией, позволяющей улучшить их финансовые и экономические показатели и создающей кредитную привлекательность. Как правило, за кредитами обращаются предприятия малого бизнеса, которые  только зарегистрировали свою деятельность и практически не имеют собственных  средств. Даже при наличии бизнес-плана, отвечающего всем требованиям инвестора, при отсутствии стартового капитала, риски невозврата кредита и неуплаты процентов остаются достаточно высокими.

Информация о работе Инвестиционная политика государства