Инвестиции. Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2009 году.

Работа состоит из  2 файла

Курсовая инвестиции.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

С целью стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Схематически  система государственного регулирования  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь изображена на рис. 2.

Рис. 2. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Примечание. Источник: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З

Одной из основных форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности является принятие и финансирование государственных инвестиционных программ.

Программа на 2009 год предусматривает следующие  инвестиционные вложения:

- финансирование строительства строек и объектов за счет резервного фонда Президента Республики Беларусь – 110 160 000 тыс. рублей;

- финансирование  строительства строек и объектов  за счет государственного бюджета  – 1 481 309 500 тыс. рублей;

- финансирование строительства строек и объектов за счет республиканского фонда охраны природы – 190 804 615 тыс. рублей;

- финансирование  строительства строек и объектов  за счет республиканского дорожного  фонда – 403 380 000 тыс. рублей;

- финансирование  строительства строек и объектов за счет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 857 705 тыс. рублей

- финансирование  строительства строек и объектов  за счет государственного целевого  фонда национального развития  – 453 000 000 тыс. рублей [4].

Всего государственная  инвестиционная программа Республики Беларусь на 2009 год  предусматривает  вложение 2 940,5 млрд рублей в развитие экономики Республики Беларусь.

Объем выдачи инвестиционных кредитов, предусмотренный основными  показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году, составляет 7 000 – 7 500 млрд рублей. Зная, что показателями прогноза социально- экономического развития на 2009 год предусматривается получить ВВП в размере 153 800 – 159 300 млрд. рублей, нетрудно определить размер прямого участия государства в инвестициях – 6,5% от ВВП.

В области создания благоприятных  условий для инвесторов необходимо рассмотреть Декрет №10 № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий  для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».  Несмотря на то, что в силу данный документ вступит только с 6 ноября 2009 года, его уже назвали прорывом в области привлечения иностранных инвестиций.

В соответствии с Декретом №10 вводится трехуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставленных преференций и льгот.

В соответствии с п. 2 Декрета  № 10 инвесторы имеют право на:

- строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

- предоставление без  проведения аукциона на праве  аренды земельного участка требуемого  размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным  проектом, с оформлением необходимых  документов по отводу земельного  участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Инвесторы освобождаются  от:

- перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

- возмещения потерь  сельскохозяйственного и (или)  лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для  реализации инвестиционного проекта,  а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

- уплаты ввозных таможенных  пошлин и налога на добавленную  стоимость  при ввозе в Республику  Беларусь оборудования и запасных  частей к нему;

- уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Предлагаемые нормы  направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности.

Одновременно с Декретом №10 глава государства подписал Указ №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». Этим документом вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Этот статус могут получить физические и юридические лица, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с топ-менеджерами крупных компаний. Институт инвестиционных агентов вводится в Беларуси в соответствии с международной практикой. Агенты будут представлять нашу страну за рубежом при официальных поездках, содействуя привлечению капиталов для реализации инвестпроектов в РБ.

Таким образом, можно  сделать вывод, что государство  в Республике Беларусь не стоит в  стороне инвестиционных процессов  в экономике. Наоборот, при помощи прямых и косвенных инструментов активно воздействует на формирование благоприятного климата для привлечения капиталов из-за границы. Об этом свидетельствуют и принятые в последнее время документы, предоставляющие дополнительные льготы и преференции для инвесторов в Республике Беларусь.

Благодаря нацеленности экономики  на ускоренное техническое перевооружение в 2009 году сохранилась положительная динамика роста инвестиций.

 В I полугодии 2009 года использовано 19,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 117,6% к уровню I полугодия 2008 года.

В таблице 1 приведены  данные по основным показателям инвестиций в Республике Беларусь в I полугодии 2009 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные показатели инвестиций в Республике Беларусь в 2009 году

Таблица 1

Примечание. Статистическая информация [Электронный ресурс], стр.1

Как видно из таблицы 1, несмотря на положительную динамику инвестиций в целом, в 2009 году темпы  роста инвестиций снизились на 6%. Под большим вопросом находится  выполнение прогнозного показателя по инвестициям в основной капитал. Ведь для достижения годового темпа в 23%, темп роста инвестиций во втором полугодии должен составить не менее 29%, что в условиях финансового кризиса и снижающейся деловой активности представляется очень маловероятным.

Показательно наметившееся изменение направления расходования инвестиций: как и в предыдущие годы большую часть в I полугодии 2009 года (63,7%), составили инвестиции в объекты производственного назначения, однако темпы их роста меньше, чем в объекты непроизводственного назначения.

В таблице 2 представлены данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года.

Данные об использовании  инвестиций по областям и городу Минску в I полугодии 2009 года

Таблица 2

 

Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], стр.2

Как демонстрирует таблица 2, лидером по привлечению инвестиций в основной капитал в I полугодии 2009 года является город Минск. Распределение долей регионов Республики Беларусь в процентном выражении показано на рис. 3.

Рис. 3. Доли регионов в инвестиционных вложениях в I полугодии 2009 года

Примечание. Источник: Статистическая информация [Электронный ресурс], стр. 3

Несмотря на лидерство  г. Минска в абсолютной величине привлеченных инвестиций, что объясняется привлекательностью столицы как бизнес центра, по темпам роста инвестиций абсолютное первенство принадлежит Брестскому региону. Это свидетельствует о качественно лучшем подходе руководства области к привлечению инвестиций, немалую роль в этом играет деятельность СЭЗ в г. Бресте.

В I полугодии 2009 года организациями государственной формы собственности использовано 9,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал (к уровню I полугодия 2008 года использовано 115%), в том числе организациями республиканской собственности – 4,5 трлн. рублей (103,5%), коммунальной собственности – 5,2 трлн. рублей инвестиций (128,2%).

Удельный вес инвестиций, использованных организациями государственной  формы собственности, в общем  объеме инвестиций составил 50,2% (в I полугодии 2008 года – 47,5%).

Данные о инвестициях  в основной капитал по источникам финансирования приведены в таблице 3.

Наибольший интерес  в таблице 3 представляют данные о  привлечении иностранных инвестиций. Ведь именно они приносят с собой  кроме капитала новые технологии, влияют на достижение положительного сальдо торгового баланса страны, нивелируя отрицательные влияния растущего импорта.

При анализе доли иностранных  инвестиций (иностранные источники  с учетом кредитов банков, обнаруживается незначительность вклада прямых иностранных  инвестиций в основной капитал в финансирование развития экономики республики. Это подтверждает необходимость активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

 

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в I полугодии 2009 года в Республике Беларусь

Таблица 3

Примечание. Статистическая информация [Электронный ресурс], стр.4

Основными источниками  финансирования являются собственные  средства организаций, кредиты банков и средства консолидированного бюджета.

В разрезе отраслей экономики  наиболее стремительный рост инвестиций произошел в сельском хозяйстве (150,9%), образовании (137,1%), жилищном строительстве (125,7%); финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (127,0%).

Снижены инвестиционные потоки в такие отрасли, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (91,0%), культура и искусство (92,6%).

Таким образом, проведенный  анализ инвестиционной деятельности в  Республике Беларусь в 2009 году позволил сделать следующие выводы:

- в республике сохранена  положительная динамика роста инвестиций в экономику, в первом полугодии темп роста инвестиций составил 117,6%;

- на фоне экономического  кризиса наблюдается замедление  темпа роста инвестиций на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года;

- крайне незначительной  остается доля прямых иностранных инвестиций в общей сумме вложений в экономику (2,8%), что свидетельствует об упущенных возможностях привлечения внешних инвестиций по сравнению со странами-конкурентами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвестиции в основной капитал являются одним из определяющих условий устойчивого социально-экономического развития государства.

В Республике Беларусь придается большое значение развитию и привлечению инвестиций (в том числе и иностранных) в экономику страны. Разработана одна из самых передовых в СНГ нормативных баз по гарантиям прав и защите интересов инвесторов.

Проведенный анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь показал, что в экономике сохраняется рост инвестиций в основной капитал, однако выполнение прогнозного показателя в 123-125% к концу 2009 года очень проблематично. Крайне неудовлетворительная ситуация складывается в области привлечения иностранных инвестиций. Они занимают незначительное место в инвестиционном портфеле страны (2,8%) и практически не оказывают влияния на экономический рост в силу своей незначительности.

По мнению автора, основная причина низкого притока внешних инвестиций заключается в неблагоприятном инвестиционном климате в Республике Беларусь, а именно в отсутствие уверенности иностранных инвесторов в сохранности своих капиталов.

Коренным образом в ближайшее время исправить ситуацию с инвестициями в Республике Беларусь вряд ли удастся. Однако предпринимаемые руководством страны в последние дни усилия возможно в смогут направить иностранные инвестиции в Республику. Прежде всего речь идет о Декрете №10 Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года. Данным документом существенно упрощается механизм освоения инвестиций в стране и предоставляются существенные льготы инвесторам по оплате различных обязательных платежей, пошлин и налогов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. № 2/780
  2. О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 07 августа 2009 г. N 1/10912
  3. Об утверждении Положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении:  Указ Президента Республики Беларусь №299 от 5 мая 2006 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 10 мая 2006 г. N 1/7554
  4. Об утверждении государственной инвестиционной программы на 2009 год: Указ Президента Республики Беларусь №562 от 16 октября 2008 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17 октября 2008 г. N 1/10127
  5. Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 года №2068 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 12 января 2009 г. N 5/29112
  6. Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 октября 2008 года №198 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 11 ноября 2008 г. N 8/19819
  7. Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. М.: «Высшая школа экономики», 2005.
  8. Иванов Н.И. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. СПб.: Астерион, 2008. – 221 с.
  9. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Учебное пособие. Мн. : ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  10. Макроэкономика: практический курс: Учебное пособие. / Под ред. Луссе А. СПб.: «Питер», 2003.
  11. Бабина А. Привлечение иностранных инвестиций: слияния и поглощения // Банковский вестник. 2008. №25. С. 42-51
  12. Давыдова Н. Инвестиционно-финансовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2008. №34. С. 36-41
  13. Рубашевская Е. Инвестиционная деятельность в Витебской области // Банковский вестник. 2009. №4. С. 47-52
  14. Петрушкевич Е. Закономерности динамики прямых иностранных инвестиций в СНГ // Банковский вестник. 2008. №24 С. 19-25
  15. Петрушкевич Е. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2009. №4 С. 30-35
  16. Фридкин Л. Кто с деньгами к нам придет… // Экономическая газета.- 2009.- №60.- С. 1,3
  17. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2008. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php - Дата доступа: 11.08.2009.
  18. http://news.tut.by/otklik/144242.html

Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в РБ