Иностранные инвестиции в России: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. В своей работе я попытался изучить ситуацию с инвестиционной активностью в России. Насколько условия в нашей стране соответствуют требованиям иностранных инвесторов. Предметом данной работы являются иностранные инвестиции, привлекаемые в Российскую Федерацию, типы иностранных инвестиций, методы, применяемые иностранными компаниями при инвестировании средств и правовая база для иностранных инвесторов.
Объектом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Для этого будет проведен анализ инвестиционного климата в России и динамики привлечения иностранных инвестиций, выявлены существующие препятствия для иностранных инвесторов и рассмотрены меры повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание

Введение
Глава 1 Классификация инвестиций
1.1 Прямые инвестиции в России
1.2 Портфельные инвестиции в России
Глава 2 Инвестиционный климат в России
2.1 Потенциал российского рынка
2.2 Ресурсная обеспеченность
2.3 Состояние экономики
2.4 Законодательная среда для инвестиций
Глава 3 Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала
3.1 Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области
3.2 Перспективы увеличения объема иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

Самый же богатый “урожай” прямых инвестиций был собран в 2000 году, когда в экономику области иностранные инвесторы вложили 76,9 млн. долларов. Близкий к этому результат был достигнут в 1998 году: 76 млн. долларов. 2000 год оказался наиболее благополучным не только в плане прямых инвестиций, но и в целом по всем видам вложений был достигнут наивысший показатель: 139,5 млн. долларов.

    Серьезным препятствием для привлечения инвестиций было и остается отсутствие условий  для страхования инвестиционных рисков. Региональный бюджет не может  выступать гарантом по инвестиционным сделкам в силу его недостаточной наполняемости и в связи с тем, что с каждым годом он становится все более социально ориентированным. То есть растет доля средств, направляемых на выплату зарплаты и пособий.

    По  активности региональных властей, предпринимающих  усилия по привлечению иностранных инвестиций, бьет нестабильность налоговой политики центра. Инвесторы, профинансировавшие расширение производства, получили налоговые послабления в части выплат в региональный бюджет. Когда же пришла пора получать отдачу от этого, акцизы на табачные изделия переориентировали на федеральный бюджет.

    Свою  отрицательную роль играет вхождение  Волгоградской области в Южный  федеральный округ. Для многих иностранных  инвесторов ЮФО ассоциируется с  Чечней, и это их отпугивает от сотрудничества. Переубедить осторожных инвесторов можно путем личных контактов. Наш сосед по округу — Краснодарский край — пошел по пути открытия своих представительств в разных странах: Италии, Германии, Польше. И то, что он лидирует в ЮФО по инвестиционной деятельности, говорит в пользу того, чтобы взять с него пример.

    Решающим  принципом осуществления инвестиционной политики в Волгоградской области является выявление и применение в управлении наиболее оптимальных механизмов капиталообразующего процесса. Он должен реализоваться исходя из сформированного на данном этапе реального инвестиционного климата, социально-экономического потенциала общества и исходя из совокупности рисковых факторов капитальных вложений.

    Неустойчивые  тенденции развития инвестиционной сферы в экономике Волгоградской области и имеющие место противоречия по вопросам несовершенства форм управления инвестиционной деятельности - все это говорит о необходимости принятия комплексных мер по оптимизации инвестиционного климата области со стороны органов государственной власти. Волгоградская область по своему инвестиционному имиджу находится в первой десятке наиболее привлекательных для крупных и средних отечественных и зарубежных инвесторов: это один из наиболее динамично развивающихся регионов Поволжья.

    Область располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, разветвленной инфраструктурой и транспортными коммуникациями. На территории области сосредоточено большое количество полезных ископаемых, добываются: нефть, природный газ, бишофит, фосфорит, строительный песок, минеральные воды - более 280 месторождений. На территории области расположены ведущие предприятия российской химической и нефтехимической промышленности, топливно-энергетического комплекса; производство строительных материалов, черной и цветной металлургии, машиностроения и приборостроения, легкой промышленности, строй-индустрии, пищевой и перерабатывающей промышленности.

    Волгоградская область представляет собой природно-производственный комплекс, обладающий признаками самодостаточности, где сложился профессионально-кадровый потенциал, имеются перспективные инвестиционные проекты, накоплен достаточно мощный интеллектуальный потенциал. Все это является необходимыми предпосылками для стабилизации

экономического  положения предприятий, отраслей и сфер хозяйствования, создания производственной инфраструктуры, качественного повышения благосостояния основной массы населения. В настоящее время активно ведется работа по обновлению нормативно-законодательной базы регулирующей инвестиционную деятельность в Волгоградской области. В работе участвуют, не только представители органов государственной власти и регионального управления, но и ведущие консалтинговые группы региона. Это

позволит  в необходимой мере учесть интересы всех слоев и инвесторов, и производственников. Пересмотр основополагающих механизмов, приоритетных направлений и разработка мер, адекватных современной экономической ситуации позволит максимально адаптироваться к реальной экономической ситуации.

            Основная проблема, которая тормозит экономическое (инвестиционное) развитие региона - это неготовность и нежелание отдельных предприятий и отраслей к серьезным внешним заимствованиям. Это, во-первых, обусловлено отсутствием серьезным маркетинговых и консалтинговых проработок у субъектов инвестиционной деятельности. Также имеет место недоверие и у ведущих менеджеров предприятия, которые имели негативный опыт работы с мало предсказуемой кредитной политикой типа "предприятие - банк". Еще в произведении Марка Твена было замечено, что "кошка, однажды севшая на горячую плиту, никогда более не сядет и на холодную тоже!" Во-вторых, наши отечественные предприятия, располагают оборудованием, на котором возможно производить продукцию, к сожалению, не конкурентоспособную и рынок сбыта ограничен рамками России. В-третьих, есть серьезные претензии и к подготовке специалистов по инвестиционному проектированию на местах.

           Однако экономисты при Администрации Волгоградской области проводят консультации и оказывают реальную помощь при составлении и оформлении инвестиционных проектов. Реально к данной работе привлекаются и частные консультационные группы. Сейчас, например, уже имеется ценный опыт специалистов Администрации Волгоградской области при поддержке Волгоградской торгово-промышленной палаты по разработке каталога "Инвестиционные предложения Волгоградской области", а также "Закона об инвестиционной деятельности в Волгоградской области" при сотрудничестве с НК "Кулагин и Партнеры" При непосредственном участии Волгоградской областной Администрации в рамках федеральных целевых программ ведется строительство опытных химических заводов АООТ "Каустик", производство экологически чистого кормового белка из отходов зернопроизводства АООТ "Волгобиосинтез"; осуществляется реконструкция производства хладонов на АООТ "Каустик" и ОАО "Химпром". Ведется работа по созданию зоны экономического развития на территории ОАО "Волгоградский Завод ЖБИ-1". Кроме прочего в структуре областного бюджета предусмотрена статья "бюджет развития области", направленная на финансирование успешно работающих предприятий Волгоградской области.

 Средства данной статьи распределяются на конкурсной основе на условиях срочности, возвратности и платности. Это, безусловно, очень важно. В настоящее время областные структуры осуществляют программные мероприятия к созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в области.

           Для внедрения данной программы необходимо решить некоторые задачи. Наиболее важная из них - это оценка уровня инвестиционной привлекательности региона на базе соотношения рисковых факторов финансовых вложений инвестиционного потенциала области. Для этого необходима комплексная система мер по оказанию целевой, реальной помощи субъектам инвестиционной деятельности. Риск вложения инвестиций, как частных, так и государственных, по области экономического региона определен в соответствии с экспертными оценками российских рейтинговых

 агентств по данным "Эксперта" (учитывается также: экономические; социальные; экологические; криминогенные; законодательные риски, оказывающие влияние на возможную степень отклонения итоговых результатов процесса инвестирования от проекта). 

                                                         

                                                         Таблица 4

       Соотношение показателей инвестиционного потенциала и уровня 

                                                   риска по областям 10 

  Область/регион     Потенциал    риска

          

               (max)

 Инвестиционный

 Потенциал

           (min)

Астраханская  область 7 2
Волгоградская область 3-4 7
Калмыкия 8 8
Пензенская  область 5-6 6
Самарская область 3-4 3
Саратовская область 1-2 5
Татарстан 1-2 1
Ульяновская область 5-6 4
 
 

На основе результатов можно сделать заключение, что Волгоградская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и умеренным экономическим риском. Это признак высокого уровня инвестиционной привлекательности. Однако, основываясь на соотношении объема инвестиций и уровня региона по инвестиционной привлекательности очевидна

"недоинвестированность"  Волгоградской области. Вместе с тем у нас в области весьма развитая экономическая основа для осуществления масштабных инвестиционных преобразований. Однако по ряду объективных и субъективных причин мы пока отстаем по показателям, характеризующим приток инвестиционного капитала. Поэтому необходимо серьезное совершенствование форм и методов управления инвестиционными потоками, а также серьезная доработка инвестиционного законодательства.  

    3.2 Перспективы увеличения объема привлекаемых иностранных    инвестиций 

    Перспективы привлечения иностранных инвестиций в Волгоградскую область неразрывно связаны с улучшением ее инвестиционного  фона, что возможно лишь при принятии специального законодательства для иностранных инвесторов и комплекса других мер . Необходимо выделить основополагающие задачи по привлечению государственных и частных отечественных инвесторов, и зарубежных инвесторов, и, следовательно, активизировать инвестиционный процесс:

    • Необходима разработка комплексного, полноценного, отрегулируемого и экономически благоприятного "поля" для инвестиционной деятельности: налоговые льготы, гарантии, поддержка инвестиционной активности, как со стороны органов областного управления, так и местных банков, государственное участие в финансировании инвестиционных проектов, разработка и презентация инвестиционных проектов и т. п.;

    • Разработка мер по стабилизации и  развитию регионального финансового рынка. Для этого на наш взгляд необходимо: Во-первых, повысить ликвидность акций предприятий региона с целью превращения акционерного капитала в источник дополнительных инвестиционных ресурсов в производство; Во-вторых, комплексная программа действий по подготовке эмиссии региональных и муниципальных займов, прежде всего на основе пакета инвестиционных проектов;

    • Разработка и реализация целенаправленной политики в отношении предприятий в "предбанкротном" состоянии имеющих задолженность перед бюджетом всех уровней особенно в областной и местный. Главной целью подобной политики является предотвращение остановки хозяйственной

    деятельности  данного предприятия за счет их реструктуризации и финансового оздоровления через модернизацию и выпуск продукции, востребованной на зарубежном и отечественном рынках;

    • Подготовка реестра и формирование эффективных систем управления всеми объектами на территории области находящихся в Федеральной собственности и в собственности субъекта Федерации. Цель – мобилизация налогового потенциала. Аналогичный комплекс мер может быть реализован и в отношении природных богатств области, где предстоит четко обозначить границы и режимы использования природных объектов, находящихся в Федеральной, областной и муниципальной собственности;

    • Выпуск региональных облигационных  займов под жилищное и иное строительство. Это позволит создать региональный рынок ценных бумаг для финансирования нового жилья, газификации и решения прочих жизненно важных проблем региона.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: состояние и перспективы