Иностранные инвестиции в России: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. В своей работе я попытался изучить ситуацию с инвестиционной активностью в России. Насколько условия в нашей стране соответствуют требованиям иностранных инвесторов. Предметом данной работы являются иностранные инвестиции, привлекаемые в Российскую Федерацию, типы иностранных инвестиций, методы, применяемые иностранными компаниями при инвестировании средств и правовая база для иностранных инвесторов.
Объектом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Для этого будет проведен анализ инвестиционного климата в России и динамики привлечения иностранных инвестиций, выявлены существующие препятствия для иностранных инвесторов и рассмотрены меры повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание

Введение
Глава 1 Классификация инвестиций
1.1 Прямые инвестиции в России
1.2 Портфельные инвестиции в России
Глава 2 Инвестиционный климат в России
2.1 Потенциал российского рынка
2.2 Ресурсная обеспеченность
2.3 Состояние экономики
2.4 Законодательная среда для инвестиций
Глава 3 Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала
3.1 Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области
3.2 Перспективы увеличения объема иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

    2.4 Законодательная среда для инвестиций

    В России нет пока четкой государственной  программы привлечения иностранных  инвестиций, предусматривающей приоритетность развития тех или иных отраслей экономики  или территорий. В то же время законодательство многих стран бывшего Союза (Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Молдавии, Киргизии) уже содержит перечень отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала, где инвесторы получают дополнительные или первоочередные льготы.

    По  условиям обеспечения общей устойчивости правовой среды для деятельности иностранных инвесторов Россия проигрывает  Латвии, Украине, Таджикистану, где  приняты положения о том, что  в случае появления более поздних  законодательных актов, ухудшающих условия инвестиций, к иностранным инвестициям в течение десяти лет применяются те законодательные акты, которые были в силе в момент внесения инвестиций (исключение - в Латвии: законодательные акты, связанные с обеспечением обороны, национальной безопасности, общественного порядка, налогового режима, охраны окружающей среды, нравственности, здоровья жителей, антимонопольного законодательства).

    Законодательство  Эстонии предоставляет иностранцам  право владения землей, в то время  как в России они пока могут только пользоваться ею.

    На  Украине установлен более низкий порог, чем в России(20% по сравнению  с 30-процентной долей иностранного участия в предприятии), предоставления льгот предприятиям с иностранными инвестициями.

    Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения (например, высокие налоги) в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов — необходимое условие для притока иностранных инвестиций.

    Для законодательной базы периода экономических  реформ в России характерно чрезвычайно частое изменение условий внешнеэкономической деятельности предприятий. Это ведет к затруднению их работы, поскольку постоянное изменение нормативных документов лишает фирмы возможности планировать свои операции на сколько-нибудь длительную перспективу. В ещё большей мере это относится к западным партнерам российских фирм.

    Нестабильность законодательства, несомненно, ухудшает инвестиционный климат в России.

    Другим  моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, являются большое количество ведомственных актов, «уточняющих» положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются (а чаще не выполняются) распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений  выступают недостатки  российской деловой инфраструктуры, то есть сети услуг — банков, квалифицированных бухгалтеров и юристов, коммерческих кодексов и налогов, «прозрачной» системы юридического учета и контроля, — которая позволяет функционировать рыночной экономике.

    По  показателю законодательной среды для инвестиций Россия не имеет значительных преимуществ перед другими государствами бывшего Союза, а по некоторым позициям даже проигрывает им. 

    Политический  климат 

    Политический  климат в России формируется во многом под влиянием следующих процессов:

    1) демократизация всех сфер общественной  жизни имеет огромное стратегическое  значение в оценке западными  бизнесменами инвестиционного климата в России как благоприятного, так как нацелена на формирование политической базы рыночной экономики и свободного предпринимательства. В то же время развертывание процессов демократизации в конкретной исторической ситуации, сложившейся на настоящий момент в России и других республиках бывшего Союза, демонстрирует и отрицательные последствия данных процессов в кратко - а возможно, и в среднесрочной перспективе, проявившиеся в дезинтеграции единого экономического пространства, росте политической, экономической и социальной нестабильности. События в Чечне означают усиление неопределенности для бизнеса;

    2) оценивая общую экономическую  ситуацию в России, нельзя не  признать существования политического  риска, вызванного принятой последовательностью  проведения реформ. Реформы подобного рода почти всегда несут в себе опасность социального взрыва.

    Меры  экономической либерализации, политика стабилизации (снижение расходов госбюджета и уменьшение расходов на социальные нужды, отмена субсидий на продовольствие) и структурные реформы (включая приватизацию) несут в себе большие риски для инвестирования — риски политической нестабильности. Проведение стабилизационной политики связано с социальными издержками, создающими угрозу правительству. Успех же структурной реформы зависит от достижения экономической стабильности. Главная проблема — в том, сможет ли «правительство реформ», проводя стабилизационный процесс и принимая необходимые при этом меры жёсткой экономии, чреватые тяжёлыми социальными последствиями, сохранить кредит доверия к себе.

    Неблагоприятно  сказываются на оценке политического  климата в России политические трения, возникающие с другими республиками бывшего СССР, а также намечающиеся тенденции политического сепаратизма в самой РФ. Развитие этих процессов несет в себе опасность конфликтов.

    Все эти процессы способствуют общей  политической нестабильности, основные показатели которой для России — рост числа бастующих, выдвигающих экономические требования, политическая дезинтеграция, а также гигантский рост преступности в стране. Рост политической нестабильности означает ухудшение политического климата для инвестиций в России. На основании всех этих факторов политический риск инвестирования на текущий момент определяется как высокий, хотя и значительно более низкий, чем в государствах, на территории которых ведутся или велись открытые военные действия (Югославия, Армения, Азербайджан, Грузия, Таджикистан), или в государствах, граничащих с воюющими странами и в силу этнического состава своего населения находящихся под угрозой втягивания в военные действия.

    В целом в современных условиях России состояние инвестиционного климата характеризуется наличием высокого инвестиционного риска.  

    Налоги 

    Одной из Главных проблем для иностранных  предпринимателей в России явились налоги. Как говорит, Питер Чэроу, исполнительный директор Американской торговой палаты в России, - «Налоговая система гораздо важнее для них, нежели то, остаются или уходят из правительства Козыревы или Чубайсы». 

    Работа  по созданию налоговой системы в России началась лишь в 1992 году и началась фактически с нуля, потому что при прежней системе в ней просто не было нужды. Этот процесс неизбежно сопровождался некоторой хаотичностью: то принимался закон, то издавался президентский декрет или постановление правительства, то рассылалась инструкция или разъяснительное письмо.  В результате органичная и рациональная система отсутствует, налоговый пакет противоречив и постоянно и непредсказуемо меняется.  Компания, даже если она хочет честно платить налоги, не всегда знает, как именно нужно платить. Более того, сами налоговые инспектора далеко не всегда способны дать точные разъяснения.  Налоги в России высоки, но главное - они непонятны и непредсказуемы. С такими налогами очень трудно планировать бизнес.  Скажем, вы видите, что какой-то продукт выгоднее производить здесь, а не импортировать. Вы вкладываете 50 или 100 миллионов долларов в строительство завода, но через два года ситуация с налогами меняется до такой степени, что не начавшееся еще производство уже теряет смысл. Разве можно идти на масштабные долгосрочные инвестиции, если нельзя поручиться за стабильность налогов на ближайшие два года, не говоря уже о 10-20-и годах?

    Инвесторы считают, что, пока не сложилась эффективная  система прозрачных и стабильных налогов, надо широко использовать, как они называют, принцип «дедушкиной оговорки», которая гарантирует инвестору налоговую стабильность на заранее оговоренный срок. На этот счёт был специальный указ Президента Ельцина №.1066 от сентября 1993 года: в нём было сказано, что в течение пяти лет инвесторы будут защищены от неблагоприятных изменений в налоговой сфере - по крайней мере, те из них, которые уже действовали в России на момент принятия указа.  Налоговые службы полностью проигнорировали этот указ. С тех пор появились десятки неблагоприятных налогов (самый показательный пример - налог на превышение фонда зарплаты), которые благополучно применяются ко всем иностранным компаниям.  Пока формируется законодательная база, пока российская экономика приобщается к рынку, инвесторы, готовые рисковать большими деньгами, должны быть как-то защищены на весь переходный период, чьи временные рамки определит правительство.

    С налогами тесно связана проблема бухгалтерии. Российская бухгалтерия  никогда не обсчитывала прибыль, а только оборот. Поэтому, скажем, нынешний российский налог на прибыль (35 процентов) никак не сходится с принятым в мире, поскольку в прибыль включаются многие операционные, производственные издержки.

    Например, компания не может здесь вывести из налогообложения расходы на рекламу, на профессиональное обучение и подготовку кадров для компании, на поездки своих коммивояжеров по российским регионам. Она не может исключить плату за кредит, который она взяла, чтобы построить в России фабрику.

    Кроме того, если я построил фабричное  здание, то, по российским стандартам, срок его амортизации превышает  сто лет - то есть здание окупится через  сто с лишним лет. В США и  Великобритании срок амортизации здания - примерно 25 лет. В большинстве стран промышленное оборудование амортизируется за пять лет, а в России - за 25! Конечно, через четверть века оборудование физически еще может сохраниться - но как далеко уйдет к тому времени технология?   

                                                           
 
 
 
 
 
 
 

                                                            
 

                                                            Глава 3

    Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала 

    В современных экономических условиях центр тяжести управления социально-экономическими процессами активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов охватывает и сферу их сотрудничества с иностранными инвесторами.

    Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от состояния инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, уровня развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной, финансовой и деловой инфраструктур, интенсивности использования природных ресурсов и др.

    В настоящее время регионы применяют  широкий набор инструментов, способствующих созданию благоприятного инвестиционного  климата на местном, краевом или  республиканском уровнях. Многие регионы разработали и реализуют на своей территории региональные и межрегиональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Получили распространение такие меры, как освобождение при определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (или снижение их ставок), отсрочка по налоговым и арендным платежам на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий органов власти и другие.

                                                         
 
 
 

                                                       
 

                                                         Таблица 4

                          Структура иностранных инвестиц по федеральным округам                                                                            в 2000-2002 гг. 9

                                

                                 

 На  графике: ЦФО – Центральный федеральный  округ, СЗФО – Северо-Западный ФО, ЮФО  – Южный ФО, ПФО – Приволжский  ФО, УФО – Уральский ФО, СФО – Сибирский ФО, ДФО – Дальневосточный ФО 
 

3.1 Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области. 

В 2004 году Волгоградская область смогла привлечь в виде иностранных вложений 107,1 млн. долларов. Рост к предыдущему  году составил аж 240,1%. И он является рекордным. Однако радоваться особо нечему. Во-первых, 107 млн. — это далеко не предел инвестиционных “мечтаний”. Во-вторых, с 2001 по 2003 годы наблюдался спад иностранных инвестиций: 82,5 млн.долларов, 67,4 млн., 44,6 млн. Взлет, как видим, произошел от довольно низкого значения. В третьих, наиболее желанные — прямые инвестиции — составили всего 9,2 млн. долларов. Это на 4,4 млн. долларов меньше, чем было в 2003 году.  

Информация о работе Иностранные инвестиции в России: состояние и перспективы