Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4

1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………………..4

1.2. Источники инвестиций……………………………………………..8

1.2.1. Внутренние источники инвестиций………………………8

1.2.2. Внешние источники инвестиций………………………...11

2. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

2.1. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные

проекты в Республике Беларусь ……………………………………….15

2.2. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат Республики Беларусь……………………………..21

2.3. Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………...29

Заключение……………………………………………………………………..31

Библиография…………………………………………………………………..34

Приложение 1…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 72.00 Кб (Скачать документ)

Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в  экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении  оттока прямых инвестиций.

Ответить на вопрос, нужно ли ограничивать отток  инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти к решению можно  в четыре этапа:

1) Провести обследование  ясных и видимых результатов  стандарт-ного статического анализа  уровня благосостояния.

2) Установить, насколько  выводы об уровне благосостояния  зави-сят от того, как оценивается  национальная принадлежность зарубежного  инвестора.

3) Установить, каковы  специальные связи многонациональной  фирмы с международными рынками.

4) Рассмотреть  экономические аргументы выгодности  для страны налогообложения вывоза  капитала в форме прямых инвестиций

Страна базирования  инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирова-ния. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что  выигрыш для ра-бочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с  притоком управленческих и финансовых активов из стра-ны базирования.

Потери, которые  несут трудящиеся и другие слои в  стране базиро-вания, требуют своего объяснения. Представители организованного  ра-бочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против сво-боды североамериканских компаний организовывать производственные филиалы, например, в  Мексике, утверждая, что это экспорт  рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж  производства и рабочих мест из страны базирования особенно ха-рактерна для  тех компаний, которые сталкиваются с сильными отрасле-выми профобъединениями  в стране базирования. Но трудящиеся явля-ются не единственной группой, которая  теряет от роста прямых зару-бежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональ-ной компании сложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции аренда-торов.

Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогопла-тельщиков  в стране базирования, выгоды самих  инвесторов намного боль-ше и превосходят  все эти потери. Если страна базирования  состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом  будет отмечен чистый выигрыш  для страны базирования.

Таким образом, для страны базирования явно вырисовываются три количественных результата.

1) Непосредственные  рыночные результаты ПЗИ благоприятны  для страны базиро-вания, если  инвесторы рассматриваются как  принадлежащие этой стране.

2) Результат  будет обратным, если мнение инвесторов  не принимается во внимание  в стране базирования.

3) Существуют  политические и экономические  изъяны свободного оттока прямых  инвестиций из страны, что предполагает  ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого ограничения  весьма неопределенна.

А должна ли принимающая  страна ограничивать прямые инвестиции?

Последствия ПЗИ  для принимающей страны, «плюсы»  и «минусы» политики ограничений  симметричны по форме решения  соответствую-щих вопросов в стране базирования.

Во-первых, как  отмечено выше, принимающая страна в целом выиг-рывает от притока  инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия  с зарубежным капиталом, наряду с  местными и федераль-ным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные  инвесторы.

Во-вторых, в  принимающей стране, как и в  стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотноше-ний  зарубежного инвестора с местным  политическим окруже-нием. Многонациональные  фирмы могут организовать давление со сто-роны влиятельного правительства  страны базирования и вовлечь  при-нимающую сторону в конфронтацию.

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ  В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

2.1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ  И УСПЕШНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ  ПРОЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

«Привлечение  инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для  стабильного развития страны, является одной  из ключевых задач  правительства Беларуси» - заявил премьер-министр  Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в  Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс - деловой мир». А  потребность национальной экономики в инвестициях  до 2010 года глава  белорусского правительства  оценивает в 34 - 40 млрд. долларов США.. [13]

За  годы независимости  в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты  иностранных государств и международных  финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2003 году в Беларусь поступило  более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал  направлено только 150 млн. долларов иностранных  капвложений.

По  состоянию на 1 января 2004 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с  иностранными инвестициями и 2 183 иностранных  предприятий из более  чем 80 стран мира, которые за прошедший  год перечислили  в бюджет около 700 млрд. руб. налогов  и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений  в бюджет. Совокупный вклад иностранных  инвесторов в уставные фонды таких организаций  составляет около $550 млн., в том числе  в 2003 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы -- Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы  этих стран вложили  в экономику республики в 2003 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в  республике привлекает промышленная сфера. Сюда -- прежде всего  в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку -- в 2003 году направлено более 60% всех вкладов  в уставный капитал. В транспорт вложено  около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные  компании по некоторым  показателям вносят существенный вклад  в развитие белорусской  экономики. Они обеспечивают рабочими местами  до 10% занятого населения  республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные  организации активно  осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая  свыше 15% национального  экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с  иностранными инвестициями функционирует в  г. Минске, Минской  и Брестской областях. [9]

Поступление иностранных инвестиций 
в экономику Республики Беларусь в 2002-2003 годах 
по основным странам-инвесторам

(тыс.  долларов США)

 
50 основных стран-инвесторов Годы  
    2002 2003  
    всего в % к итогу всего в % к итогу  
  Всего 722 172,7 100,00 1 306 457,0** 100,00  
  Динамика в % к 2002 г.     180,9    
  в том числе  по странам:          
1. Швейцария 2 047,6 0,28 361 995,4 27,71  
2. Россия 75 678,9 10,48 250 151,8 19,15  
3. Австрия 73 275,5 10,15 112 669,5 8,62  
4. Виргинские  острова (Брит.) 89 704,7 12,42 86 088,8 6,59  
5. Германия 74 553,3 10,32 82 163,6 6,29  
6. США 78 223,8 10,83 48 263,5 3,69  
7. Нидерланды 4 675,2 0,65 46 828,5 3,58  
8. Великобритания 105 256,0 14,57 45 163,6 3,46  
9. Кипр 66 455,9 9,20 43 556,9 3,33  
10. Панама 49,0 0,01 27 457,7 2,10  
11. Латвия 6 716,2 0,93 22 474,1 1,72  
12. Италия 1 161,3 0,16 21 895,1 1,68  
13. Польша 4 131,4 0,57 19 919,3 1,52  
14. Швеция 51 077,8 7,07 19 540,0 1,50  
15. Чешская Республика 50 662,2 7,02 15 736,4 1,20  
16. ЮАР 0 0,00 14 217,9 1,09  
17. Хорватия 0 0,00 11 818,5 0,90  
18. Украина 51,5 0,01 11 019,3 0,84  
19. Кувейт   0,00 10 372,3 0,79  
20. Литва 1 696,0 0,23 7 596,8 0,58  
21. Лихтенштейн 2 448,1 0,34 7 008,8 0,54  
22. Сейшельские острова 0 0,00 5 299,2 0,41  
23. Словения 479,7 0,07 4 886,7 0,37  
24. Тайвань 0,2 0,00 3 449,1 0,26  
25. Финляндия 128,5 0,02 2 769,6 0,21  
26. Сент- Винсент  и Гренадины 2 112,6 0,29 2 577,6 0,20  
27. Канада 1 350,4 0,19 2 315,6 0,18  
28. Багамские острова 346,7 0,05 1 946,2 0,15  
29. Эстония 4 159,6 0,58 1 931,4 0,15  
30. Израиль 802,4 0,11 1 883,6 0,14  
31. Тунис 0 0,00 1 452,0 0,11  
32. Ливан 2 833,5 0,39 1 324,7 0,10  
33. Дания 230,4 0,03 1 153,7 0,09  
34. ОАЭ 0 0,00 939,2 0,07  
35. Венгрия 4,8 0,00 909,9 0,07  
36. Кыргызстан 1 776,8 0,25 824,1 0,06  
37. Словакия 3 391,9 0,47 720,4 0,06  
38. Бельгия 53,9 0,01 681,2 0,05  
39. Гибралтар (Брит.) 791,2 0,11 664,9 0,05  
40. Куба 15,0 0,00 652,4 0,05  
41. Люксембург 50,1 0,01 598,5 0,05  
42. Ливия 0 0,00 573,4 0,04  
43. Франция 846,7 0,12 422,0 0,03  
44. Югославия 232,5 0,03 372,4 0,03  
45. Турция 10 801,3 1,50 333,2 0,03  
46. Маршаловы острова 0 0,00 308,4 0,02  
47. Сент-Китс и  Невис 0 0,00 307,5 0,02  
48. Ирландия 1133,9 0,16 182,0 0,01  
49. Испания 2,0 0,00 147,5 0,01  
50. Болгария 87,4 0,01 137,9 0,01  
             

* за основу очередности  расположения пятидесяти  стран принят объем  поступления иностранных  инвестиций (по убыванию) в общем объеме  иностранных инвестиций  за 2003 год, по этой  причине в таблицу  не попали Австралия,  Китай, Норвегия, Португалия и др.

** в общую сумму  поступления иностранных  инвестиций включаются  по методике Министерства  статистики прямые  иностранные инвестиции, портфельные и  прочие.

Примечание: Источник [8]

Система льгот и преференций

Преимущество  такой организации хозяйственной  деятельности для зарубежного партнера состоит в получении дополнительных преференций.

К основным из них  относятся:

1. Освобождение  в течение трех лет от уплаты  налога на прибыль от производственной  деятельности. В случае, если такие  организации производят особо  важную для республики продукцию,  ставка налога на прибыль уменьшается  на 50% еще на срок до трех  лет.

2. Освобождение  от уплаты таможенной пошлины  и налога на добавленную стоимость  при ввозе на территорию республики  основных средств, предназначенных  для формирования уставного фонда.

3. Безлицензионные  экспорт продукции собственного  производства и импорт продукции  для собственного производства.

4. Свободное  распоряжение полученной выручкой  в иностранной валюте от экспорта  продукции собственного производства  после уплаты налогов и других  обязательных платежей.

5. Свобода при  выборе поставщиков товаров и  установлении цен на продукцию  собственного производства.

6. Сохранение  правового режима в течение  5 лет с момента государственной  регистрации организации с иностранными  инвестициями вне зависимости  от изменений в законодательстве  Республики Беларусь.

Успешные  инвестиционные проекты

«Многие бизнесмены по достоинству оценили действующее  в Беларуси инвестиционное законодательство - сказал премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский 21 сентября текущего года - Республика Беларусь - одна из немногих стран, принявшая Инвестиционный кодекс, устанавливающий государственные  гарантии прав собственности, защиты инвестиций. Работа над совершенствованием инвестиционного  законодательства продолжается». [13]

Среди успешно  работающих на белорусском рынке  организаций с иностранным капиталом  следует отметить СП "Бакко Бисов", СП "МАЗ-МАН" и др. 
СП "Бакко Бисов" -- единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа СП "Бакко Бисов" включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В СП "Бакко Бисов" с 1999 года инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой объем производства на 2004 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточных пил, объем выручки от реализации продукции -- $3,4 млн. В настоящее время на предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл -- от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. "Бакко Групп" регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.

Совместное белорусско-германское предприятие ЗАО "МАЗ-МАН" создано  в 1998 году с целью производства современных  большегрузных автомобилей для  региональных и международных перевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн  МАN Nutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный  завод РУП "МАЗ", ЗАО АКБ "Инфобанк" и др. 
Руководителям СП "МАЗ-МАН" представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации производства, применив западные концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий. 
Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь