Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 22:17, контрольная работа

Описание

Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики Украине в настоящий период.

Содержание

Введение. 3
1. Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. 4
2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 6
3. Макроэкономические параметры инвестиций. 7
4. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами. 8
6. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг. 10
7. Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций. 14
8. Денежно-кредитная политика государства, как регулировщик инвестиций. 15
8. Денежные сбережения населения как источник инвестиций. 15
9. Доклад заместителя Министра экономического развития и торговли РФ Ю.О.Исаева 16
Заключение. 20
Литература. 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная по инвестициям.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

Западно-Уральский  институт экономики и права

Лицензия  № 24-0153 от 26.04.2000г. Министерства образования  РФ

Свидетельство о государственной аккредитации

№ 25-1070 от 19.07.2000 г. 
 
 
 
 
 

Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

 
 

            Контрольная работа по дисциплине «Инвестиции»

              студента  6 курса

              Специальности «Финансы и кредит»

              Бизяева Д.Л. 

              Научный руководитель:

              Ковшов  В.С. к.э.н., доцент. 
               
               
               
               
               
               
               
               

Пермь 2003

 

    Оглавление

 

    Введение.

    Инвестиции  – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики Украине в настоящий период.

    Поскольку, государство играет ключевую роль в  финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране.

    Глубокие  экономические преобразования, происходящие в Украине, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения  роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.

    Значимость  всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала Украины.

    В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень.

    Именно  поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода Украине из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству. 
 

 

1. Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность.

    Перечень  документов законодательной базы, регулирующих инвестиционную деятельность в Российской Федерации не столь обширен как в других государствах. Объясняется это недавним зарождением рыночной экономики в Украине. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие инвестиционный процесс в Украине.

    Согласно  ЗАКОНУ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ). "Об иностранных инвестициях  в  РСФСР" и Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские  вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения  положительного социального эффекта.

    Запрещается  инвестирование  в  объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно определенных норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

    Важнейшими  стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и  предоставление им налоговых и таможенных льгот.

    Защита  инвестиций гарантируется законом  независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные  условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного  характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями: инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы,  реквизированы; применение таких мер, возможно, лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду; инвестиции могут быть застрахованы.

    В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено, что соответствующие положения принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 этот срок увеличен до трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской Федерации и указами Президента, нормативные  акты местных  органов власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению. Поскольку правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает необходимость в создании специальных организаций, обеспечивающих исполнение законодательных  норм.

    Указом  Президента РФ от 2 февраля 1993 г. N 184 образована Государственная инвестиционная корпорация, которая может выступать  гарантом иностранным и отечественным инвесторам. Взнос государства в уставном фонде корпорации составляет более 1 млрд. долларов США. Также  для обеспечения финансовых гарантий иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200 млрд. рублей. Не менее значительные  финансовые гарантии предоставлены постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 507. По эмиссионным обязательствам Инвестиционного финансового консорциума, участниками которого являются крупнейшие банки Украине, предусмотрены государственные гарантии общим объемом 800 млрд.  рублей. При этом средства, привлеченные в результате выпуска консорциумом ценных бумаг, направляются на финансирование инвестиционных проектов, а  также на формирование резервного и страхового фондов, на которые будет обращаться первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 признано необходимым участие российской стороны в учреждении Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.

    Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада  в уставный  фонд, предназначенное для собственного материального производства  или ввозимое иностранными работниками для собственных нужд, освобождается от  взимания импортных пошлин; предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать  продукцию собственного производства и импортировать  продукцию для собственных нужд; валютная выручка указанных предприятий от экспорта собственной продукции остается полностью в их распоряжении. Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 установлено, что  предприятия, ввозящие оборудование (кроме подакцизных), предназначенные  для производственного развития предприятий, по контрактам, заключенным до 1 января 1993 г., освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.

    С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной политике - финансовое участие государства в частных инвестиционных проектах. Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных и  заемных средств, включая иностранные инвестиции, при этом собственные  средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают право собственности на созданные объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.

    Указом  Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 введено  понятие финансового лизинга  как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок.

2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

    Формы и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Регулирование инвестиционной деятельности в законе формулируется следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции. Таким образом, инвестиционная политика государства должна быть направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицинское обслуживание населения.

    Согласно  закону, данный процесс реализуется в форме:

    государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.);

    прямого управления государственными инвестициями;

    введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин.

    предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и, тем самым повысить их качество.

    проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

    Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

  • контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РСФСР и республик в ее составе. А в том случае, если направление инвестиционной деятельности требует получение государственного сертификата на ее осуществление, то государство контролирует получение такого сертификата.
  • антимонопольные меры, приватизацию объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства. Таким образом, для инвестирования того или иного направления экономики государство должно создавать равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускать монополизации отдельных участков экономики одним инвестором. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики.
  • экспертизу инвестиционных проектов. Т.е. оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. 

    По  приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности Советами Министров РСФСР, республик в составе РСФСР определяются льготные условия.

3. Макроэкономические параметры инвестиций.

    Источниками финансирования инвестиций на макроуровне являются валовые внутренние сбережения. Накопленные за год сбережения могут либо пойти на финансирование внутренних инвестиций, либо на финансирование инвестиций в других странах, т.е. быть вывезенными из страны в качестве капитала.

    Валовые внутренние инвестиции состоят из инвестиций в основной капитал (обычно 70-80% валовых инвестиций), инвестиций в жилищное строительство (15-25% валовых инвестиций) и из прироста запасов (не больше 3%, обычно около 1% инвестиций). Последняя величина может быть и отрицательной, если запасы уменьшаются. Запасы - элемент инвестиций, который может быть вынужденным, - например, при спаде фирмы могут накапливать запасы непроданной продукции, что будет зачитываться в макроэкономической статистике как инвестиции. Заметим, что решения об инвестициях принимают два разных типа экономических субъектов: фирмы и домашние хозяйства. Кроме того, часть инвестиций может осуществляться государством. Сбережения не следует отождествлять со сбережениями домашних хозяйств, что означает, что сумма инвестиций фирм в основной капитал и в запасы плюс инвестиции домашних хозяйств в жилищное строительство плюс государственные инвестиции равны сумме частных сбережений фирм и домашних хозяйств, государственных сбережений (профицита государственного бюджета) и вывоза капитала.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности