Государственное финансирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и значение государственного финансирования
инвестиций 5
1.1.Экономическая сущность и классификация инвестиций 5
1.2 Сущность и классификация источников финансирования инвестиций 13
1.3.Государственное финансирование инвестиций 15
2. Государственное финансирование инвестиций в Российской Федерации и их перспектива 23
2.1.Значение государственных инвестиций в Российской
Федерации 23
2.2.Пути стимулирования экономики посредством государственных инвестиций в Российской Федерации 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

      Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

      Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении  данного объекта строительства  в утверждаемый перечень строек и  объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

      Средства  федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

      Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:

      1.  совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

      2.  авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

      3. широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

      4.  объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

      5. ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.

      Реализация  этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и  объектов, сооружаемых для федеральных  нужд позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.

      Государственное финансирование инвестиций осуществляется в следующих формах:

  1. финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;
  2. финансирование в рамках целевых программ;
  3. финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

      Финансовая  поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов осуществляется за счет средств  федерального бюджета.

      Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

      Переход к оказанию государственной поддержки  частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента «О частных инвестициях в РФ» от 17.09.94 (в ред. от 16.04.96) № 1928 и постановлением Правительства «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22 06.94 № 744. При Министерстве экономического развития и торговли РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.9

      Основные  требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

  1. право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;
  2. срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет;
  3. государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться:

    а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;

    б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;

       в) инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерство экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

      Представляемые  на конкурс инвестиционные проекты  классифицируются по категориям.

      Размер  государственной поддержки в  виде государственных гарантий устанавливается  в зависимости от категории проекта  и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.

      Средства  на оказание государственной поддержки  реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбора следующих форм государственной поддержки:

  1. предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;
  2. предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта;
  3. предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

      Министерство  финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:

  1. инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров;
  2. банки, имеющие намерение заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Минфин России заявки на предоставление этим банкам государственных гарантий.

      Минфин  России при заключении соглашений с  банками на предоставление государственных  гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства РФ. Финансирование инвестиционных проектов может осуществляться в рамках целевых программ. Постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» от 26.06.95 № 90 (в ред. от 25.01.99) № 594 и постановлением Госкомстата России по вопросам архитектуры и строительства «О сопровождении государственных инвестиционных программ» от 03.06.93 № 18-19 утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Россия.

      Финансирование  проектов в рамках государственных  внешних заимствований осуществляется путем привлечения из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредитов (займов), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг России.

      Смешанное финансирование довольно распространено на практике и предполагает одновременное  использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционированием может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.

      Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования (Ксф):

      Ксф = СС/И,

      где СС — собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления); И — общая сумма инвестиций.

      Рекомендуемое значение показателя — не ниже 0,51 (51%).

2. Государственное  финансирование инвестиций в  Российской Федерации и их  перспектива 

      2.1.Значение  государственных инвестиций в  Российской Федерации

      Как отмечалось выше, внутренние инвестиции по происхождению можно разделить  на два вида: государственные и не государственные. Что касается потенциального объема внутренних не государственных инвестиций, то их уровень вполне сопоставим с общими инвестиционными потребностями экономики РФ, единственная проблема заключается в том, что эти инвестиции в большей степени бездействуют (в большей части относится к инвестициям частных лиц), как по объективным причинам, так и по субъективным. На вовлечение большей их части в экономику страны необходимо время, которого, к сожалению, у России практически нет. Остался второй вид внутреннего потенциала - государственные инвестиции.

      Мы  убеждены, что в период низкой деловой  активности различных групп инвесторов, а также когда стоит вопрос о будущем страны как равноправного  субъекта мирового сообщества, вмешательство государства в экономику необходимо. Это не означает свертывания всех экономических реформ, а является временной среднесрочной вынужденной мерой, которая после выполнения своей основной задачи (полное обновление основных фондов предприятий) будет устранена. Сокращение государственного вмешательства в инвестиционный процесс также может быть уменьшено в случае значительного увеличения частных прямых инвестиций. Варианты привлечения частных валютных сбережений граждан России в экономику страны, мы рассмотрим в следующем номере.

      Многие  экономисты считают, что для экономического роста экономики инвестиционный капитал должен иметь следующий  путь, и этот путь - единственный.

      Инвестор --->  Прямые инвестиции ---> Экономический рост.

      Когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересованно в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала, т.е.

Информация о работе Государственное финансирование инвестиций в России