Государственное финансирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и значение государственного финансирования
инвестиций 5
1.1.Экономическая сущность и классификация инвестиций 5
1.2 Сущность и классификация источников финансирования инвестиций 13
1.3.Государственное финансирование инвестиций 15
2. Государственное финансирование инвестиций в Российской Федерации и их перспектива 23
2.1.Значение государственных инвестиций в Российской
Федерации 23
2.2.Пути стимулирования экономики посредством государственных инвестиций в Российской Федерации 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Рис 3. Возможное направление внешних инвестиционных средств в экономику России

      Государственные ценные бумаги в большей части  выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в “локомотивные” объекты экономики (выпуск государственных ценных бумаг для привлечения денежных средств является не инфляционным вариантом решения данной проблемы в отличие от денежной эмиссии).

      Доходность  рублевых "государственных инвестиционных ценных" бумаг в этом случае не должна превышать 8 – 15 % в СКВ (6 % “нормальная” ставка дохода, плюс 2 – 9 % премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е., при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении - выкупать. Доходность также может быть плавающей, т.е. гарантированный процент плюс возможный дополнительный доход, зависящий от различных обстоятельств.

      Предприятия, а возможно и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует  полученные таким образом финансовые ресурсы, после обновления основных фондов, хорошо поставленного менеджмента и эффективной работы могут быть частично приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг.

      Локомотивной  отраслью, может быть машиностроительная отрасль. Предпосылки для этого следующие:

      Во-первых, объективно присутствует потребность обновления основных производственных фондов всех отраслей хозяйства, общий износ которых достигает в среднем 70%.

      Во-вторых, машиностроение, создавая конечную продукцию с высокой степенью передела и добавленной стоимости, само является крупнейшим потребителем продукции других отраслей, начиная от металлов и энергоносителей, заканчивая продукцией нефтехимии, строительной и лесной промышленности. Машиностроение объективно является основным заказчиком инновационных разработок в широком спектре прикладных наук - от новых материалов до новых технологических решений, в том числе и в других отраслях хозяйства, куда поставляет свою продукцию.

      В-третьих, развитие машиностроения создает основной прирост новых рабочих мест. Известно, что одно рабочее место в машиностроении требует создания нескольких рабочих мест в других отраслях. Например, одно рабочее место в автомобилестроении создает два-три у поставщиков.

      Государственное вмешательство в экономические  процессы, может рассматриваться  в широком и более узком  диапазонах в зависимости от задач  и сроков исполнения.

      В широком диапазоне, инвестируя денежные средства в определенные предприятия, государство дает заказ покупать оборудование, произведенное в России в определенной номенклатуре и в установленных ценах конкретных предприятий поставщиков. Последние обязуются покупать комплектующие у отечественных предприятий по определенным ценам. Обязательное условие для успешной реализации такой программы - должен быть задействован весь национальный хозяйственный комплекс, т.е. государство должно сбалансировать национальную экономику в части госзаказа и прогноза товарооборота по всем рынкам и объемам на основе планов всех предприятий, не покрытых государственными заказами. Такой "директивный" подход обеспечит:

  1. рост ВВП;
  2. снижение уровня безработицы;
  3. создаст условия для обновления производственных фондов многих предприятий.

      В узком диапазоне, когда локомотивной отраслью выбирается машиностроение, основная цель - обновление основных фондов на стратегически важных предприятиях - может быть выполнена, если государство будет иметь на всех предприятиях контрольный пакет акций. После модернизации их можно выборочно приватизировать, ориентируясь на предприятия, выпускающие импортозамещающие товары. При таком подходе:

  1. государство находится на пути рыночных реформ;
  2. произойдет рост ВВП и уменьшение безработицы;
  3. повысится конкурентоспособность отечественных производителей;
  4. обновляются производственные фонды многих предприятий;
  5. увеличится капитализации России.

      Из  основных факторов, которые будут  оказывать значительное влияние  на конъюнктуру российской экономики  в 2010-11 гг, мы обращаем внимание на начало реализации инвестиционных проектов, софинансируемых государством за счёт средств инвестфонда. Этот фонд был сформирован ещё в рамках бюджета-2006, но реально он начнёт расходоваться только в этом году. Согласно предварительным планам Минфина в 2011-12 гг расходы инвестфонда составят 377 млрд. рублей, однако он может быть увеличен за счёт экономии на обслуживании внешнего долга.

      

      рис. 4 Инвестиционные проекты софинансируемые государством в РФ

      В 2010 году были отобраны первые девять инвестиционных проектов, общей стоимостью около 1 трлн. рублей, участие государства в которых оценивается в 183 млрд. рублей. Отбор этих проектов продолжается (первоначально было подано 46 заявок), и мы полагаем, что в 2011 году количество инвестпроектов существенно возрастёт.

      1 трлн. рублей инвестиций, размазанные  на несколько лет, - объективно, не  очень крупная сумма в масштабах  российской экономики (объём инвестиций  в основной капитал в 2011 году мы оцениваем в 5,3 трлн. рублей). Однако надо понимать, что реализация этих проектов, которые носят преимущественно инфраструктурный характер, даст толчок новым инвестициям, как на региональном уровне, так и на федеральном. Поэтому вклад этих инвестиций в рост российской экономики в действительности может иметь мультипликативный эффект и оказаться более существенным, чем это видится сейчас 

      2.2.Пути  стимулирования экономики посредством  государственных инвестиций в  Российской Федерации

      Вмешательство государства в экономику многие экономисты считают возвратом к директивным методам управления народным хозяйством. По нашему мнению, в настоящий момент без этого не обойтись, и сочетание рыночной экономики с частичным госрегулированием вполне сочетаемые вещи. Такие страны как Китай и Япония в той или иной степени сочетают, казалось бы два разных "полюса".10

      Возможный вариант увеличения роста промышленного  производства и ВВП посредством  госинвестиций в частный и  госсектор экономики представлен  в виде схемы на рис. 5.

Рис. 5 Государственные инвестиции в частный и государственный сектор экономики РФ

      Создается государственный инвестиционный фонд, или подобная инвестиционному фонду  структура (банк), основная задача которого - кредитование реального сектора экономики России. Подобным учреждением может выступать Сбербанк РФ.

      На  рынке ценных бумаг, за счет размещения долговых обязательств в национальной валюте, производятся заимствование, которые  направляются как в промышленный сектор экономики России, так и в частный сектор. Напомним еще раз, что привлечения капитала на рынке ценных бумаг не является единственным источником финансирования. Можно предположить, что финансовые ресурсы, которые будут размещаться в ценных государственных бумагах под минимальный процент дохода, не направлялись бы в реальный сектор экономики при отсутствии данного финансового инструмента, а в большей степени были бы пассивными.

      Промышленный  сектор.

      Основная  цель кредитования промышленного сектора экономики РФ - обновление основных средств производства; выпуск импортозамещающих товаров, дорогостоящей продукции (недвижимость, автомобили, бытовая техника и др.) для удовлетворения потребности населения; создание новых рабочих мест и т.д.

      Частный сектор.

      Основная  цель кредитования частного сектора - создание спроса. За счет долгосрочного  кредита, предоставленного физическим лицам, решить следующие задачи:

  1. удовлетворить потребности населения в дорогостоящей продукции;
  2. повысить общий уровень жизни в стране;
  3. гарантировать сбыт выпускаемой продукции, произведенной на заемные средства.

      Вмешательство государства в экономику страны в кризисные времена оправдывало  себя неоднократно. Выход США из кризиса в 1929 - 1935 гг. Под руководством Франклина Делано Рузвельта, который использовал в качестве экономической базы известнейшего английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимость участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государстсва в процесс общественного воспроизводства.

      Еще более глубокое усиление регулирующей роли государства, расширением государственного сектора, государственного предпринимательство, активная социальная политика, в период великой депрессии выбрали страны антифашистских правительств Народного фронта (Франция и Испания). В настоящее время высокоразвитая страна с "рыночной экономикой" - Япония, занимается государственными инвестициями в крупные промышленные предприятия, рассматривается вопрос в парламенте о самом "рыночном" решении, - направление государственных средств на покупку корпоративных акций, с целью поддержания рыночного курса (к сожалению, уже поздно).

      Из  мировой истории выхода различных  стран из кризиса, можно сделать  вывод: когда государство испытывает значительные экономические трудности, вмешательство государство необходимая  мера, которая помогает в большей степени справиться с экономическим кризисом. Рыночные механизмы "работают" только на определенном отрезке времени, т.е. тогда, когда экономика вошла в стадию экономического роста. Рыночные механизмы, также могут способствовать возврату к экономическому росту, в случае небольшого замедления экономического развития экономики, но только в том случае, когда экономика находится на отрезке № 2 рис 6.

Рис 6 Уровни занятости и цен

      Другими словами, более пристальное внимание (вмешательство) государства, должно происходить  на отрезке 1 рис 5 (Россия, Украина и  т.д.); ослаблять свое присутствие  на подходе к отрезку 2 рис. 5, практически  полностью уйти с рынка (расширенная приватизация, с целью накопления резервов для сглаживания негативных последствий от спада (кризиса)), и готовиться "поддерживать" экономику на отрезке 3 рис. 5. (Япония, США).

      К сожалению, в настоящее время  в РФ, происходит зеркально противоположная ситуация, а именно: чем хуже в стране, тем либеральнее реформы. Этот путь настолько опасный, что в любой момент может привести к очередному кризису. Создается впечатление, что сегодня основная цель либерализация экономики РФ заключается в следующем:

      Хотелось  бы еще раз подчеркнуть, что в  период благоприятной ситуации с  платежным балансом страны, необходимо в срочном порядке обновлять  основные фонды предприятий, тем самым, создавая надежную базу для устойчивого и долгосрочного экономического роста. Если РФ не сможет воспользоваться временной благоприятной ситуацией, то в ближайшее время, Россия так и останется поставщиком сырья для мировой экономии.

      Особо хотелось бы посоветовать либеральным экономистам, какие необходимо предпринять меры, для стимулирования портфельных инвестиций в российскую экономику, а именно:

  1. усовершенствовать законодательную базу - инвесторам нужны гарантии для неизменности первоначальных условий, особенно в сфере прямых инвестиций;
  2. ввести налоговое стимулирование инвестиций в стратегические отрасли промышленного производства для создания благоприятных условий их развития.
  3. ориентировать инвесторов на основной (фундаментальный) фактор привлекательности корпоративных акций с точки зрения вложения средств - соотношение сумма выплаченного дивиденда / рыночная стоимость акции. Для увеличения рыночной стоимости акции предприятия необходимо выплачивать дивиденды, и сумма выплат должна быть существенной; создать экономические условия, при которых предприятия достоверно отражали в отчетности фактическую прибыль. Ставка налога на прибыль должна быть 10 - 15%. Требуется разработать экономический механизм заинтересованности предприятий выплачивать дивиденды и предусмотреть дополнительные льготы для организаций, их выплачивающих. Это повысит спрос на корпоративные акции, возрастет капитализация компаний, у предприятий появятся дополнительные возможности привлечения инвестиций на более выгодных условиях (дополнительная эмиссия акций, размещение облигаций и др.), т.е. активнее заработают портфельные инвестиции. Для компенсации краткосрочного снижения налоговых поступлений за счет уменьшения ставок по некоторым налогам, достаточно будет продать несколько пакетов акций, принадлежащих государству (в настоящий момент более 60% этих акций неликвиды). После принятия близких к предложенным выше размерам налоговых ставок капитализация в среднем увеличится в 5 – 25 раз и на фондовый рынок вернутся инвесторы.
  4. увеличивать резервы Центрального Банка России в СКВ. Необходимо перестать "носить воду в решете”. Если правительству удастся уменьшить утечку капитала на 50%, в годовом исчислении резервы Банка России могут увеличиваться на 50 млрд. долл. Действия могут быть различными, вплоть до того, что на каждые 100 – 200 млн. долл. импорта, предусмотреть по одному контролеру из Банка России. Для государства это будет один из наиболее рентабельных видов бизнеса (с точки зрения затраты/доход).

Информация о работе Государственное финансирование инвестиций в России