Государственная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:17, реферат

Описание

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

Содержание

1. Ведение………………………………………………………………………………………………………….3
2. Теоритические основы инновационной политики………………………………………4
2.1. Основными целями государственной инновационной
политики Российской Федерации…………………………………………………….5
2.2. Основные принципы государственной инновационной политики Российской Федерации………………………………………………………………….…6
2.3. Основные приоритетные направления инновационной политики..7
3. Основная часть……………………………………………………………………………………………..8
3.1. Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования……………………………………..9
3.2. Результаты реализации новой инновационной политики……………..11
3.3. Основные элементы регулирования……………………………………………….14
3.4. Проблемы в инновационной деятельности…………………………………...17
4. Заключение………………………………………………………………………………………………….19
5. Использованная литература……………………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

гос.docx

— 78.36 Кб (Скачать документ)

    Рисунок 1 –  Венчурные инвестиции в компании, 1999-2003г

    

    Политика  в области инновационной  деятельности как  элемент системы  государственного регулирования  должна иметь:

  • четко определенные цели;
  • органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
  • информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления;
  • инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
 
 
 
 

    К основным элементам  регулирования относятся  несколько составляющих:

  • прямое государственное стимулирование НИОКР путем распре­деления бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;
  • косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной таможенной политики, а также путем поддержки инновационных малых предприятий;
  • предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);
  • формирование инновационного климата в экономике и инфра­структуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

    Первая  группа документов, регулирующих инновационную  государственную политику, — это законодательные акты. 
 

    В Федеральном законе РФ «О науке и  государственной научно-технической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная по­пытка формирования целостной системы целей, однако, результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

    Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки. 
 

    Таблица 1 - Государственная инновационная стратегия России

       

    Безусловно, цели государственной политики в  той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы  из них логично вытекали все после­дующие документы и мероприятия органов  власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.

    Например, авторы законопроекта фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь  в механизм разработки Федеральных  инновационных программ распределения ресурсов на них.  
 

    Однако  с 1990 г. подобные попытки предпринимались  неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»).

    По  сути, заявляемая как новая инновационная  политика содержит все уже давно  общепринятые элементы: формирование комплекса про­грамм и проектов, их экспертиза, долевое участие государства  и т.д.

    Вторая  группа документов (небольшая) определяет самые общие функции государственных  ведомств в части регулирования  инновационной деятельности. Таких ведомств три.

    Главное — Министерство экономики РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

    На  Министерство образования РФ возложены  задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов. Научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

    В свою очередь, на бывший Государственный  комитет по поддержке малого предпринимательства  была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

    Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.

    В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании, как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

      Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть до­статочные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

Переход к  рыночным отношениям в Российской Федерации  вы­явил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.

Отсутствие  нормативно-правового регулирования  является од­ним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по иннова­ционной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоя­щего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инно­вационная деятельность», «государственная инновационная поли­тика» и другие, трактуются неоднозначно.

    По  заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д, Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной поли­тике в РФ». Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики. Представлен в Правительство России*. 

    В соответствии с вышеуказанным проектом закона к инновационной деятельности относится деятельность от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, до реализации готовой продукции, технологического процесса.

      Сюда же включаются: проведение маркетинговых исследований, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким образом, устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших государственных задач — направленность науки и производства на реальное широкомасштабное использование достижений НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потребностей рынка отечественной продукцией.

    В соответствии с вышеуказанными законами государственная  поддержка инновационной  деятельности осуществляется в следующих формах:

  • финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
  • финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
  • инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
  • предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
  • поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
  • тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.

    В связи с введением в действие Федерального закона «Об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике в Риф» необходимо принять или изменить следующие  норма­тивно-правовые документы.

    1. Законы:

  1. О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»;
  2. О внесении изменений и дополнений в отдельные законода­тельные акты по вопросам налогообложения и таможенным пошли­нам, инвестициям;
  3. О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;
  4. О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон, и «О государственном прогнозировании и программах социально-V экономического развития РФ».
 
 
 

2. Постановления  и распоряжения Правительства  РФ: о перечне видов инновационной  деятельности, которые можно осуществлять  только по специальному распоряжению  Правительства или которыми запрещено заниматься;

  1. об организации аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры;
  2. о режиме регулирования и стимулирования инновационной
  3. деятельности в Российской Федерации;
  4. о создании и функционировании инновационных, инновационно-страховых и инновационно-венчурных фондов.

3. Проблемы инновационного развития предприятий

    В настоящее время все большее  количество украинских предприятий  осознают огромную роль инноваций в  успешной организации своей деятельности, завоевания новых рынков, усилении конкурентных преимуществ. Предприятия  стараются в силу своих возможностей обновлять основные фонды, внедряя  новые технологии в производство, выпускать новые виды продукции, обновлять перечень предоставляемых  услуг, повышая их качество.

    Государственные органы управления Украины также  осознают важность инновационной деятельности как фактора ускорения экономического роста в Украине. Эта проблема находится в сфере внимания, как  органов законодательной власти, так и исполнительной власти, которая  разрабатывает стратегии инновационного развития всей страны и отдельных  ее регионов.

    Проблемы  инновационного развития отдельных  предприятий и экономики в  целом актуальны и для стран  с развитой экономической системой.  
 

    Как отечественные, так и зарубежные ученые уделяют значительное внимание проблемам влияния инновационных  структур (технопарков) на развитие экономики  и инновационно-инвестиционной политике регионов, активизации инновационной  деятельности в отдельных отраслях и предприятиях, а также заняты разработкой научных основ анализа  инновационной деятельности и оценки ее эффективности.

    Инновационная деятельность часто трактуется как  деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Многие украинские предприятия пытаются в том или  ином виде осуществлять инновационную  деятельность самостоятельно, через  создаваемые специально для этого  дочерние структуры или инновационные  центры, призванные способствовать продвижению  и использованию инновационной  продукции.

Информация о работе Государственная инвестиционная политика