Финансовые инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 03:12, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ процесса формирования и управления портфелем и выработка положений эффективного стратегического руководства и тактического управления портфелем финансовых инвестиций.
В настоящей работе мы попробуем решить следующие задачи:
определить экономическую сущность инвестиций;
рассмотреть формы финансового инвестирования осуществляемого предприятием;
раскрыть сущность и цели формирования инвестиционного портфеля;
сформулировать стратегии формирования инвестиционного портфеля;
проанализировать способы оценки эффективности финансовых инвестиций;
сформулировать стратегию управления инвестиционным портфелем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы инвестиций……………………………………...5
1.1. Понятие и формы финансовых инвестиций………………………….5
1.2. Инвестиционный портфель: понятие, типы и цели формирования...7
2. Формирование и управление портфелем финансовых инвестиций…..9
2.1. Оценка стоимости финансовых инструментов инвестирования……9
2.2. Формирование портфеля финансовых инвестиций…………………12
2.3 Стратегия управления инвестиционным портфелем………………...19
3. Расчет эффективности финансовых инвестиций……………………...24
3.1 Оценка эффективности финансовых инвестиций……………………24
3.2 Пример расчета эффективности финансовых инвестиций…………..29
Заключение.………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.rtf

— 3.68 Мб (Скачать документ)

Уровень риска отдельных ценных бумаг определяется на основе таких значений: β = 1 - средний уровень риска; β > 1 - высокий уровень риска; β < 1 - низкий уровень риска.

Модель ценообразования на капитальные активы описывает уравнение, выражающее отношение между требуемой нормой дохода по активу и систематическим риском, измеряемым β-коэффициентом.

Любая требуемая доходность ценной бумаги равна безрисковой норме прибыли плюс премия за риск (приложение №5) [16, c. 365]:

     (8).

После проведения подсчетов строится график «Доходность-Риск» (приложение №6). Таким образом, чем более рисковой является ценная бумага, т.е. чем больше β, тем больше должен быть и доход, который она приносит, и наоборот.

В соответствии с САРМ, если ожидаемая норма дохода и уровень риска, измеряемый β, будут такими, что точка, соответствующая данной ценной бумаге, окажется ниже прямой рынка ценных бумаг, то эта ценная бумага недооценена в том смысле, что доход по ней ниже, чем если бы он был в случае корректной оценки. Если норма дохода по ценной бумаге соответствует уровню риска, то такая ценная бумага будет размещаться на прямой рынка ценных бумаг.

Исходя из сказанного можно сформулировать основные постулаты, на которых построена классическая портфельная теория.

1. Рынок состоит из конечного числа активов, доходности которых для заданного периода считаются случайными величинами.

2. Инвестор в состоянии, например, исходя из статистических данных, получить оценку ожидаемых (средних) значений доходностей и их попарных ковариаций, и степеней возможной диверсификации риска.

3. Инвестор может сформировать любые допустимые (для данной модели) портфели из имеющихся на рынке активов. Доходность портфелей является также случайной величиной.

4. Сравнение выбираемых портфелей основывается только на двух критериях: средней доходности и риске.

5. Инвестор не склонен к риску: из двух портфелей с одинаковой доходностью он обязательно выберет портфель с меньшим риском.

2.3 Стратегия управления инвестиционным портфелем.

Процесс управления инвестиционным портфелем направлен на сохранение основных инвестиционных качеств портфеля и тех свойств, которые соответствуют интересам держателя. Совокупность методов и технических возможностей, применяемых к портфелю, называют стилем (стратегией) управления. Различают активный и пассивный стили управления портфелем [28, c.1].

Активный стиль управления портфелем.

Основная задача активного управления состоит в прогнозировании размера возможных доходов от инвестированных средств. Характерно, что менеджер должен быть способен сделать это более точно, чем финансовый рынок, т.е. уметь опережать ход событий, а также претворить в реальность то, что подсказывает ему умозрительный анализ. Соответственно базовыми характеристиками активного управления являются:

* выбор ценных бумаг, приемлемых для формирования портфеля;

* определение сроков покупки или продажи финансовых активов.

При активном управлении считается, что держание любого портфеля является временным. Когда разница в ожидаемых доходах, полученная в результате либо удачного, либо ошибочного решения или из-за изменения рыночных условий, исчезает, составные части портфеля или весь портфель заменяются другими. Активное управление характеризуется тем, что менеджер:

* не верит в постоянную эффективность инвестиций и поэтому часто осуществляет пересмотр состава и структуры портфеля, иногда весьма существенный;

* считает, что инвесторы имеют различные ожидания относительно дохода и риска, и поэтому он, имея более полную информацию, может обеспечить более эффективную, чем в среднем по рынку, структуру портфеля и более высокий доход («побить рынок»).

Активная стратегия управления портфелем предполагает тщательное отслеживание и быстрое приобретение инструментов, соответствующих инвестиционным целям формирования портфеля; максимально быстрое избавление от активов, которые перестали удовлетворять предъявляемым требованиям, т.е. оперативную ревизию портфеля [27, c.2]. При этом менеджер (инвестор) сопоставляет показатели дохода и риска по «новому» портфелю (после ревизии) с инвестиционными качествами «старого» портфеля. Именно при активном управлении особое значение имеет прогноз изменения цен на финансовые инструменты.

Существуют четыре основные формы активного управления, которые базируются на свопинге, что означает постоянные обмен, ротацию ценных бумаг через финансовый рынок.

1. Самая простая форма -- это так называемый подбор чистого дохода, когда из-за временной рыночной неэффективности две идентичные ценные бумаги обмениваются по ценам, немного отличающимся от номинала. В итоге реализуется ценная бумага с более низким доходом, а взамен приобретается инструмент с более высокой доходностью.

2. Подмена -- прием, при котором обмениваются две похожие, но не идентичные ценные бумаги. Например, существует облигация металлургической компании, выпущенная на 10 лет с доходностью 12 %, и облигация фармацевтической компании сроком на девять лет с доходностью 12%. Первая облигация продается по цене, допустим, на 10 пунктов выше, чем вторая. В данной ситуации владельцы облигаций могут расценить возможным «свопировать» облигации металлургической компании, так как 10 пунктов добавочного дохода с продлением срока действия облигации на один год являются довольно существенной прибавкой.

3. Более сложной формой свопинга является сектор-своп, когда осуществляется перемещение ценных бумаг из разных секторов экономики, с различным сроком действия, доходом и т.п. В настоящее время появилось большое количество компаний, которые специально занимаются поиском «ненормальных» инструментов, показатели которых заметно отличаются от средних. При получении заключения, что факторы, вызывающие ненормальность, могут исчезнуть, указанные фирмы проводят с «ненормальными» ценными бумагами акты купли-продажи.

4. Операции, основанные на предвидении учетной ставки. Идея этой формы заключается в стремлении удлинить срок действия портфеля, когда ставки снижаются, и сократить срок действия, когда ставки растут. Чем больше срок действия портфеля, тем больше цена портфеля подвержена изменениям учетных ставок.

В рамках активного стиля управления портфелем обыкновенных акций выделяют следующие стратегии (приложение №7):

* стратегия акций роста;

* стратегия недооцененных акций;

* стратегия компании с низкой капитализацией;

* стратегия «Market timing».

В отношении портфеля облигаций используются следующие стратегии активного управления (приложение №7):

* стратегия «Market timing»;

* стратегия выбора сектора;

* стратегия принятия кредитного риска;

* стратегия иммунизации портфеля облигаций.

Таким образом, иммунизация имеет место тогда, когда требуемый период владения портфелем облигаций равняется дюрации данного портфеля. Существуют определенные ограничения в использовании иммунизации: дюрация меняется с течением времени и при изменении рыночных процентных ставок. Поэтому для постоянной иммунизации портфеля облигаций необходима его периодическая ревизия.

Активный стиль управления является весьма трудоемким и требует значительных трудовых и финансовых затрат, так как он связан с активной информационной, аналитической и торговой деятельностью на финансовом рынке:

1) проведением самостоятельного анализа;

2) составлением прогноза состояния рынка в целом и его отдельных сегментов;

3) созданием обширной собственной информационной базы и базы экспертных оценок. Как правило, активным управлением портфелем занимаются крупные профессиональные участники финансового рынка: банки, инвестиционные фонды и другие, обладающие большими финансовыми возможностями и штатом высококвалифицированных менеджеров (управляющих портфелями).

Пассивный и пассивно-активный стили управления портфелем.

Основной принцип пассивного стиля управления портфелем звучит так: купить и держать [27,c.3]. Пассивное управление основано на представлении, что рынок достаточно эффективен для достижения успеха в выборе ценных бумаг или в учете времени и предполагает создание хорошо диверсифицированного портфеля с определенными на длительную перспективу показателями ожидаемого дохода и риска; изменения структуры портфеля редки и незначительны.

Применение пассивной стратегии управления портфелем основывается на выполнении следующих условий:

* рынок является эффективным. Это означает, что цены финансовых инструментов отражают всю имеющуюся информацию и считаются «справедливыми». Поскольку нет недо- или переоцененных ценных бумаг, то нет и смысла в активной торговле ими;

* все инвесторы имеют одинаковые ожидания относительно дохода и риска по ценным бумагам, поэтому нет необходимости совершать с ними сделки купли-продажи.

Типичный пассивный инвестор формирует свой портфель из комбинации безрискового актива и так называемого рыночного портфеля. Он не рассчитывает «побить рынок», а лишь ожидает справедливого дохода по своему портфелю -- вознаграждения за принимаемый им риск. Важным преимуществом пассивного управления является низкий уровень накладных расходов. Подходом в рамках пассивного управления портфелем акций является (Приложение №8):

    • попытка «купить» рынок (метод индекс фонда);
    • метод сдерживания портфелей.

Стратегии пассивного управления портфелем облигаций (приложение №8):

    • купить и держать до погашения.;
    • индексные фонды;
    • приведение в соответствие денежных.

Пассивные портфели характеризуются низким оборотом, минимальным уровнем накладных расходов и низким уровнем специфического риска. Однако по статистике лишь 4% западных менеджеров используют в своей деятельности эту тактику [27, c.3].

Управляющие портфелями могут объединять подходы активной и пассивной стратегий, формируя, таким образом, активно-пассивный стиль управления.

 

3. Расчет эффективности финансовых инвестиций.

3.1 Оценка эффективности финансовых инвестиций.

При оценке эффективности финансовых инвестиции следует различать эффективность у дебитора (заемщика, эмитента) и эффективность у кредитора (инвестора) [26, c.1]. Оценивая эффективность финансовых инвестиций, необходимо учитывать что финансовые проекты являются частным и особым случаем инвестиционных проектов. Конечной целью финансового проекта выступает достижение чисто финансовых результатов прибыли и рентабельности (доходности) вложенных в приобретение ценных бумаг, денежных средств.

В любом финансовом проекте участвуют две стороны: лицо (или лица), предоставляющее денежные средства, называемое кредитором (заимодателем, инвестором), и лицо (или лица), получающее денежные средства, -- дебитор (заемщик, эмитент). Основным содержанием финансового проекта является поток платежей, направляемых от кредитора к дебитору и обратно на определенных условиях [2, c.38]. Типичной особенностью потока платежей является их выражение в процентной или дисконтной форме. Разработчиком финансового проекта, как правило, выступает дебитор. Он заинтересован в наиболее выгодном способе получения кредита и, наряду с этим, в наибольшей привлекательности проекта для потенциальных кредиторов. При этом привлекательность проекта определяется не только его выгодностью, но и надежностью выполнения поставленных условий.

Для дебитора (эмитента) эффективность финансового проекта выражается в получении дополнительного дохода (эффекта) при вложении средств в ценные бумаги в сравнении с доходом, который он мог бы получить, используя альтернативные источники привлечения денежных средств, а также в более позднем возвращении денежных средств инвестору по номинальной стоимости акций в сравнении со сроком их реализации по продажной цене. Учитывая, что момент получения денежных средств от реализации ценных бумаг не совпадает с моментом их возвращения инвестору, эффективность финансового проекта для эмитента облигаций (ЧДД, или NPV) при наличии купонных выплат рекомендуется рассчитывать по следующей формуле [7, c.530]:

    (9)

Где:

- организационные затраты, приведенные к моменту начала размещения, руб.;

T- время от момента приобретения до момента погашения, лет;

t- время от момента выпуска до момента ее реализации инвестору, лет;

S- время от момента приобретения облигации инвестором до момента купонной выплаты (получения купонного дохода), лет;

- число облигаций, размещенных в момент времени t;

- номинальная цена облигации, равная цене погашения, руб.;

- цена продажи облигации в момент времени t, руб.;

- купонные выплаты в момент S по одной облигации, размещенной в момент времени t, руб.;

i- базовая кредитная ставка в долях единицы, установленная на год.

Таким образом, для определения эффективности у эмитента необходимо располагать следующими данными:

    • о затратах на эмиссию ценных бумаг (облигаций), включая затраты на комиссионные посредникам и публикацию об эмитенте, предусмотренную законодательством РФ (Р0), руб.;
    • о доходах от продажи ценной бумаги (облигации), следовательно, об их количестве (N) и продажной цене (Ct), руб.;
    • о затратах по обслуживанию долга, включая купонные выплаты или дивиденды (К) и затраты на их погашение по номинальной стоимости (C0), руб.;
    • о действующих кредитных ставках наиболее надежных банков (i) на момент размещения ценных бумаг (облигаций);
    • о периоде действия финансового проекта -- о продолжительности кредита (займа), о сроке обращения ценной бумаги (облигации) (T), дней, месяцев, лет.

Если эмитент единовременно реализует все ценные бумаги (облигации) через посредников, то расчет эффективности проводится по следующей формуле [7, c.532]:

Информация о работе Финансовые инвестиции