Анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание

Развертывание свободных экономических зон – задача не из легких. Их функционирование не только вызывает академические споры в журналах и на симпозиумах, но и становится предметом острых разногласий между политиками и бизнесменами, причем как в России, так и за рубежом.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только международно признанной эффективностью свободных экономических зон, но и необходимостью интеграции России в мировое сообещество прежде всего на основе использования свободных экономических зон.
Целью данной курсовой работы является анализ формирования и результатов свободных экономических зон в Китае и анализ возможности формирования свободных экономических зон в России.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон
1.1 Свободные экономические зоны – сущность, основные понятия
1.2 Мировой опыт формирования свободных экономических зон
1.3 Основные достоинства и недостатки свободных экономических зон
2 Китайский и Российский опыт формирования свободных экономических зон
2.1 Формирование свободных экономических зон в Китае
2.2 Российский опыт формирования свободных экономических зон
Глава 3 анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ
3.1 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон
3.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон
3.3 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в России
3.4 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в Китае
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

 

Оффшорный бизнес концентрируется, как  правило, в банковском, страховом  деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге.

 

Комплексные зоны образуются путем  установления особого, льготного по сравнению с общим режимом  хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

 

Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

 

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания»2.

 

1.3 Основные достоинства и недостатки  свободных экономических зон

 

Общей характерной чертой различных  видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.

 

К наиболее распространенным льготам  и привилегиям действующим в  СЭЗ, относятся:

 

1) полное освобождение от пошлин  и других сборов ввозимых в  зону машин и оборудования, сырья  и компонентов для организации  производства;

 

2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок) , а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;

 

3) предоставление льготных кредитов;

 

4) аренда помещений, транспорта  по льготным тарифам

 

5) обеспечение для иностранных  инвесторов упрощенного порядка  вступления в СЭЗ и гарантии  свободного предпринимательства.

 

Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

 

Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

 

Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том  что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции с мировым рынком, поощрение международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.).

 

В связи с этим цели создания СЭЗ  в каждом конкретном случае могут  отличатся друг от друга. Так, в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗ создавались  для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ и в развивающихся странах, что превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. К таким странам можно отнести Сингапур, Турция. Однако в отличие от промышленно развитых в этих странах упор при создании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть что иностранный капитал в этих странах ставил целью не развитие национальной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому нахождение паритета интересов в сотрудничестве развивающихся стран с транснациональным капиталом промышленно развитых стран является важным условием для динамичного экономического развития. Использование его позволяет СЭЗ органично вписываться в общую стратегию привлечения в страну иностранного капитала.

 

По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные  затраты по привлечению иностранных  инвестиций в СЭЗ составили в  среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например иностранные вложении в четырех СЭЗ составили к концу 80-х гг. 4 млрд. долл., в то в время как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура для СЭЗ была создана за счет централизованных госсредств. Конечно, столь крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, если СЭЗ будут функционировать длительный период с высокой результативностью.

 

СЭЗ функционирующие в развивающихся  странах имеют ряд общих черт и моментов развития:

 

Во-первых, как особые территориальные  единицы, они имеют тенденцию  к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно  улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия  общения с внешним миром.

 

Во-вторых, особый режим управления СЭЗ становиться все более  либеральным и льготным для иностранных  предпринимателей. Заметна тенденция  экономической интернационализации  СЭЗ. В них прочно обосновываются ведущие ТНК.

 

В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.

 

В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых  сосредотачиваются наукоемкие отрасли  производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии.

 

Создание свободных экономических  зон является также одним из элементов  перенесения рычагов управления хозяйственными процессами с макроэкономического  на региональный уровень, с усилением  элементов самоуправления. СЭЗ представляют собой одну из форм обеспечения эффективности территориально-хозяйственной организации экономики, что целиком совпадает с общегосударственным подходом относительно перестройки экономики и расширения самостоятельности регионов.

 

Заметна роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, это не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной.

 

Дело в том, что развитие СЭЗ  происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы являются катализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставиться задачи распространения такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

 

При многочисленных примерах успешного  функционирования СЭЗ имеют место  и неудачные попытки их организации. Так, созданные в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести:

 

- политические;

 

- экономические;

 

- организационные.

 

Политические причины связаны с общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий.

 

К экономическим причинам, прежде всего,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие рефераты:

Евразийское социально-экономическое  пространство как Особая Экономическая  З ...

Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон).

Свободные экономические зоны

Рассмотрение развития процессов  интернационализации экономической  жизни, в ряде случаев приобретающее  формы глобализации. История развития, характерные черты и классификация  свободных экономических зон  в России. Экономические зоны в  мировой практике.

Свободные экономические зоны их сущность и возможности

Характеристика свободных экономических  зон и их виды. Привлечение инвестиций в СЭЗ. Свободные экономические  зоны Казахстана. Проблемы функционирования правового режима. Налоговые и  таможенные льготы для потенциальных инвесторов. Зоны внешней торговли.

Свободные экономические зоны в  мировом хозяйстве

Уральский Государственный Технический  Университет Кафедра "Банковское дело" Р е ф е р а т  Свободные экономические зоны в  мировом хозяйстве

Особые экономические зоны

Сущность и разновидности особых экономических зон (ОЭЗ), их роль в  мировой экономике. Характеристика ОЭЗ зарубежных стран: Ганы, Китая, Испании. Особые экономические зоны России, условия создания и функционирования. Характеристика ОЭЗ "Алабуга".

Свободные экономические зоны и  проблемы их становления в Молдове

Министерство образования Республики Молдова Славянский Университет, кафедра  экономических дисциплин Курсовая работа по макроэкономике на тему:

Свободные экономические зоны Китая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Капитал. Перспективы и проблемы мирового хозяйства

Международное движение капитала. Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций. Влияние движения капиталов на платежный баланс. Международное движение рабочей силы. Последствия трудовой миграции. Глобализация. Международные экономические организации.

Проблемы и перспективы деятельности резидентов свободных экономических зон ...

Свободные экономические зоны - наиболее эффективная форма внешнеэкономического сотрудничества, концепция их существования  и функционирования. Главные направления  производственно-финансовой деятельности СЭЗ в Республике Беларусь и их результативность.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Основные методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Правовые основы защиты интересов государства  во внешней торговле товарами. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны.

Мировой рынок и свободные экономические  зоны

Мировой рынок как международное  разделение труда, которое обусловливает  необходимость обмена товарами между  странами. При этом в качестве покупателей и продавцов выступают государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.

Свободные экономические зоны, специфика  их развития в Республике Беларусь. ...

Правила проведения валютных операций на территории свободной экономической зоны и гарантии, предоставляемые на ее территории; создание и регулирование деятельности банков. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь; внешнеторговые контракты.

Свободные экономические зоны, специфика  их развития в Республике Беларусь. ...

Правила проведения валютных операций на территории свободных экономических  зон (СЭЗ). Создание и регулирование  деятельности банков. Развитие СЭЗ  в Республике Беларусь. Внешнеторговый контракт белорусского предприятия  с иностранным на экспорт товара.

Правовое регулирование внешнеэкономической  деятельности

Основные формы регулирования  внешнеэкономической деятельности. Таможенно-правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешней  торговли. Правовое регулирование свободных экономических зон.

Внешнеторговая политика государств

Политика фритредерства и протекционизма. Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Тарифы на экспорт  и импорт и нетарифные барьеры как наиболее распространенные протекционистские меры.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия. Классификация внешнеэкономических  операций. Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий.

Информация о работе Анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ