Анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание

Развертывание свободных экономических зон – задача не из легких. Их функционирование не только вызывает академические споры в журналах и на симпозиумах, но и становится предметом острых разногласий между политиками и бизнесменами, причем как в России, так и за рубежом.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только международно признанной эффективностью свободных экономических зон, но и необходимостью интеграции России в мировое сообещество прежде всего на основе использования свободных экономических зон.
Целью данной курсовой работы является анализ формирования и результатов свободных экономических зон в Китае и анализ возможности формирования свободных экономических зон в России.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон
1.1 Свободные экономические зоны – сущность, основные понятия
1.2 Мировой опыт формирования свободных экономических зон
1.3 Основные достоинства и недостатки свободных экономических зон
2 Китайский и Российский опыт формирования свободных экономических зон
2.1 Формирование свободных экономических зон в Китае
2.2 Российский опыт формирования свободных экономических зон
Глава 3 анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ
3.1 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон
3.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон
3.3 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в России
3.4 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в Китае
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1 Теоретические аспекты формирования  свободных экономических зон

1.1 Свободные экономические зоны  – сущность, основные понятия

1.2 Мировой опыт формирования  свободных экономических зон

1.3 Основные достоинства и недостатки  свободных экономических зон

2 Китайский и Российский опыт  формирования свободных экономических  зон

2.1 Формирование свободных экономических  зон в Китае

2.2 Российский опыт формирования свободных экономических зон

Глава 3 анализ достижений  и неудач России и Китая в формировании СЭЗ

3.1  Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон

3.2  Достижения и неудачи Китая  в формировании свободных экономических  зон

3.3 Анализ причин неудачного  формирования свободных экономических  зон в России

3.4 Анализ причин неудачного формирования свободных экономических зон в Китае

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Успешное рыночное реформирование отечественного народного хозяйства  связано, в первую очередь, с жестким  учетом региональных факторов, их спецификой и многообразием. Оно требует новых подходов к разработке и реализации системной и комплексной региональной политики и, в частности, к созданию и устойчивой динамике свободных экономических зон (СЭЗ). Ведь именно они, как показывает зарубежный опыт, выступают в качестве важнейшего инструмента и мощного подспорья госрегулирования различных аспектов экономики, в том числе и развития отдельных территорий.

Благотворное воздействие умело  организованных СЭЗ способствует росту  региональных экономик сообразно их внутренним целям. Кроме того, зоны эффективно интегрируют страну в мировую экономику, расширяя международное сотрудничество.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением  процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик. Одной из важных составляющих реализации программы дальнейшей интеграции российского бизнеса в мировую экономику, сохранения традиционных и поиска новых рынков сбыта продукции российского производства, создания условий для привлечения местных и иностранных инвестиций является создание особых экономических зон. В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) получили широкое распространение  в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в начале 90-х гг. в мире функционировало более 1 тыс. таких зон, причем их число неуклонно растет. Совокупный объем экспорта товаров только из производственных зон в период с 1990 по 2001 г. возрос с 17 до 32 млрд. дол. США. За этот же период общее число занятых в них увеличилось с 2 до 4,5 млн. человек.

Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые  можно объединить в три крупных  блока: экономический, социальный и  научно-технический. Экономические  цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур; расширение экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов; повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

 

В силу общепризнанной эффективности  функционирования ОЭЗ, в государственную экономическую политику были включены направления по созданию и развитию особых экономических зон. На практике это представляет собой принятие комплекса правовых, экономических, организационных, социальных мер, посредством которых государство и местное самоуправление создают благоприятные условия для функционирования особых экономических зон. Это позволит рационально использовать способности такого рода зон содействовать в привлечении иностранных и в стимулировании национальных инвестиций, положительно влияя на развитие предпринимательской деятельности, раскрывая научный потенциал страны, обеспечивая занятость населения, увеличивая в соответствии с этим бюджетные поступления и т.д.

Развертывание свободных экономических  зон – задача не из легких. Их функционирование не только вызывает академические споры в журналах и на симпозиумах, но и становится предметом острых разногласий между политиками и бизнесменами, причем как в России, так и за рубежом.

Таким образом, актуальность темы дипломной  работы обусловлена не только международно признанной эффективностью свободных экономических зон, но и необходимостью интеграции России в мировое сообещество прежде всего на основе использования свободных экономических зон.

Целью данной курсовой работы является анализ формирования и результатов свободных экономических зон в Китае и анализ возможности формирования свободных экономических зон в России.

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон

1.1 Свободные экономические  зоны – сущность, основные понятия

Неотъемлемой частью международных  экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Государства в целях привлечения  иностранных инвестиций, передовой  иностранной техники, оборудования, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала создают особые зоны. Их называют свободные экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, стабилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Появление СЭЗ в мировом хозяйстве  в середине 20-го века является отражением новых экономических подходов и  тенденций, связанных с поиском путей развития отдельных стран в условиях углубления процессов интеграции в мировой экономике. Это явление, получившее столь интенсивное развитие, требует к себе более пристального внимания.

Изначально появилось понятие  «'свободный порт». Под свободным портом понималась территория данного порта, предназначенная для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для развития в первую очередь внутреннего рынка, а затем для содействия выхода и на внешний рынок. Первый свободный порт возник в Генуе в 1595 г. В 1661 г. появляется подобный порт в Венеции, а в 1669 г. – в Марселе. В России – в Одессе (1817), Владивостоке (1862), Батуми (1878).

В те времена не было возможности  разработать официальные нормативно- правовые документы международного уровня. В настоящее время можно сослаться на конвенцию Киото (май 1973 г.), где было дано определение СЭЗ: «Свободная экономическая зона – это часть территории единого государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю». Именно такой подход первоначально был использован при создании СЭЗ на части территории морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов, а затем и на территории примыкающих к ним районов.

Впоследствии товары, поступающие  в такие зоны, стали не только сортироваться, но и дообрабатываться. В дальнейшем все большее значение приобретает переработка товара.

Анализируя данный этап развития СЭЗ, следует признать, что ему была присуща в большей степени  коммерческая деятельность, в ходе которой, осуществлялось, в основном, складирование товара и выполнялись  параллельно операции, способствовавшие доброкачественному хранению, улучшению внешнего вида товаров и т.д.

В СЭЗ стала проводиться обработка  товаров, т.е. проводились такие операции, которые в конечном счете приводили  к увеличению стоимости товара. Это  изменило экономическую сущность зон: из пунктов сбора и распределения товаров они становятся центрами доработки или даже производства товаров, имея при этом льготные условия экспорта.

Отличительная черта таких СЭЗ  – это повышение прибавочной  стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин.

В 70-80 годы СЭЗ привлекают внимание развивающихся стран как компромиссный вариант, обеспечивающий переход к экспортоориентированному типу развития производства с целью поступления иностранных капиталов, передовых технологий, «ноу-хау», но при этом защищающий местных товаропроизводителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами при использовании собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.

Предприятия в СЭЗ, занимающиеся переработкой местных сырьевых ресурсов, становятся достаточно крупными и ориентируются на долгосрочную деятельность. Однако необходимо отметить, что для перерабатывающих местное сырье предприятий необходимо иметь в непосредственной близости источники этого сырья, а для предприятий, не связанных с местным сырьем, важно быть удобно расположенными для потребителей их продукции. Итак, произошла трансформация зон в экспортно-производственные зоны.

По мере усиления конкурентной борьбы основным фактором конкурентоспособности  становится не цена товара, а его  качество, новизна, наукоемкость, многие экспортопроизводственные зоны стали трансформироваться в научно-промышленные парки. Кроме того, новые СЭЗ образуются в форме технополисов – высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. Особым видом СЭЗ являются оффшор – центры. В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью трастовая и консалтинговая деятельность'. Таким образом, постоянно идет процесс эволюции зон – от свободного порта до технополиса, и это движение вперед продолжается.

Со времени подписания в 1973 году Киотской конвенции, определившей свободную  зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая  в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах  международных организаций для  характеристики разного рода зон  используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

Свободные экономические зоны –  важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. При создании СЭЗ реализуется стратегия ускорения хозяйственного роста – определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить следующие цели:

· экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом  внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; повышение конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности;

· социальная цель решает следующие  задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение  квалификационного уровня работников с учетом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; повышение благосостояния и уровня жизни населения;

· производственная и научно-техническая  цели включают: приток иностранной  и отечественной техники и  технологий; ускорение внедрения  результатов научно-исследовательской работы; более полное использование имеющихся мощностей.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Информация о работе Анализ достижений и неудач России и Китая в формировании СЭЗ