Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:54, реферат

Описание

Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости от того, рассматривался этот вопрос с евроцентристской или общемировой точки зрения. Для евроцентристской оценки Восток подразумевал культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под Западом подразумевались культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Германии, Англии, Испании. Для мировой культуры Восток - это в первую очередь, Япония, Китай, Индия, Персия. К западным относят европейскую культуру и преемственную ей византийскую.

Содержание

Введение. Принципы разделения культур на «восточные» и «западные»
Культура Востока
Культура Запада
Сравнение культур Запада и Востока
Современный взгляд на культуры Востока и Запада
Вывод
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по теме.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)

В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все  более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.

XIII в. в истории музыки  называют веком старого искусства,  тогда как искусство XIV в. принято  называть новым, и именно в  это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.

Важнейшей особенностью европейской  средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и  христианской церкви. Только церковь  в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи.

Все классы средневекового общества признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика.

При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусство Средневековья  имеет и некоторые общие черты: религиозный характер, т.к. церковь  была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства; ведущее  место отводилось архитектуре. Народность, т.к. творцом и зрителем являлся сам народ; эмоциональное начало глубокий психологизм, задачей которого была передача накала религиозного чувства и драматизма отдельных сюжетов.

Наряду с  господством христианской морали и  всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех сферах жизни средневекового общества, в том числе и искусстве и культуре, тем не менее, эта эпоха явилась самобытным и интересным этапом в развитии европейской культуры и цивилизации. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса и Просвещения.

 

Просвещение.

Средние века, а  точнее период перехода от средневековой  культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.

В это время  в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращение к культурному наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего  проявилось в Италии.

Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией.

Культура Возрождения  отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко  причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно  новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения. В эпоху Возрождения отдельные области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие идеи были сформулированы не профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, ученого, инженера).

Считается, что  начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека.

Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический  характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.

Эпоха от Возрождения  до Реформации внутренне противоречива, переходя от старого к Новому времени, она растянулась во многих регионах Европы более чем на три столетия.

Гуманисты, оглядываясь  в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях  они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен

И гуманисты, и  реформаторы по своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. -- человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее.

Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Чело-век есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека.

Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это озна-чало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма -- вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего чело-веческого влекла за собой эстетическое восприятие действительно-сти, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрожде-ния, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчест-во. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего, проявляться подобие человека Богу.

Социально-политические и культурные условия Возрождения  благоприятно повлияли на развитие философской  мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.

Но философия  эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением  к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки.

Если в искусстве  Возрождения всеобщим идеалом и  естественным критерием стала чувственная  телесность, то в науке эта роль отво-дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания.

Все в мире можно  подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной инди-видуальностью.

Наука Возрождения  мало отличалась от искусства, поскольку  была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник -- это искатель истинных образов, мыслитель -- искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя -- техника прояснения, или метод познания. Мысли-тель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире.

Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и  его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности -- в учениях пифагорейцев, в философии Платона.

Гуманистическая направленность Возрож-дения проявлялась  в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.

Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви”  без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.

Возглавлял  движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Связь искусства  и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.

Искусство в  эпоху Возрождения достигает  невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. Искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры.

Выдающийся  архитектор и скульптор Раннего  Возрождения Филиппо Брунеллески - один из основоположников архитектуры  Ренессанса. Ему удалось возродить  основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. В своем структурном и декоративно-изобразительном единстве ренессансная архитектура преобразила облик собора - его центрическое купольное сооружение не придавливает человека, но и не отрывает от земли, а своим величавым подъемом как бы утверждает главенство человека над миром.

Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную  науку (теория линейной перспективы).

С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Это флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г.

Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это  создание знаменитого зодчего, вынесшего  на фасад широко открытую арочную  галерею с тонкими колоннами  и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру - “часть жизни” - с самой частью города. Прелестные медальоны из покрытой глазурью обожженной глины с изображениями спеленатых новорожденных украшают небольшие тимпаны, красочно оживляя всю архитектурную композицию.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

Информация о работе Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности