Выдающиеся деятели церкви в XIX – начале XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить значение Русской провославной церкви рубежа XIX – XX веков.
Задачами курсовой работы являются:
1) Исследовать истоки и сущность кризиса Русской православной церкви
2) Проанализировать влияние православия на общество.
3) Рассмотреть экономическое положение церкви.
4) Рассмотреть вклад деятелей церкви преодоления кризиса религиозного самосознания русского общества.

Содержание

Введение …………………………………………………….……………… 3
1. Изменения в жизни церкви в XIX – начале XX вв. ….…………. 7

1.1. Народное восприятие общественных, экономических и административных структур как одного целого с церковью……………………………..……………………………… 7
1.2. Влияние православия на творческих и
мыслящих людей ……………………………………………….. 11

1.3. Законы, связанные с церковью ……………………………….16
1.4. Экономическое положение церкви в XIX –
начале XX вв. ……………………………………………………. 20
2. Выдающиеся деятели церкви в XIX – начале XX вв. ………... 22
2.1.Философские воззрения на русскую православную церковь……………………………………………………..22
2.2.Роль церковных деятелей в русской православной церкви………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Культура России. Церковь 19-20вв.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение …………………………………………………….……………… 3 

    1. Изменения в жизни церкви в XIX – начале XX вв. ….…………. 7 
     

    1.1. Народное  восприятие общественных, экономических  и административных структур  как одного целого с церковью……………………………..……………………………… 7 

    1.2. Влияние православия на творческих и

        мыслящих  людей ……………………………………………….. 11

     
    1.3. Законы, связанные с церковью ……………………………….16 

    1.4. Экономическое  положение церкви в XIX –

        начале XX вв. ……………………………………………………. 20 

    2. Выдающиеся деятели церкви в XIX – начале XX вв. ………... 22 

      2.1.Философские воззрения на русскую православную              церковь……………………………………………………..22

      2.2.Роль  церковных деятелей в русской  православной церкви………………………………………………………24

    Заключение………………………………………………………...33

    Список  использованной литературы……………………………..36 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     «Положение Церкви в современной России переживает не менее кризисное состояние, чем в конце ХIХ – начале ХХ веков. С одной стороны рост цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную «технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит, наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности, проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных отношений между государством и религиозными организациями, действительная организация принципа свободы совести, – процессы позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.

     Вместе  с тем, современные социологические  исследования показали, что в современной  России основной контингент, причисляющих себе к православию, а таких насчитывается 74%, составляют люди, не принявшие еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей. [14, с. 126] Тем не менее, за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться соблюдать православные каноны». [13, с. 126]

     Несмотря  на то, что в православии свобода личности, веротерпимость, демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями, наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым в историю своего народа. Но в этой истории Русская Православная Церковь (РПЦ) со времен Петра управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом веке и оборвалось, как и многое другое, социалистической революцией.

     В советской историографии история  русской православной Церкви долгие годы оставалась одной из наименее разработанных областей. В дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ по истории Церкви. В масштабных трудах – «История русской Церкви» о. Макария (Булгакова), «История русской Церкви» Е.Е. Голубинского, Церковь как институт исследовалась во всех сколько-нибудь значительных деталях.  Это и характеристика иерархического устройства Церкви, и поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события внутрицерковной жизни, и богословие,  и миссионерство и т.д.

       К сожалению, многие исследования, касающиеся проблем церковно-общественных отношений,  отношений церкви и государства как в пореформенный период, и в начале ХХ века, а также архивные документы и церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться их изучением в контексте современных исследований. [13]

       Будучи первым марксистско-ленинским  трудом по истории русского     православия,      старообрядчества    и    сектантства,  книга Н.М.  Никольского «История русской  церкви» в свое время именно  новизной рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах. Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола исключительности, который создавали ей богословы и служители культа. Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом человеческой деятельности, порожденным определенными условиями человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.Н. Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ века. [9]

     Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в советской историографии стала коллективная монография «Русское православие: вехи истории». Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1984 году, затем несколько раз переиздавалась.

     Для раскрытия темы курсовой работы интерес  представляет глава «Церковь в период трех российских революций», хотя она и не претендует на исчерпывающее исследование проблемы церкви и общественного сознания этого периода. Тем не менее, в данной главе содержатся некоторые общие сведения о состоянии церкви и духовенства в частности. История русской церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные религиозные настроения на своем историческом пути.  Авторы стремились разносторонне  и многопланово показать историю Церкви, основываясь на строго проверенном материале.  Однако монографии не удалось избежать общей идеологической направленности  советской историографической науки.

     Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в свет ряд  ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К ним относится книга профессора русской истории Поспеловского Д.В. «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР», опубликованная в 1995 году в Москве. В книге рассматривается роль Православной Церкви в истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах развития. В книгу вошла раннее опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1993 год статья «Русская православная Церковь начала ХХ века», где поэтапно прослеживаются и анализируются попытки вернуть церкви каноническое устройство, начиная со времен К.П. Победоносцева и заканчивая восстановлением патриаршества в 1917 году. Поспеловский утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт церкви, и вопреки «совместным стараниям правительства, царя, синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции Церковь наконец прорвалась за пределы своего гетто». [12, с. 46]

     Важной  для понимания общих тенденций  РПЦ во второй половине ХIХ века явилась статья С.В. Римского «Церковная реформа Александра II», опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1996 год. Кандидат  исторических наук С.В. Римский разрабатывает тему, начатую еще в дореволюционной отечественной историографии, но совершенно забытую после Октября 1917 года, посвященную церковной реформе 1863 года. Главный аспект, интересующий нас в этой статье – церковно-государственные отношения и попытки их реформирования во второй половине ХIХ века.

     В целом, приведенный историографический обзор показывает, что в эпоху, когда над отечественной исторической и философской науками довлели догмы диалектического материализма и классовых оценок, история церкви и философской мысли освещалась однобоко и неполно, что привело к недостатку общей историко-философской культуры в настоящее время. 

     Цель курсовой работы – выявить значение Русской провославной церкви рубежа XIX – XX веков.

     Задачами курсовой работы являются:

      1) Исследовать истоки и сущность кризиса Русской православной  церкви

      2) Проанализировать влияние православия  на общество.

      3) Рассмотреть экономическое положение церкви.

      4) Рассмотреть вклад деятелей церкви  преодоления кризиса религиозного  самосознания русского общества.

      Объектом  курсовой работы являетсяправославие.

      Предметом курсовой работы является рубеж XIX – XX веков русской православной церкви. 

      1. Изменения в жизни церкви в XIX –

      начале XX вв. 

    1. Народное  восприятие общественных,

    экономических и административных структур как 

    одного  целого с церковью 

     «Православие являлось наиболее массовым вероисповеданием в России со своей многочисленной и разветвленной организацией. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения империи. Несомненно, что к началу ХХ века  православная Церковь располагала самой массовой аудиторией в стране.

     В 1905г. в России действовала 48375 православных церквей. Численность белого духовенства  составляла 103437 человек. В том же году в России насчитывалось 267 мужских православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20199 человек.

     В системе «ведомства православного  вероисповедания» действовали 4 духовные академии (Петербургская, Московская, Киевская, Казанская), 57 семинарий (19348 учащихся), 187 мужских духовных училищ. В ведомство Синода входила сеть массовых начальных школ, которая складывалась из школ грамоты, церковно-приходских и учительских школ». [6, с. 380] 
 

     Церковь располагала мощной полиграфической  и издательской базой. Официальный  орган Синода – еженедельник «Церковные ведомости» – рассылался во все приходы. В каждой епархии (в России того времени их насчитывалось 66) издавались местные «епархиальные ведомости». Массовыми тиражами выходила разная по характеру религиозная литература.

     Однако  господствующая Церковь только с  первого взгляда казалась стройной, единой и сильной организацией. Связанная с самодержавным государством, не пережившая реформации и не приспособившаяся к условиям нового капиталистического общества, российская православная Церковь находилась в весьма критическом положении. [6]

     Многие  столетия РПЦ избегала всякого реформирования, но в течение первой половины XIX века уже предпринимались некоторые преобразования в Церкви. Синод лишился права ревизии в Церкви граф Н.А. Протасов вывел из подчинения Синода хозяйственные дела, образовав так называемое Хозяйственное управление, числившееся при Синоде  Комиссия духовных училищ превратилась в Духовно-учебное управление. Суть всех манипуляций сводилась к тому, что члены Синода лишились действительного влияния на управление. Условно можно сказать, что если ранее обер-прокурор был при Синоде, то теперь Синод состоял при обер-прокуроре. Образовалась сеть особых отраслей управления  с большим числом светских чиновников, контролируемая обер-прокурором. Все преобразования преследовали только одну, высшую цель охранение основ самодержавия – они полностью соответствовали желанию императора Николая I выстроить некую современную систему, не допускавшую в Россию опасных для монархии новомодных философских учений, обеспечивавшую его личный контроль во всех сферах  жизни.

     Усугубленное  положение Церкви в России конца  XIX-начала XX веков определялось законодательными актами, принятыми еще при Петре I. В результате реформ усилился раскол и начало размножаться сектантство. Отмена Петром I патриаршества, введение синодальной системы с подчинением Церкви государственному аппарату лишили ее самостоятельного голоса в обществе, права печалования перед государем за гонимых, уподобили приходского священника полицейскому чиновнику, который присягал служить властям, сообщая о политических настроениях своей паствы даже в нарушении тайны исповеди (что по церковным канонам должно вести к извержению такого священника из сана).

     Пореформенная эпоха развернула Россию навстречу  требованиям противоречивого и неоднозначного нового времени. Осуществление продуманной программы преобразований совершенно меняло облик страны, положение и образ жизни всех ее жителей.

Информация о работе Выдающиеся деятели церкви в XIX – начале XX вв