Восток и Запад – культурные связи и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:14, реферат

Описание

Для реферата я выбрала тему: «Восток и Запад – культурные связи и противостояния», эта тема интересует меня больше остальных, так как я считаю ее актуальной на сегодняшний день. Слово «культура» включает в себя религию, историю, менталитет, мировоззрение, духовные ценности, художественные и эстетические. У обеих культур достаточно много последователей и тяжело сказать какую предпочитают больше. На таком контрасте противоположностей легко выделить характерные черты каждой, их сходства и различия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
1. Сходства и различие Востока и Запада. Сравнение религий и представлений о мире. книги Садгуру Шивайя Субрамуниясвами
«ТАНЕЦ С ШИВОЙ»………………………………………………………….…3
1.1. Различия………………………………………………………….…….3
1.2. Сходства………………………………………………………………..7
1.3. Сравнение иудаизма, христианства и ислама……………….………9
1.4. Сравнение четырех школ индуизма…………………………….…..11
2. Сопоставление особенностей восточной и западной культур……………..14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………..……..19

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ_КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

 

Об истинной религии

ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровенное писание, Танах(ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (первым пяти книгам Ветхого Завета).

ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религия, христианство, и одно писание – Библия (Ветхий и Новый Заветы).

ИСЛАМ: Единственная истинная вера – это Ислам, а высочайшее откровенное писание – Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе Библия и ряд индуистских писаний.

 

Об изначальном грехе

ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в изначальный грех. ХРИСТИАНСТВО: То же. ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет изначального греха.

 

О доказательстве силы Бога

ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом «Исходе». ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей – в воскресении Христа. ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей – в самом Коране.

 

Об обязательствах человека перед Богом

ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из Египта. ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во искупление человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы не попасть в ад.

 

О средствах спасения

ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в Торе. ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.

 

 

 

 

1.4. Сравнение четырех школ индуизма

 

Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) ив Верховное Существо, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого существования. Они верят в дхарму и вахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.

 

Личностный Бог или Богиня

ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество – Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.

ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество – Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать – Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.

ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество – Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.

СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество – Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

 

Природа Шакти

ШИВАИЗМ: Шакти – это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или разум Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Шакти – это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и отдаленного Шивы.

ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани – у Кришны и Сита – у Рамы.

СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия Бога.

 

Природа Личностного Бога

ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.

ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.

ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он – объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению.

СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.

 

Аватары

ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.

ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.

СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.

 

Душа и Бог

ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа – одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, – посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.

ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.

СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.

 

Духовная практика

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.

ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.

ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).

СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-карма, раджа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.

 

Основные писания

ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны

ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны

ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно «Шримад-Бхагаватам») и Итихасы («Рамаяна» и «Махабхарата», особенно «Бхагавад-гита»).

СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити – Пураны, Итихасы, особенно «Бхагавад-гита» и др.

 

Регионы влияния

ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в южной и северной Индии, Непалеи Шри-Ланке.

ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в северной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.

ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.

СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.

 

2. Сопоставление особенностей восточной и западной культур.

 

1. Основой письменной культуры Запада является алфавит – совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение.

Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому – слову. За словом стоит понятие – форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

Европейские понятия, например, «человек» или «индивид» – воспринимается чисто атомарно. А вот японское понятие «НИНГЭН» (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида.

2. Употребление синонимов в Западной культуре основано на понятийном содержании слов безотносительно к графической оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации.

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия – не внешняя форма, а содержательная форма.

3. В Западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

4. В западной культуре возможно, несовпадение «цели» и «средств». В восточной – средства понимаются как развернувшееся содержание цели.

5. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей – неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

6. В западной культуре наука направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. «Опыт» – метод науки нового времени, образован от слова «пытка». Человек «пытает» природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.

7. Для европейской культуры «понять» – значит дать повторяющийся результат, то есть «воспроизвести». Отсюда мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм – и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры «понять» –значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример – «Сад камней». Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов-икебана.

8. Для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной – природоцентризм. Человек – не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы «природа-культура».

9. Для западной культуры характерен «вещизм», «товарный фетишизм» – покупать, покупать, покупать, инстинкт собственника. Для восточной – минимизация потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома.

10. Для Запада характерно признание безличностного, анонимного восприятия культуры: «все – потребители». Для восточной культуры характерен личностный характер формирования культуры: есть Учитель. Это объясняется тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания. Например, Коран имеет семь слоёв комментариев.

11. Внетекстовое молчание означает отсутствие смысла – в западной культуре. В восточной культуре – молчание есть способ постижения смысла.

12. В западной культуре цель науки – истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной – цель знания – выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

13. В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: «истина – неистина». В восточной культуре познание – средство нравственного совершенствования. Основной вопрос – соотношение добра и зла.

14. В западной культуре постижение всеобщего, законов – основная цель. Единичное невыразимо непосредственно в языке, в науке. В восточной культуре основное внимание уделяется индивидуальности, единичному.

Например, европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина – наоборот, более сильна при воздействии на индивидуум, скажем, путём иглоукалывания.

15. Отличается на Востоке и трактовка «гуманизма». Термин «гуманизм» был введён в Италии Колюччо Салютати и Леонардо Бруни. Они заимствовали его у Цицерона. В Китае Хань Юй вводит термин «ЖЭНЬ», отличая свой путь от пути до него. Но содержание этого термина («Пути») – иное. Конфуций проповедовал любовь к человеку, Хань Юй – любовь ко всему, к миру, понятому пантеистически и одухотворённо.

Таким образом, восточный гуманизм не был антропоцентричен. Чжан Мин-дао говорил: «Моя душа – то же, что и душа трав, деревьев, птиц, животных. Только человек рождается, приняв срединное Неба–Земли». Таким образом, это своеобразное экологическое мировоззрение, «природоцентризм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В моем реферате невозможно не упомянуть строки Редьярда Киплинга, и на сегодняшний момент многие сошлись во мнении с ним:

Запад есть запад, восток есть восток,

Не встретиться им никогда.

Лишь у подножья Престола Божья

В день страшного суда.

Я считаю, что это слишком противоположные культуры чтоб «встретиться», но они уже обмениваются самым лучшим в своих культурах: если взять духовность и мудрость востока и соединить с изобретательностью и энергичностью запада, то получится очень эффективный союз.

Главное различие состоит в том, что восток – это гармония, размышления – интроверсия, а запад – суетливость, энергичность – экстраверсия.

Информация о работе Восток и Запад – культурные связи и противоречия